Винтовой движитель транспортного средства

 

О П И С Я Н И Е < 647169

ИЗОБЬЕТЕ Н ИЯ

К АВИЭСКОНУ СОИДВТВЛЬСТВМ !

Союз Советских

Социал«ст«чвских

Республик (6l) Доееолнительеое к авт. сэид-ву(И) Зааалееео 14.06.76 (2l} 2372016/27-11 е присоединением эаявкн Yi (Sl} М. Кл.а

В 62 3 S7/00

В 60 У 3/00

В 60 Y 3/02

Гасударственные ееыетет

СССР по делам нзебретенее н еткрытнй (23) Прееоритет

Опубликовано 1S.02.79Б<оллетень Э<е 6

Дата опубликования описания 18.02.79 (53) УЙК 629. 113. .033(088 8) A. Ф. Нккодаев, А. П. Купяпюв и Н. H. Меекеев (72) Авторм изобретении

Горьковский политекниевскиа институт км. А. A. Жданова (71) Заавитель (54) BHHTOBOA ДВИЖИТЕЛЬ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА

Изобретение относится к транспортным средствам высокой проходимости и, в частности, к роторно-винтовым движителям.

Известен винтовой движитель транспортного средства, в кот()ром для уменьшения, трения его ротора о грунт на наружной повер- Э хностн ротора установлены свободные ролики )l)

При движении по твердому грунту ролики, уста«<овленкые )<аклонно к оси вращения ротора, свободно перекатывак)тся по еа нему н тем самым уменьшается требуемый момент вращения. ()едостатком такого роторно-винтового движителя является то, что Он не эффективен на слабонесущнх грунтах, где ролики внедрян)тся в опорную поверхность и поэтому не оказывак)т заметного влияния на умень<пенне трения ротора О грунт.

Известен также вин> <пой движитель, содержащий нустотельзй ротор с винтовым гребш м и сквозными <ни< р(тиямн на его Ла наружной ннО<((н(т< мы подВОднтся сжатый газ, например, выхлопные газы )2).

При движении по слабонесущему грунту или воде, компрессионная система выпускает газ через отверстия в роторе, создавая воздушную подушку между ротором и опорной поверхностью, чем с)}ижается трение ротора.

Однако описанный движитель не имеет устройства:для направленного пуска газа только в те отверстия ротора, которые расположены в пятне контакта его с опорной поверхностью, поэтому газ непроизводительно выходит через верхние отверстия, а при движении по воде имеется опасность заполнения водой всего ротора.

Наиболее близким к данному изобретению по технической сущности н достигаемому результату является винтовой движитель транспортного средства, содержащий пустотелый поворотный ротор с винтовым гребнем и сквознымн отверстиями на его наружной поверхности, камеру сжатого газа, расположенную в одной из опор рпт<)ра, и систему подачи газа к т< м о)перстням, которые расположены в пятне контакта «.0 с грунтом, причем система подачи газ«выполнена в виде установленной <() рн рото647 I 69

1Î скос 17.

При движении транспортного средства шарики 14 клапанов 12 набегают на плиту

l3 и в зоне, показанной условно на фиг. 4 заштрихованными клапанами 12, сообщают 5 камеру 5 с гаэоирдводящими трубками 10, по которым сжатый газ через форсунки 11 и отверстия 8 в роторе 1 свободно выходит в зону контакта последнего с грунтом 9.

При этом создается «газовая смазка», ЗО уменьшающая трение ротора I о грунт 9, При движении по грунтам с различной несущей способностью ширина пятна контакта изменяется, Изменение ширины эоны подачи сжатого газа достигается поворотом регулировочного винта 16, который по верз5 тикальным направляющим 15 передвигает нажимную плиту 13 и тем самым изменяет количество клапанов 12, одновременно контактирующих с плитой 13, и при оптимальном положения плиты 13 сжатый гаэ будет выходить только в зоне контакта ротора I с грунтом,9.

Применение данного изобретения позволяет значительно повысить эффективность газовой смазки винтовых движителей, сократить непроизводительные потери газа и осу45 щестФть приспособляемость этих движителей к грунтам с различной несущей способностью.

3 ра неподвижной обечачки с продольными уплотнителями, контактирующими с внутренней пов рхностью ротора на границах пятна его контакта с грунтом, и гаэоподводящего трубопровода, соединенного с нижним радиальным зазором между обечайкой и ротором (3);

Последний винтовой движитель обеспе- чивает значительную экономию сжатого газа и эффективность его использования для снйжения трения ротора, поскольку ирн движенки транспортного средства сжатый газ выходит только из тех отверстий ротора, которые в нижней части попадают в зону между двумя продольными уплотнениями обечайки.

Однако этот движитель помимо сложности изготовления продольного уплотнения имеет еще и тот недостаток, что постоянная ширина зоны выхода газа не позволяет ему приспосабливаться к грунтам с раз- щ личной несущей способностью, на которых в широких пределах может изменяться ши- рина пятна контакта ротора с грунтом.

Цель изобретения — осуществление приспособляемости к грунтам с различной плотностью путем регулирования ширины зоны подачи газа.

Поставленная цель достигается тем, что система подачи газа выполнена в виде помещенных внутри ротора газоподводящих трубок со впускными клапанами на их концах и установленной в камере сжатого гаэа плоской нажимной плиты, взаимодействующей с клапанами, причем каждая трубка соединена с отверстиями ротора, расположенными на одной прямой, параллельной оси его вращения, а нажимная плита снабжена приводом ее вертикального перемещения.

Изобретение иллюстрируется чертежом, на котором показано на фиг. 1 — схематическое изображение движителя, общий вид с частичным разрезом; на фиг. 2 — разрез А — А фиг. 1; на фиг. 3 — продольный разрез левой опоры движителя в увеличенном масштабе; " на фиг. 4 — разрез Б — Б фиг.,3, :Винтовой движитель состоит из пустотелого ротора I с винтовым гребнем 2 на

его наружной поверхности. Ротор установлен на подшипниках в опорах 3 и 4 и с помощью привода (на чертеже не показан), расположенного в опоре 3, соединен с трансмиссией транспортного средства....

К опоре 4 прикреплена камера 5 сжатого газа, имеющая штуцер 6 для соединения ее с системой сжатого газа (на чертеже не показана) транспортного средства. Камера

5 отделена от подшипников опоры 4 уплотнением 7. На наружной поверхности ротора

l выполнены сквозные отверстия 8, которые расположены рядами, параллельными оси вращения ротора l.

Система подачи сжатого газа к отверсгиям, 8, расположенным в зоне пятна контакта ротора с грунтом 9, состоит нэ газоиодводящих трубок 10, каждая нз которых посредством форсунок l! соединена с отверстиями 8, расиоложеннымн на одной прямой, параллельной оси вращения ротора I, и имеет на своем конце впускной клапан 12; и нажимной плиты !3, взаимодействующей с клапанами 12 во время их вращения с ротором I.

Клапайы 12 состоят, например, иэ корпуса, внутри которого помещены подпружиненные шарики 14, а нажимная плита 13 установлена на вертикальных направляющих 15 и.снабжена приводом ее вертикального перемещения, выполненным; в данном примере исполнения, в виде соединенного с ней регулировочного винта 16. Для безударного входа шариков 14 в контакт с плитой

13 последняя на своей периферии имеет

Формула изобретения

Ла . .

Винтовой движитель трайспортиого средства, содержащий пустотелый поворотный ротор с винтовым гребнеМ и сквозными отверстиями иа его наружной поверхности, камеру сжатого газа, расположенную в одной нз опор ротора, и систему подачи газа к тем отверстиям, которые расположены в пятне контакта его с грунтом„оглияикицийгя тем, что, с целью приспособляемости к

64?I69

Источники инФормации, принятые Ro внимание при экспертизе

ГРУНтаМ С РаЗЛИЧНОй ПЛОтНОС1ЬКт, ПУТЕМ РЕ гулирования ширины зоны подачи газа, сис тема подачи газа выполнена в виде помещенных внутри ротора гаЗоподводящих трубок со впускными клапанами на их концах и установленной в камере сжатого газа плоской нажимной плиты, взаимодейству1ощей с клапанами, причем каждая трубка соединена с отверстиями ротора, расположенными на одной прямой, параллельной оси его 10 вращения, а нажимная плита снабжена приводом ее вертикального перемещения.

I. Патент ФРГ № 1153266, кл. 63 (; 29 02, 1964.

2. Патент США № 3397668, кл. 115 — I.

1967.

3. Заявка № 2324004, кл. В 62 0 57/00, 05.02.76, по которой принято. решение о выдаче авторского свидетельства.

Редактор (. Нрачевскнй

Заказ 225/13

Составитель Л. Аптер

Техред С1. Луговая Корректор А. Кравченко .Тираж 768 Подписное

1.1 Н1}ИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений н открыл н и

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Фнлнал ПИП кПатентэ, г. Ужгород, ул. Проектная. 4

Винтовой движитель транспортного средства Винтовой движитель транспортного средства Винтовой движитель транспортного средства 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к транспорту и касается конструирования транспортных средств на воздушной подушке

Изобретение относится к транспортной технике на воздушной подушке и касается создания аппаратов на воздушной подушке, способных перемещаться по дорогам и в условиях бездорожья, обладая плавучестью

Изобретение относится к области высокоскоростного транспорта

Изобретение относится к области высокоскоростного транспорта

Изобретение относится к области наземного скоростного транспорта

Изобретение относится к области наземного скоростного транспорта

Изобретение относится к транспорту и касается создания аппаратов на воздушной подушке повышенной проходимости

Изобретение относится к транспорту и касается создания аппаратов на воздушной подушке

Изобретение относится к транспорту и касается создания аппаратов на воздушной подушке с системой автоматического управления колебаниями по углам крена и дифферента
Наверх