Регул руемая униполярная муфта

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Ссщиалистических Республик

< и636752 (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22} Заявлено 280377 (21) 2466566/24-07 с присоединением заявки ла (51) И. Кл.

Н 02 К 49/12

Н 02 К 11/00

Государственный комитет

Совета Министров СССР но делам изобретений и открытий (23) Пр::оритет (53) УДК 621 . 313. 17:

:621.313.291 (088.8) (43) Опубликовано 051278.Бюллетень,%45 (45) Дата опубликования описания 10.1278

И.П.Еремкин, Т.A.Ùåòèíèí, П.А.Свириденко и A.М.Литвиненко

l (72) Авторы изобретения (71) Заявитель

Воронежский политехнический институт (54) РЕГУЛИРУЕМАЯ УНИПОЛЯРНАЯ МУФТА

Изобретение относится к электрическим машинам, а именно к униполярным муфтам скольжения и может быть использовано в регулируемых приводах производственных механизмов. б

Известна униполярная муфта скольжения, содержащая магнитопровод с обмоткой возбуждения, ведущий и ведомый роторы. Для обеспечения пути замыкания тока ведущий и ведомый рото- 10 ры электрически замкнуты друг на друга через жидкометаллический скользящий контакт, вследствие чего ток в одном роторе имеет одно направление, другом — противоположное, а муф та в целом является короткозамкнутой униполярной машиной (l) .

Недостаток:данной муфты - малая жесткость механической-характеристики, вследствие чего скорость ведомого ротора изменяется в широких преде лах при изменении нагрузки °

Известна также регулируемая униполярная муфта, содержащая неподвижный магнитопровод с обмоткой возбуждения, ведущий и ведомый роторы, электрически соединенные между собой двумя скользящими контактами, и увезть, регулирования с датчиком скорости (г) .

ЗО для регулирования скорости вращения одна из групп контактов установлена с возможностью перемещения относительно одного из роторов.

Данная муфта является наиболее близкой к изобретению по технической сущности и достигаемому результату.

Недостаток — малая точность поддержания скорости вращения ведомого ротора.

Цель изобретения — повышение точности поддержания скорости вращения ведомого ротора.

Для реализации поставленной цели муфта снабжена датчиком тока возбуждения, выход которого соединен последовательно с выходом датчика скорости и подключен к входу узла регулирования, включенного в цепь обмотки возбуждения, а датчик скорости выполнен в виде двух закрепленных на магнитопроводе скользящих токосъем ников, контактирующих с ведоьиям ротором на его концевых участках.

На чертеже схематически изображено устройство бесконтактной униполярной муфты скольжения дискового типа вертикального исполнения.

К Флянцевому двигателю 1 прикрепляется корпус муфты 2, являкщий636752 ся магнитопроводом, в котором размещена кольцевая обмотка возбуждения 3. На валу двигателя 1 закреплен ведущий дисковый ферромагнитный ротор 4 муфты, электрически замкнутый на ведомый ферромагнитный ротор 5 с помощью жидкометаллических коль- 5 цевых контактов 6 и 7. На наружной торцовой поверхности ведомого ротора 5 выполнены скользящие токосъемники в виде кольцевых канавок В и 9, заполненных жидким металлом, в ко- 10 торий погружены контакты 10 и 11.

Напряжение, снимаемое с контактов

10 и 11, через датчик тока возбуждения в виде шунта 12, находящегося в цепи возбуждения обмотки 3,,по- 15 дается на узел регулирования с усилителем 13. Усиленный сигнал сравнивается с напряжением «а задающем потенциометре 14, и разность сигналов поступает в блок 15 системы автоматического регулирования, управляющий током возбуждения.

Пуск муфты осуществляется при работающем на холостом ходу двигателе

1g врдщаающем с постоянной скоростью ведущий ротор 4 муфты. При подаче напряжения на обмотку 3 появляется поток, показанный штриховыми линиями. Во вращающемся роторе 4 возникают постоянные ЭДС, направленные радиальпо, и поскольку ротор 4 замкнут на ротор 5, появляется постоянный рабочий ток, направление которого показано стрелками . Ток в роторе 5 взаимодействует с потоком, приводя ротор во вращение. При установившемся режиме ток в роторах

4 и 5 протекает под действием разности ЭДС, наводимой в роторах. Изза наличия скольжения скорость ведомого ротора меньше, чем ведущего, . 40 и .ЭДС в нем меньше, Напряжение на роторе 5, снимаемое контактами 10 и 11, линейно зависит от скорости вращения. При увеличении нагрузки скорость ротора 5 и напряжение на 45 нем снижаются, вызывая увеличение разности задающего напряжения на потенциометре 14 и напряжения, снимаемого с усилителя 13. При этом узел регулирования увеличивает ток воз- 60 буждения, что приводит к BoccTcLHGBrte v>o скорости привода. С увеличением тока возбуждения возрастает магнитный поток и напряжение на контактах 10 и 11. Для исключения этого влияния на работу узла регулирования в цепи возбуждения установлен шунт 12, введенный в цепь контактов 10 и 11. При увеличении тока возбуждения возрастает падение напряжения на шунте 12, вследствие чего на усилитель 13 поступает напряжение, зависящее только от скорости вращения ведомого ротора 5 и не зависящее от тока возбуждения.

Введение в муфту датчика тока и выполнение датчика скорости в виде двух скользящих токосъемников, контактирующих с ведомым ротором, позволяет повысить стабильность поддержания скорости ведомого ротора.

Формула изобретения

Регулируемая униполярная муфта, содержащая неподвижный магнитопровод с обмоткой возбуждения, ведущий и ведомый роторы, электрически соединенные между собой двумя скользящими контактами, и узел регулирования с датчиком скорости, о т л и ч а ю щ а я с я тем, что, с целью повышения точности поддержания скорости вращения ведомого ротора, муфта снабжена датчиком тока возбуждения, выход которого соединен последовательно с выходом датчика скорости и подключен к входу узла регулирования, включенного в цепь обмотки возбуждения, а датчик скорости выполнен в виде двух закрепленных на магнитопроводе скользящих токосъемников, контактирующих с ведомым ротором на его концевых участках.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе:

1. Дьяков В.И., Паникратов Д.Д. и Еремкин И.П. Основы методики расчета и конструирования униполярных ациклических муфт скольжения и тормозов. Сб. трудов BHH Электропровод и автоматизация промышленных установок . Воронеж, 1971, с. 34, рис. 1.

2 Патент Японии Р 50-22650 кл. 53 А 324, 1975.

636?52

Составитель В. Никоноров

Редактор В.фельдман Техред A.Алатырев КорректорН.Ковалева

Эакаэ 6964 / 46 Тираж 850 Подписное

ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам иэобретений и открытий

113035 Москва Ж-35 Раушская наб.c g 4 5 филиал ППП Патент, г. ужгород, ул. Проектная, 4

Регул руемая униполярная муфта Регул руемая униполярная муфта Регул руемая униполярная муфта 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к носителю инструментов и способу проверки динамоэлектрической машины, которая содержит статор с ферромагнитным ярмом и ротор, расположенный во внутренней выемке ярма с оставлением зазора между статором и ротором, причем для проведения проверки в зазор между статором и ротором вводят инструменты

Изобретение относится к электромашиностроению и может быть использовано при производстве коллекторных электрических машин, обладающих повышенными требованиями к уровню радиопомех при эксплуатации

Изобретение относится к способу подавления излучения радиочастотной энергии от электропривода, содержащего электронный контроллер и электрический двигатель, и к электроприводу, предназначенному для работы в соответствии с изобретением

Изобретение относится к электротехнике, а именно к системам тяги на основе бесконтактных электрических машин, питающихся от силовых полупроводниковых преобразователей в приводах транспортных средств

Изобретение относится к электромашиностроению, в частности к конструкциям вращающихся выпрямительных устройств с варисторными блоками для ограничения перенапряжений, возникающих на якоре бесщеточного возбудителя синхронной машины

Изобретение относится к электродвигателю

Изобретение относится к области электротехники, а именно - к системам тяги на основе бесконтактных электрических машин, питающихся от силовых полупроводниковых преобразователей в приводах транспортных средств

Изобретение относится к области электротехники и касается особенностей выполнения электрических машин в части, определяющей параметры их вращения
Наверх