Соединение трубопроводов

 

пц 6)7654

ОПИСАНИИ

ИЗОБРЕТЕН И 3I

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Ьаз Йввтсиии

0оцимиетичвсиих

Ресйублий (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 04.03.77 (21) 2459031/29-08 с присоединением заявки № (23) Приоритет (43) Опубликовано 30.07.78. Бюллетень № 28 (45) Дата опубликования описания 26,07.78 (51) M. Кл,е F 16L

19/02

Государственный комитет

Совета Министров СССР яо делам изобретений я открытий (53) УДК 621.643 (088.8) (54) СОЕДИНЕНИЕ ТРУБОПРОВОДОВ

Изобретение относится к соединениям трубопроводов, работающих при высоких динамических нагрузках, например для подвода топлива и других рабочих сред в летательных аппаратах, и может быть ис- 5 пользовано в авиастроении, химической, энергетической, автомобильной промышленности, судостроении и других отраслях машиностроения.

Известны соединения трубопроводов по 10 наружному конусу (1).

Такие соединения содержат разрезное ниппельное кольцо с обоймой, одетые на конец трубы, которые посредством накидной гайки прижимают раструб трубы к на- 15 ружному концу штуцера, причем гайка снабжена удлинителем, свободно охватывающим трубу в месте ее выхода из соединения.

Ввиду сравнительно жесткого защемле- 20 ния трубы разрезным концом при затяжке соединения в материале трубы по торцу кольца имеет место значительная концентрация напряжений, которая снижает усталостную прочность соединения. 25

Кроме того, такая конструкция обуславливает большие габариты и вес сосдинения.

Известно также соединение трубопроводов, содержащее ниппель с хвостовиком, 30 штуцер и накидную гайку с удлинителем (2).

В этом соединении вследствие невозможности устранения зазора в сопряжении удлинителя накидной гайки с трубой, связанного с требованием многократной сборки соединения, имеет место наклон и износ трубы в месте контакта с удлинителем, что существенно снижает усталостную прочность, надежность и срок службы соединения в условиях эксплуатации.

Целью изобретения является повышение усталостной прочности и надежности соединений трубопроводов, а также снижение скручивания труб при сборке соединений.

Это достигается тем, что в соединении трубопроводов, содержащем ниппель с хвостовиком, штуцер и стягивающую их накидную гайку с удлинителем, охватывающим хвостовик ниппеля, на удлинителе гайки и хвостовике ниппеля выполнены стыкуемые между собой опорные элементы, причем удлинитель выполнен с упругим элементом в месте перехода удлинителя к корпусу гайки, Упругий элмент удлинителя выполнен в виде кольцевого зига, а опорные элементы удлинителя и хвостовика ниппеля имеют вид буртиков, сопряженные поверхности которых выполнены равнопрофильными.

617654

Удлинитель имеет вогнутую криволинейную наружную поверхность, спрофилированную, например, дугой окружности таким образом, что толщина его стенки увеличивается от опорного элемента удлини- 5 теля к корпусу гайки.

Устранение зазора в сопряжении удлинителя накидной гайки с хвостовиком ниппеля или трубой, достигаемое такой конструкцией, исключает наклеп и износ стен- 10 ки хвостовика, что позволяет повысить усталостную срочность и надежность соединения.

На фиг. 1 изображено соединение трубопроводов, общий вид; на фиг. 2 — узел 1 15 на фиг. 1.

Соединение состоит из ниппеля 1, штуцера 2 и стягивающей их накидной гайки 3, прижатой заплечиком 4 к опорному буртику 5 головки ниппеля 1. 20

Накидная гайка 3 имеет удлинитель 6, охватывающий хвостовик 7 ниппеля 1, причем на удлинителе 6 и хвостовике 7 выполнены стыкуемые между собой опорные элементы 8 и 9 в виде буртиков, сопряженные поверхности которых выполнены равнопрофильными, например, конической формы.

Удлинитель 6 выполнен тонкостенным с вогнутой криволинейной наружной поверхностью 10 и упругим элементом 11 в виде кольцевого зига.

При свинчивании накидной гайки 3 с штуцером 2 первоначально стыкуются друг с другом опорные элементы 8 и 9 удлини4 теля 6 и хвостовика 7 ниппеля 1. При этом между заплечиком 4 гайки 3 и опорным буртиком 5 головки ниппеля 1 имеется зазор.

При затяжке накидной гайки 3 происходит деформирование упругого элемента 11 удлинителя 6 для выбора зазора и последующее при>катие заплечика 4 к опорному буртику 5 головки ниппеля 1. После чего соединение затягивают заданным моментом затяжки.

Таким образом обеспечивается устранение зазора в сопряжении удлинителя с хвостовиком ниппеля и демпфирование колебаний трубы.

Формула изобретения

Соединение трубопроводов, содержащее ниппель с хвостовиком, штуцер и накидную гайку с удлинителем, отличающееся тем, что, с целью повышения усталостной прочности и надежности и снижения скручивания труб при сборке соединения, на удлинителе гайки и хвостовике ниппеля выполнены стыкуемые между собой опорные элементы, причем удлинитель выполнен с упругим элементом в месте перехода удлинителя к корпусу гайки.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Патент США № 2128459, кл. 285 — 334.5, опублик. 1938, 2. Патент США № 2761704, кл. 285 †3, опублик. 1956.

Соединение трубопроводов Соединение трубопроводов Соединение трубопроводов 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к трубопроводной технике и может быть использовано в соединениях труб с поджимаемым уплотнительным элементом, в частности в соединениях стеклопластиковых труб, применяемых в магистральных трубопроводах для транспортировки нефтехимических продуктов, воды и других жидкостей, как в промышленном, так и бытовом, коммунальном и других отраслях хозяйства

Изобретение относится к трубопроводной технике и может быть использовано в соединениях труб с поджимаемым уплотнительным элементом, в частности в соединениях стеклопластиковых или металлических труб, применяемых в магистральных трубопроводах для транспортировки нефтехимических продуктов или горячего водоснабжения

Изобретение относится к области машиностроения, в частности, к трубопроводной арматуре, работающей в условиях высоких эксплуатационных нагрузок , изменения температуры и жестких требований к герметияации разъемных соединений

Изобретение относится к машиностроению, а именно к соединению трубопроводов и может быть использовано в трубопроводной арматуре и присоединительных элементах оборудования

Изобретение относится к устройству и способу для создания предварительно нагруженного соединения двух труб. Устройство для соединения двух труб содержит наружную резьбу, расположенную на первой трубе. На второй трубе трубопровода установлен с возможностью радиального перемещения запорный элемент с наружными запорными профилями. На наружную резьбу навинчена соединительная втулка, имеющая внутреннюю резьбу и внутренние запорные профили для зацепления с указанными наружными запорными профилями. Соединительная втулка перемещается в первом осевом направлении к первой трубе путем вращения по наружной резьбе, при нахождении ее внутренних профилей в промежуточном зацеплении с наружными профилями, до тех пор, пока это перемещение не будет ограничено упирающимися поверхностями внутренних и наружных профилей после выборки возможных осевых зазоров в результате этого первого осевого перемещения. Упирающиеся поверхности имеют наклон, позволяющий натягивать соединительную втулку в осевом направлении, противоположном первому осевому направлению, при перемещении наружных запорных профилей в радиальном направлении наружу из положения промежуточного зацепления в положение дальнейшего зацепления с внутренними запорными профилями. Технический результат заключается в повышении надежности соединения труб. 2 н. и 4 з.п. ф-лы, 7 ил.
Наверх