Система централизованного маслоснабжения турбомашины

 

и ц -65977О

ОПИСАНИЕ

ИЗО БР ЕГЕ Н И Я

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Социалистических

Республик.=у \ (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 22.11.76 (21) 2422766/24-06 с прпсосдппеппсм заявки е (51) М. Кл. F 01 D 25/18 ссср (43) Опуолпковано 30.04.79. Бюллетень М 16 (45) Дата опубликования описания 30.04.79 (53) УД1; 621.165-722 (088.8) ло делам изобретений открытий (72) Автор изобретения (71) Заявитель

В. М. Казанский

Уральский филиал Всесоюзного дважды ордена Трудового

Красного Знамени теплотехнического научно-исследовательского института им. Ф. 3. Дзержинского (54) СИСТЕМА ЦЕНТРАЛИЗОВАННОГО

МАСЛОСНАБЖЕНИЯ ТУРБОМАШИ Hbl

ГосУдаРственный комитет (23) 11,ио „и,„

Изобретение относится к системам маслоснабжения турбомашин, в частности к системам централизованного маслоснабжения паровых турбин энергоблоков.

Известна система централизованного маслоснабжения турбомашин, содержащая общий маслобак, верхние и нижние узлы смазывания с питательными и сливными трубопроводами, один общий маслонасос (или общую группу насосов) для подачи масла к этим узлам, а также фильтры, адсорберы и другис устройства для очистки масла, расположенные в сливных трубопроводах (11.

Недостатком подобной системы является сравнительно низкая экономичность, связанная с дросселированием потоков масла, поступающих к нижележащим узлам, а также с быстрым окислением (старением) масла из-за неполного удаления растворенного воздуха и воды.

Известна также система централизованного маслоснабжения, содержащая общий маслобак с продувочным вентилятором, верхние и нижние узлы смазывания, размещенные в герметизированных картерах, с питательными и сливными трубопроводами и маслонасос для подачи масла к верхнему узлу смазывания. Кроме того, в системе имеются отдельный маслонасос меньшего напора для 17од;7ч77 масла к нижележащим

l 3ëçì, а также уcTpottcTB2 для очистк77 МВсла, расположенныс в c1èBíûê трубопроводах (2).

5 Эта система является наиболее близкой к ItsoopeTCIII»o»o технической сущности и достигаемому результату.

Недостатки ее заключаются в сложности конструкции, обусловленной наличием нескольких маслонасосов разного напора, и недостаточно эффективном обескпслороживанпп масла, что приводит к необходимости

I7pItiIeI7cI7IItI дорогостоящих присадок и сравнительно частой смены масла в процес15 се эксплуатации.

Целью изобретения является упрощение конструкции и повышение экономичности системы маслоснабжения путем повышения эффективности очистки и последовательного использования нагнетаемого насосом масла в нескольких узлах смазывания,расположенных на различных отметках.

Указанная цель достигается тем, что к маслобаку подключены всасывающим патруб7:.ом +0770177IITc;IbHbIII BcHTII;IHTop II IIcточнпк инертного газа с регулирующим клапаном, напорный патрубок дополнительного вентилятора соединен с картерамиузлов смазывания, а питательный трубопро50 вод нижнего узна смазывания через фильтр

И ДС>ЯЭР!1РГIОШСС С 1 Р>)!!СТВО ПPИ>. РС, I!!П(il и сливному трубопроводу верхнего узла смазывания.

Кроме того, питагельный трубопровод сообщен при помощи дополнительного обводного трубопровода, оборудованного запорным клапаном, с напорнои стороной маслонасоса, а выше места врезки ооводиого трубопровода на питательном трубопроводе установлен обратный клапан.

На чертеже показана схема предлагаемой системы.

Она содержит узел 1 см;)зыв;)иия, i»)lip«мер, подшипник I.rfaüíîé турбины, р;сиоложенный на верхней геодезической и-, метке, и узел 2, иыиримср подшиш!Нк IIIITalccfüíoГО ТУР ООНHСОСЫ, РЯС ПОЛО.I !! 112 1!.ИЖНСI! отметке. Узлы 1 и 2 заключены в картеры

3 и 4, герметизированные, например, при помощи уплотнений гидромеханич еского типа. Маслонасос 5 подключеH всасывающей стороной к маслобаку 6, а напорной— к маслоохладителю 7 и далсс через питательный трубопровод 8 к верхнему узлу смазывания. Нижнис точки картеров 3 и 4 соединены с маслобаком сливпы)(è труооироводами 9 и 10. Перед маслобако(усгаиовлсио устройство 11 для деаэрации отработанного масла..Часлобак 6 оборудован пре;(охранительным клапаном 12, сс «Ятым фильтром 13 и основным продувочным B(11тилятором 14.

К маслобаку6 подключены всасывающим патрубком дополнительный вентиля!Ор 15, а также источник инертного газа, например ресивер 16 для азота, с регулирующим клапаном 17. Напорный патрубок вентилятора 15 сообщен с Всрхними точками картеров 3 и 4. Питательный трубопровод 18 нижнего узла 2 смазывания присоединен и сливному трубопроводу 9 верхнего узла 1 через последовательно установлснньн гидрозатвор 19, деяэрирующее устройство 20 и сетчатый фильтр 21. Кроме того, питательный трубопровод 18 соединен с напорной стороной маслонасоса 5 обводным .. рубопроводом 22 с запорным клапаном 23. Вышс места врезки трубопровода 22 на питательном трубопроводе 18 установлен обратный клапан 24.

Система работает следующим образом.

При пуске энергоблока отфилы роваииос масло из маслооака 6 маслонасосом 5 через мас;июхладитель 7 подается гн) груоопроводу 8 в верхний узел смазывания. Отработанное масло из картера 3 по сливным трубопроводам 9 и 10 отводится в маслобак 6. Аналогично по трубопроводу 22 масло через открытый запорный клапан 23 поступает в нижний узел смазывания. Из картера 4 отработанное масло сливается по трубопроводу 10 через деаэрирующсе устройство 11 обратно в маслобак 6. При этом обратный клапан 24 предотвращает перетекание масла из узла 1 по трубопроводу 18 с.!Н..H()li тр »oi 1(!Ir(! i ., !3(Н1и (я)c)р 4 1. сacblBaeT в 2 1 мосфсру х(ас 1яныe i!po«H(Äаюшии в масло через зазоры в узла. H, смазывании Гидро;(ехани (с5 ск.ис у((c(Oтнсиия которы . на и (сковых рс>(((!%I;Jx работа!ОГ ие= ффе(cTi!BHo. Вентилятор

1 5 ()! ил 10 Гс и, 1 T. (10 1 I l> C) l J

>Ice схсмс рабог()с Iic"!(<((!а B() время 0(" ииовки труооагрегата и при авариях.

При работе блока с iioминальной !ас.отОй Вр я и(сии)1 туp ofllJ II J>l > роторОВ QTHp 6IB2c тс(1 и, 1(iir»r 7 и Г1к. (ю (астс>! в работ" < Bc;il IJIляI()p ч Ic()r!)(»ifli IIO;Iac1 il рсс(гвсря 16 инертный 123 и Герметизир )выниыс кяртсрьi

3 и 4, Где пр(шсхоаиT иро lj вкы ()(рыботаиИОГО м;!сла !!Нсрти!>!м Газом. Бслсдсfllllc

;(с СОрбци1! () я исс рыст ВорсJIHI>I(В . <) ;I(кислород и ВОды ьыдсл(1(отс(1;, r)c,то постсгlснио насыщается инертным газом. Смесь инертного газа и выделившегося из масла кислорода (и других газообразных примесей(! через сливные трубопроводы 9 и 10 отсасывастся вентилятором 14 в атмосферу.

ПО )>(срс i!a ñ ûü(ñè ия м ясла (lllcpTHLIм Газом

2>5 клапан 17 прикрывается, ио,a ICOH;ypy: картсры 3 и 4 елr(BHhle трубопроводы 9 il 10 — пространство иад уровнем масла в маслобаке 6 с целью окон (ательно-о удаления из м асл я следов р астворенно.-о

З5 кислорода. Пр;1 этом может периодически включаться вентилятор 14 для продувки системы, после чего система подпитывается из рес!(вера 16 инертным газом.

Так!(м образом, nj»i длительной работе

>(() энергоблока циркулирующее в системс ма:— ло освобо>кдастся от растворенного кисл>)рода и влаги, иасып(ается инертным газом, 2 110TO:(1), c I i HO BHTc)i Tcp>1 oc) Ябильным. «) » позволяет повторно использовать масло.

45 у>«å часп(чио отрабогаииос в тяжелонагр.>ксниых Be()xHIIx. узлах смазывания, без дополнительного охлы>кдсния в ни>келе>кащих с л а б о н а Г р < >(< e H I I 1>I >: могатсльиого турбинного оборудования.

5р Для этого закрывается клапан 23 на трубопроводе 22, и нижний узел 2 смазывания

И 2 1 ИНЯСТ II IIT<)THCR М ЯСЛОМ, ОТР Я ООТЯННЫМ в верхнем узле 1 и прошедшим через деаэр((ру(ои(се устро(!Ство 20 и фильтр 21. Из55 быпгок масл ) и;)иравляется по Трубоировс— ду 9 непосредственно к деаэриру(о!цсму устройству 11 Ядсорбсру), куда поступ ает также масло, отработанное В узле 2.

Через предохранительный клапан 12 бо сбрасываются в атмосферу излишки инертного газа при его слу !айной передозировкс.

Последовательное использование масла в нескольких узлах смазывания, его эффектии!ая очистка от кислорода и других приГ>5 мосей позволяют упростить систему масло659770

i) 7

73

Составитель А. Фридрик

Техред А. Камышникова

Корректоры: Е. Осипова и Т. Добровольская

Редактор Т. Горячева

Заказ 559/6

Изд. ¹ 266

Тираж 620

Подписное

Типография, пр. Сап нова 2 снабжения путем уменьшения числа маслонасосов, снижения кратности циркуляции масла, а следовательно, емкости маслобака, а также повысить ее экономичность за счет отказа от дорогостоящих ингибитор- 5 ных присадок, увеличения срока эксплуатации масла и уменьшения затрат энергии на привод маслопасосов. Так, например, HB энергоблоке мощностью 300 мВт с турбиной К-300-240 подача масла уменьшается 10 на 150 из/ч, а необходимая емкость маслобака — на 15 м".

Ф«рму л а I I «<> <> ð < T ñ II è 11

1. Система цсптралпзо«а«ног«маслоснабжения турбомашины, содержа!цая м 1слобак с продувочным вентилятором, верхний и нижний узлы смазывания, размещенные в гсрметизированных картерах, с пита- 20 тельными и сливными трубопроводами и маслонасос для подачи масла к верхнему узлу смазывания, отличающаяся тем. что, с целью упрощения конструкции и повышения экономичности системы, к маслобаку полключснь< всасывающим патрубком дополнительный вентилятор и источник инертного газа с регулирующим клапаном, напорный патрубок дополнительного вентилятора соединен с картерами, а питательный трубопровод нижнего узла смазывания через фильтр и деаэрирующее устройство присоединен к сливному трубопроводу верхи< ГО мзл а.

2. С!!стсУ!а по и. 1, отличающаяся тем, .«го, с цел!по оосспкс !сипя маслоснабжеппя а рс>кима 11уска п остановки, питатсл !и ы и трубопр««од нижнего узла смазывя1!!!!! с«<, i!I!I< и с ll l п«р«01! стороноп маслонасоса «бводным грубопроводом с запорным кл; !!ап«м, !1 «ышс места «резки обвод!!«1-О т)! < бопровод!1 II« питательном трмб<п р««од< усг;!г!«плен обратный клапан.

Источники информации. пр;!пятыс в« внимание при экспсртпзе

1. Патент Франции №1422377,кл. F 011, опублик. 1966.

2. Кагсловпч Б. Э. Эксплуатация паротурб<1«!!ых установок. М., «Энергия», 1975, с. 1-15 146,

Система централизованного маслоснабжения турбомашины Система централизованного маслоснабжения турбомашины Система централизованного маслоснабжения турбомашины 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к способу и устройству для отведения жидкого смазочного материала из устройства подшипника для вращающегося вокруг оси 1 вала 2, причем устройство подшипника содержит снабжаемый смазочным материалом, опирающий вал 2 поддшипник 3, в частности подшипник скольжения, и по меньшей мере одно соседнее с ним уплотнительное устройство

Изобретение относится к устройству для отвода жидкого смазочного материала из опорного устройства для вращающегося вокруг оси вала, в частности, для паровой турбины

Изобретение относится к области энергетики

Изобретение относится к области турбостроения, например к системам регулирования уплотнений и маслоснабжения турбодетандеров

Изобретение относится к области теплоэнергетики и может быть использовано в турбоустановках теплоэлектроцентралей, тепловых и атомных электростанций

Изобретение относится к электрическим машинам

Изобретение относится к подшипнику качения, снабженному смазывающей пленкой, находящейся под давлением, действующей по типу «выдавливаемой пленки», который предназначен для использования преимущественно в авиации

Изобретение относится к энергетике и может быть использовано на тепловых электростанциях, а также для очистки любых трубопроводных систем: нефтепроводов - для удаления осадка тяжелой нефти; поливочных трубопроводов - для очистки их от ила; в тепловых сетях - для удаления продуктов коррозии

Изобретение относится к энергетике и может быть использовано на тепловых электростанциях с турбомашинами большой единичной мощности, имеющими разветвленные маслосистемы регулирования, смазки подшипников турбоагрегата и уплотнений вала генератора с большим диаметром сливных коллекторов
Наверх