Грозоразрядник

 

Союз Советева

Соцйапмстмчвски»

Республик (iii 641568 (бт) Дополнительное к авт. свид-sy (22) Заявлено 03.08.73(21) 1950548/24-07 с присоединением заявки № (>>3 М л.

Н 01 Т 5/00 (23) Приоритет—

Гееударстеелиме еватет

СССР еа делам кзоеретеней и етхритей

Опубликовано05.01.79.Бюллетень № 1

Дата опубликования описания 08.01.79 (53) УДК 621.31G, 933(088 8) (72) Автори изобретения

Г. Г. Охотников и Л. М. 1рощнло (71) Заявитель (5<) ГРОЗОРАЗРЯДНИК

Изобретение относится к авиационному приборостроению и может быть использовано для грозозащиты передней полусферы самолета, антенных обтекателей радиолокационных станций и других элементов констукции летательных аппаратов и для снижения. радиопомех электростатического характера.

Известны электростатические разрядники, устанавливаемые на самолетах для снятия электростатического заряда и снижения радиопомех, имеющие игольчатый электрод, распределенное демпфирующее сопротивление, защитный корпус и узел креплении.

Однако, как показала практика использования этих электростатических разрядников, нх существенными недостатками являются одноразовость действия при прямом ударе молнии, недостаточная механическая прочность, являющаяся причиной частой замены разрушенных разрядников на самолете.

Цель изобретения — демпфирование ударной воздушной волны, сопровождающей молнию, и предотвращение разрушения элементов конструкции планера, демпфирование радиопомех бортовому оборудованию, обеспечение многоразовости действия.

Это достигается тем, что грозоразрядник снабжен изоляционной втулкой, контактной пружиной, .регулировочными и корончатой шайбами и кольцевым электродом, а узел крепления выполнен с одного конца s форме корончатого электрода в виде полого тонкостенного цилиндра с зубцами по торцовой кромке, а другой конец выполнен в виде хвостовнка; а демпфнрующий резистор зашунтирован разрядным промежутком, который образован кольцевым электродом и корончатым электродом узла крепления.

Защитный корпус выполнен из изоляционного материала в форме цилиндра с продольными прорезями, параллельными оси грозоразрядника, снабжен отверстиями, расположенными по диаметру против разрядного промежутка, и одет на рабочую часть грозоразрядника. Изоляционная втулка выполнена цилиндрической формы, располо- жена по оси грозоразрядника и соединена своей внешней поверхностью с внутренней поверхностью полого цилиндра корончатого электрода узла крепленйя и, кроме того, снабжена сквозным отверстием по оси грозоразрядника, общей с осью игольчатого электрода

641568

Кольцевой электрод Выполнен В форме тонкостенНОГО цилиндра„одет HB изоляциОнную втулку, закреплен с ней контактным винтом и вместе с нголь атым электродом, контактной пружиной, демпфирующим резистором, установленным в отверстии изоляционной втулки, хвостовиком уЗла крепления и корпусом самолета образует электрическую .цепь для тока коронного разряда. Регулировочные шайбы, Обеспечивающие н(!Обходимый порог срабатывания разрядного про.—

10 межутка, установлены fÿåæäó кольцевым электродом и изоляционной Вту той, а контрящая корончатая шайба расположена между ГОлОВкон контактного Винта и кольцевым электродом, 13

Грозоразярдник имеет игольчатый электрод, проьоцирующий удар молнии на себя, острие которого отстоит на расстоянии примерно 150 мм от точки крепления, что при нчличии защитного корпуса способствует демпфирова-, нию ударной ВОлны, Возникающей при разряде молнии. Этим самь.м предотвращается разрушение элементов конструкции самолета В зоне установки грозоразрядника, На фиг. 1 представлено предложенное устройство, общий внд; на фиг. 2 — разрез А — А фиг. 1.

Грозоразрядник включает в себя игольчатый электрод i, электрически соединенный через контактный винт 2 с кольцевым электродом 3, выполненным в форме тонкостенного цилиндра и образующим разрядный промежуток 4 с помощью резиновых регулировочных шайб 5 и 6, обеспечивающих необходимый порог срабатывания промежутка, с корончатым электродом 7 узла крепления, который имеет внутреннее резьбовое соедине-, ние с изоляционной втулкой 8, Игольчатый электрод 1 также электрически соединен- через контактную пружину 9 с демпфирующим резистором 10 и хвостовиком 11 узла крепления. 49

Корончатая кочтрящая шайба 12 одета на кснтактный винт 2. Грозоразрядник помещается в. защитный корпус 13, контрящийся винтом 14.

Прямому попаданию молнии в грозоразрядиик, устанавливаемый в передней полусфере самолета„предшествует возникновение коронного разряда на острие игольч атого электрода 1. Ток коронного разряда течет через игольчатый электрод 1, контактную пружину 9, демнфирующий 50 резистор 10, обшивку самолета и далее . через электростатические разрядники, устанавливаемые В сбегающем потоке задней полусферы самолета. При этой демпфирующий резистор способствует снижению помех радиооборудования от коронного разряда.

Как только ток КОронного разряда достигнет критического значения, предшествующе4 го току молнии, произойдет пробой разрядного промежутка.

Ток разряда молнии пройдет по цепи.игольчатый электрод 1, кольцевой электрод 3> разрядный промежуток 4, хвостовик 11 узла крепления, обшивка самолета и далее через электростатические разрядники, устанавливаемые в сбегающем потоке задней полусферы самолета. При этом демпфирующий резистор шунтируется разрядным промежутком, Мощная ударная воздушная волна, возникающая на кончике игольчатого электрода 1 грозоразрядника, демпфируется за счет удаленности острия игольчатого электрода от поверхности обтекателя и зв счет прохождения по каналам защитного корпуса 13, что предотвраи,-ает от разрушения элементы конструкции самолета в зоне установки ерозоразрядника.

Кроме того, защитный корпус 13 снабжен

Отверстиями, расположенными диаметрально противоположно разрядному нромежутку, служащих для вывода газов, которые возникают при срабатывании разрядного промежутка, и предотвращающими разрушение самого корпуса 13, представляющего собой трубку.

Формула извбретения

1. Грозоразрядник, содержащий игольчатый электрод, демпфирующий резистор, защитный корпус и узел крепления, Отличаюиийся тем, что, с целью демпфирования ударной воздушной волны, сопровождающей молнию, и предотвращения разрушения элементов конструкции планера, демпфирования радиопомех бортовому оборудованию, обеспечения многоразовости действия, он снабжен изоляционной втулкой, контактной пружиной, регулировочнымн и короичатой шайбами и кольцевым электродом, а узел крепления выполнен с одного конца в форме корон чатого электрода s виде полоМ тонкостенного. цилиндра с зубцамя по торцовой кромке, а другой конец выполнен в виде хвостовика, причем демнфирукй®й резистор зааунтнрован разрядйим п1юмежутком, который образован кыьцевым электродом и корончатым электродом узла крепления.

2. Грозоразрядник но и. 1, отличающий» ся тем, что-защитный корпус выполнен из изоляционного материала в форме цилиндра с продольными прорезями, параллельными ося . грозоразрядника, и снабжен отверстиями, расположенными по диаметру пуатив разрядного промежутка.

3. Грозорвврядник по и. 1, отличающийся тем, что изоляционная втулка выполие64I568

Составитель Е. Бочкова

Редактор И. Марховская. Техред О. Луговая Корректор A. Власенко

Заказ 7531 51 Тираж я22 Подписное

ЦНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений н, открытия

1 I 3035. Москва, Ж-35. Раушская наб.. д. 4 5

Филиал ППП «Патент»., г. Ужгород, ул. Проектяая, 4 иа цилиндрической формы, расположена по оси грозоразрядника, соединена своей внеш-. ней поверхностью с внутренней поверхностью полого цилиндра короичатого электрола узла крепления и снаожейа сквозным отверстием по оси грозоразрядника.

Грозоразрядник Грозоразрядник Грозоразрядник 

 

Наверх