Линейный электродвигатель

 

Союз Советских

Социалистических

Республик

oi,661695

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 05057б (21) 2355723/24-07 (51)М. Кл.

Н 02 К 41/04

Н 02 К 7/102 с присоединением заявки №вЂ”

Государственный комитет

СССР по делам изобретений н открытий (23) Приоритет

Опубликовано 05.05.79. Бюллетень ¹ 17 (53) УДК б21. 313. .333(088.8) Дата опубликования описания 0505.79

Ф (72) Авторы изобретения

A.Ä.Øêoëüíèêos и A.Ô.Áoðoçíåö

Ленинградский ордена Ленина, ордена Октябрьской Революции и ордена Трудового Красного Знамени Горный институт им. Г. В. Плеханова (71) Заявитель (54 ) ЛИНЕЙНЫЙ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ

Изобретение относится к линейным электродвигателям,и может быть использовано при транспорте полезных ископаемых, вспомогательных материалов и оборудования в выработках шахт со значительными углами наклона, в мостовых кранах внутрицехового транспорта, а также в других областях народного хозяйства.

Кроме того, линейный электродвига" тель предлагаемой конструкции может найти широкое применение в высокоскоростном монорельсовом транспорте будущего.

Известен линейный электродвигатель,15 содержащий индуктор, тормозное устройство и якорь (1).

В этом электродвигателе торможение основано на заклинивании индукторна о внутри якоря С-образного сечения под действием кинетической энергии движущихся масс при направляющем начальном усилии пружин, предварительно сжатых электромагнитными силами потока рассеяния, исходящего с торцов индуктора при его включении в сеть.

Однако тормозное устройство в этом линейном электродвигателе может вызвать резкое торможение индуктора, что приводит к перегрузкам в механических узлах электродвигателя: и крайне нежелательно, особенно при подъеме и.опускании людей в вертикальных выработках.

Известен и другой линейный электродвигатель, содержащий индуктор с размещенным на его торце тормозным устройством и якорь, на стенках которого выполнены выемки для размещения тормозных колодок в процессе торможения (2).

В этом электродвигателе тормозные колодки шарнирно соединены с нижним торцом индуктора и снабжены пружинами. В аварийной ситуации, при исчез новении питания, под действием собственного веса и пружин тормозные колодки прижмутся к стенкам якоря

С-образного сечения и займут положение sего выемках, после чего движение вниз будет. невозможно, и электродвигатель автоматически остановится, Однако в момент резкого торможения например, при движении вниз по вертикали со значительными массами перемещаемых грузов и значительными скоростями может произойти срыв тормозных колодок, что снижает надежность электродвигателя в работе.

3 6 целью предлагаемого изобретения является повышение надежности электродвигателя в работе путем снятия ударных нагрузок при торможении.

Поставленная цель достигается тем, что в линейном электродвигателе, содержащем индуктор с размещен-! ным на его торце тормозным устройством и якорь, на стенках которого выполнены выемки для размещения тормозных колодок в процессе торможения, тормозное устройство выполнено в нйде двух составляющих полуокружность скоб, соединенных между собой шарниром, закрепленным на стойках ферромагйитной плиты, установленной с возможностью перемещения на снабженных пружинами и закрепленных на торце индуктора направляющих, а свободные концы скоб связаны шарнирно через тяги со штоком, который закреплен на второй ферромагнитной плите, расположенной над первой, и соединен пружинами с закрепленным на стойках шарниром, причем вторая плита установлена с возможностью перемещения вдоль стоек. На фиг.l изображен линейный электродвигатель; на фиг.2 - то же, поперечный разрез; на фиг.3 — упрощенная схема одной фазы обмотки йндуктора; на фиг.4 - линейный элект родвигатель, разрез А-А фиг.l.

Линейный электродвигатель состоит из неподвижного якоря 1 С-образного сечения с выемками 2 и электропроводящим слоем 3, индуктора 4 с кольцевой обмоткой 5 трехфазного тока, который через стойку б, тяги 7 и колеса 8 опирается на полки 9 якоря

На верхнем торце индуктора 4 уста новлено тормозное устройство, выполненное в виде двух составляющих полуокружность скоб 10,11, соединенных между собой шарниром 12, закрепленным на стойках 13 ферромагнитной плиты 14, установленной с возможностью перемещения на напранляющих

15, снабженных пружинами 16, и закрепленных на торце индуктора 4. ,Свободные концы скоб 10, 11 снязаны шарнирно через тяги 17 со штоком 18, который соединен пружинами

19 с шарниром 12, закрепченным на стойках 13.

; Шток 18 закреплен на ферромагнитной плите 20, расположенной над пл?ютой 14

Плита 20 установлена с воэможность перемещения вдоль стоек 13 плиты 14, для чего в ней выполнены пазы 21.

61695

?5

Вследствие этого изчезнут и магнитное поле, и силы электромагнитного

25 притяжения между индуктором 4 и плитами 14, 20, удерживающими скобы 10, 11 в закрытом положении.

Под действием пружин 19 и тяг 17 скобы 10, 11 раскроются и войдут свободными концами в выемки 2 якоря 1, занимая н них устойчивое положение.

Под действием пружин 19 и штока

18 ферромагнитная плита 20,отойдет вверх от плиты 14 и индуктора 4 и займет верхнее устойчивое положение, указанное на фиг.l и 2, При этом скобы 10, 11 вместе сос1. тавят правильную полуокружность, а плита 14, связанная с шарниром 12 .стойками 13, остановится и займет определенное положение.

В зависимости от кинетической энергии движущихся масс и быстродействия тормозного устройства индуктор 4 после срабатывания тормоз45 ного устройства может быть в следующих трех состояниях.

Первое состояние, когда индуктор продолжает замедленное движение вверх. При этом скобы 10,11 не препятствуют

50 .движению и переходят из одной пары выемок 2 в другую. При полной остановке электродвигателя скобы 10, 11 занимают устойчивое положение в выемках 2. ю

55 Второе состояние. В момент срабатывания тормозного устройстна индуктор 4 останавливается напротив выемок 2, а скобы 10, 11 занимают в них устойчивое положение.

Плита 14 пружинами 16 будет прижата к индуктору 4.

Третье. состояние. Индуктор 4 при обрыве питания при движении вверх успел остановиться, изменив направление движения на обратное, и движет65 . ся вниз с ускорением.

Устройство работает следующим образом. При включении обмотки 5 в сеть трехфазного тока н индукторе

4 образуется линейно-бегущее магнитное поже, индуктирующее ЭДС и токи в электроводящем слое 3 якоря 1.

В результате взаимодействия линейно-бегущего магнитного поля индуктора с токами в электро.проводящем слое 3 якоря 1 индуктор 4 получает линейное движение вдоль якоря вместе с ходовой тележкой и грузом, находящимся на ней.

Пусть, например, индуктор 4 движется при этом вверх.

Под действием магнитных силовых линий магнитного поля индуктора 4, исходящих из его верхнего торца, ферромагнитные плиты 14, 20 притянутся к индуктору 4.

Плита 20 своим штоком 18 растянет пружины 19 и выведет снободные концы скоб 10, 11 из выемок 2 якоря 1 С-образного сечения с помощью тяг 17. и стоек 13 с шарниром 12. Таким образом, произойдет растормаживание линейного электродвигателя.

При обрыве питания, либо его отключении исчезнет ток в обмотке

5 индуктора.

661695

Формула изобретения

:u

При этом после срабатывания тормозного устройства и занятия скобами 10, 11 устойчивого положения s выемках 2 якоря 1 плита 14 остановится, а индуктор 4 будет замедлять движение, сжимая пружины 16, упирающиеся в плиту 14 до полной мягкой остановки.

Величина пути движения индуктора

4 с замедлением зависит от длины направляющих 15 и параметров пружин

16 и в каждом конкретном случае выбирается расчетом.

Несмотря на некоторую скорость движения вниз остановка линейного электродвигателя происходит без

15 ударных нагрузок.

Если обрыв питания произойдет при работе линейного электродвигателя вниз в вертикальной выработке, .и скорость его движения значительная, то и в этом случает характер работы тормозного устройства не изме нится, а кинематическая энергия движущихся масс будет погашена пружинами 16.

Использование данного изобретения на транспорте позволит повысить надежность. в работе линейного электро двигателя в целом как в горизонтальных, так в наклонных и вертикальных выработках путем снятия ударных нагру-30 зок при торможении.

1. Линейный электродвигатель, содержащий индуктор с размещенным на его торце тормозным устройством и якорь, на стенках которого выполнены выемки для размещения тормозных колодок в процессе торможения, о т л и ч а ю шийся тем, что, с целью повышения надежности путем снятия ударных нагрузок при торможении, тормозное устройство выполнено в вйде двух составляющих полуокружность скоб, соединенных между собой шарниром, закрепленным на стойках ферромагнитной плиты, установленной с возможностью перемещения на снабженных пружинами и закрепленных на .торце индуктора направляющих,а свободные концы скоб

;вязаны шарнирно через . тяги со штоком, который закреплен на второй ферромагнитной плите, расположенной над перрой, и соединен пружинами с закрепленным . на стойках шарниром, причем вторая плита установлена с возможностью перемещения вдоль стоек.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Заявка 92146573/07, 1975, по которой принято решейие о выдаче авторского свидетельства.

2. Заявка 92312152/07, январь 1976, по которой принято решение о выдаче авторского свидетельства.

9uz Я

А-A

Составитель Ф.Подольская

Редактор И.Ахмедова техред Э.Фанта Корректор С.Шекмар

Эаказ 2503/59 Тираж 856 Подписное

ЦИИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб,, д.4/5 I

Фллиал ППП Патент, r.Óæãîðîä, ул. Проектная, 4

Линейный электродвигатель Линейный электродвигатель Линейный электродвигатель Линейный электродвигатель 

 

Похожие патенты:
Наверх