Приводное устройство план-шайбы поворотно-делительного стола

 

И. К. Колмычек, Э. Н. Бородин, В. Л. Емец и В. Г. Бурченко (72) Авторы изобретения. (73) Заявитель (5 4) ПРИВОДНОЕ УСТРОЙСТВО ПЛАНШАЙБЫ

ПОВОРОТНО ДЕЛИТЕЛЬНОРО СТОЛА

Изобретение относится к станкостроению, в частности, к узлам металлорежу щих станков.

Известны поворотно-делительные столы, в корпусе которых установлены зацепляющиеся с одним колесом два чер5 вяка, один из которых выполнен с воз можностью осевого перемещения и механизм регулировки бокового зазора 11.

Недостатком известных механизмов ло является то, что в процессе деления сох- раняются зазоры в червячных парах и нет возможности точной настройки величины бокового зазора.

Белью изобретения является уменьше 15 ние износа и повышение точности работы стола как при периодическом делении, так и при непрерывной круговой подаче с реверсированием, а также точной предварительной настройки двух значений величины бокового зазора.

Для этого второй червяк установлен с воэможностью осевого перемещения, а механизм регулировки бокового зазора

2 выполнен в виде двух гаек с наружными зубьями, приводимых в движение от общего привода с помощью составной зубчатой рейки, две половины которой связаны стержнем с возможностью их pery лировки при настройке., На фиг. 1 изображен общий вид поворотно-делительного стола, разрез В-В фиг. 2; на фиг. 2 - разрез А-А на фиг.

1; иа фиг. 3 - разрез Б-Б на фиг. 1.

В корпусе 1, являющимся салазками станка, установлена планшайба 2, вращающаяся на радиа1ццОм подшипнике

3 посредством жестко укрепленного на ней цилиндрического зубчатого колеса 4; зацепляющегося с шестерней 5. Шестерня 5 жестко скреплена с червячным ко лесом 6, с которым находятся в зацеплении дна Одинаковых червяка 7, установленных на щлицевой части двух оди иаковых параллельных валов 8. Червяки

7 имеют возможность осевого переме-. щения на шлицах валов 8. На конце одного из валов 8 жестко уреплено эубча. 663544 тое колесо 9, которое приводится во. вращение через параэитную шестерню 10 от шестерни 1 1, жестко укрепленной на валу двигателя постоянного тока 12. l1pyroe колесо 13, жестко укрепленное на конце другого вала 8, приводится во вращение непосредственно от шестерни 11, Благодаря этому, червяки 7, расположенные по разные стороны червячного колеса

6, вращаются в разных направлениях и могут приводить в движение одно червяч ное колесо 6.

От колеса 13 приводится во вращение шестерня 14 датчика обратной связи 15 (вращающийся трансформатор), который является устройством отсчета поворота планшайбы 2 в системе числового программного управления станка.

Реверсивный винтовой механизм, посредством которого осуществляется осевое перемещение червяков 7 и управление зазором, содержит две одинаковые винтовые пары с резьбой 16. Каждая винтовая пара имеет в качестве неподвижного элемента фланец 17, жестко укрепленный в корпусе 1 соосно с соответствующим червяком 7. Вал 8 свободно пропущен в отверстие фпанца 17 и установлен в нем в подшипнике 18. На резьбе 16 фланца 17 в качестве подвижного элемента установлена цилиндрическая шестерня с центральным резьбовым отверстием 16, то есть гайка-шестерня

19, которая при своем повороте может совершать винтовое движение, и, находясь в контакте с торцом соответствующего червяка 7 через упорный подшипник 20, перемешать последний и червяк ?, Между га к гайкой шестерней 19 и подшипником

20 установлены распорные пружины 21, чтобы предохранить сепаратор с шарик@ми от выпадания из беговых дорожек подшипника 20.

Обе гайки-шестерни 19 (фиг. 2) зацеплены с зубчатыми рейками 22 и 23, которые жестко связаны между собой стержнем 24, имеющим на концах правую и левую резьбу. Концы стержня 24 ввернуты в соответствующие резьбовые отверстия реек 22 и 23 и снабжены контргайками 25, образуя составную рейку. Поворачивая стержень 24 (при зафиксированных от проворота рейках

22 и 23), можно регулировать длину стержня 24 между рейками 22 и 23 и изменять расстояние между последними.

На конце рейки 22 жестко укреплен поршень 26 гидроцилиндра двойного дейст55 планшайбу 2 для непрерывного вращения.

Одновременно по команде от программы в левую (подпоршнецую) полость гидроцилиндра 27 подается рабочее давление и составная рейка 22-25 перемещается

Д вия 27, приводящего в движение составную рейку 22-25. Перемещение последней ограничено с двух сторон регулируемыми винтами 28 и 29. Трубопроводы

30 служат для подвода к гидроцилиндру

27 гидравлического давления. целительно-фиксирующее устройство имеет два концентричных плоскоэубчатых венца 31 и 32 (фиг, 3), у которых

1о нарезка; зубьев выполнена совместно.;

Венец 31 жестко связан с ко(цусом 1, :венец 32 - с планшайбой 2 и колесом

4, а сопрягающийся с обоими венцами

31 и 32 прижимной плоскозубчатый

15 венец 33 может перемещаться в осевом на правлении с приложением осевого усилия в торцовом закреплении всех трех вен-. цов под действием рычажно-кулачкового механизма. Последний содержит ряд подЮ пружиненных толкателей 34 и 35, расположенных по окружности и взаимодействующий с торцовым кулачком 36, который имеет привод ограниченного реверсивного поворота от гидроцилиндра

37. Посредством толкателей 34, связанных с венцом 33, при повороте кулачка

36 осуществляется подъем венца 33, а через толкатели 35, двуплечие рычаги

38 и коромысла 39 осуществляется опускание и прижим венца 33 в зацеплении с венцами 31 и 32. Связи толкателей 34 с венцом ЗЗ доцускают самоустановку последнего.

Поворотно-делительный стол работает следующим образом.

В положении механически эафиксированной планщайбы 2 (это положение представлено ня фиг. 3) при переходе к непрерывному вращению по программе поступает команда, управляющая гидроци» линдром 37, посредством которого торцовый кулачок 36 получает поворот на определенный угол. Под действием рабочих поверхностей кулачка 36 толкатели

45 35 опускаются и через двуплечие рыча» ги 38 и коромысла 39 снимают осевое усилие с прижимного венца 33 и осво бождают его от осевого перемещения вверх. Одновременно под действием других участков рабочих поверхностей кулачка 36 толкатели 34 поднимают венец 33, выводя его из зацепления с венцами 31 и 32 и тем самым освобождая

663544

Формула изобретения

Приводное устройство планшайбы поворотно-делительного стола, в корпусе которого установлены зацепляющиеся с одним колесом два червяка, один из которых выполнен с возможностью осевс го перемещения, и механизм регулировки бокового зазора, о т л и ч а юш е е с я тем, что, с целью уменьшения износа и повышения точности работы стола как при периодическом делении, так и при непрерывной круговой подаче с реверсированием, а также точной предварительной настройки двух значений ве личины бокового зазора, второй червяк установлен с возможностью осевого перемешения, а механизм регулировки бокового зазора выполнен в виде двух гаек с наружными зубьями, приводимых or общего привода с помошью составной зуб чатой рейки, две половины которой связаны стержнем с возможностью их регулировки при настройке.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР

М 488687, кл. Б 23 Q 17/02, 1972. вправо до упора в винт 29, положение которого отрегулировано заранее . При этом обе гайки-шестерни 19 поворачиваются на резьбе 16 и через подшипники 20 перемещают оба червяка 7 вдоль их осей к планшайбе 2 (при правых резьбах 16), выбирая зазор в червячной передаче 6-7 до необходимой минимальной величины (в пределе до нуля), определяемой регулировкой винта 29. В этом 1о положении включается привод вращения планшайбы 2 от двигателя 12 через шестерни 11, 10, колеса 9 и 13, валы 8, червячную передачу 7-6, зубчатые колеса 5 и 4; при этом на станке выполняют- 15 ся работы с управлением по круговой координате согласно программе (например, фрезерование с реверсивной .круговой подачей, угловое позиционирование без механического фиксирования и т. и.). 20

При переходе к точному угловому делению с механическим фиксированием планшайбы 2 сначала производится пред варительное (относительно грубое) деление, определяемое отсчетными устройства-2 ми в системе числового. программного управления станка. Затем двигатель 12 останавливается и одновременно по программе дается команда, по которой в правую (штоковую) полость гидроцилиндра 27

30 подается рабочее давление, и составная рейка 23-25 перемещается влево до упора в винт 28, положение которого отрегулировано ранее. Гайки-шестерни

19 поворачиваются на резьбе 16 и отходят от червяков 7, причем между тор» цами гаек-4цестерен 19 и подшипниками

20 образуются зазоры необходимой величины, определяемой регулировкой винта 28. Эти зазоры в сумме, очевидно, 40 не могут превышать боковой зазор в червячной передаче 67. Одновременно с остановкой двигателя 12 по программе дается команда, управляющая гидроцилиндром 37, посредством которого кулачок

36 поворачивается в первоначальное по- ложение, толкатели 34 и прижимной ве нец 33 опускаются, венец ЗЗ вводится в зацепление с венцами 31 и 32, а толкатели 35 поднимаются и через двупле50 чие рь1чаги 38 и коромысло 39 передают венцу ЗЗ необходимое осевое усилие.

Под действием этого усилия, благодаря созданному зазору в червячной переда че 6-7 происходит самоустановка венцов

33 и 32 по венцу 31 корпуса 1, тем самым исправляется погрешность,предва рительного деления и достигается точ6 ность и жесткость фиксирования план шайбы 2.

Регулировка упорных винтов 28 и

29 выполняется следующим образом.

При любом механически зафиксированном положении планшайбы 2, которое может быть принято за нулевое положение по круговой координате, вращением винта

28 перемещают составную рейку 22-5 вправо, чтобы выбрать зазор в зацепле» нии одного иэ червяков 7 с шестерней

6. Затем при расконтренных гайках 25, поворачивая стержень 24, выбирают зазор в другом червяке 7. Законтрив гай-, ки 25, врашают винт 29 до контакта с составной рейкой 22-25 или оставляют между торцами винта 29 и рейки 23 за эор, определяющий минимальную величину управляемого зазора в червячной передаче 6-7. Затем врашением винта 28 устанавливают между торцами винта 28 и поршня 26 зазор, который определяет необходимую максимальную величину управляемого зазора в червячной передаче

6-7. Этот зазор в зацеплении каждого иэ червяков 7 с колесом 6 при данной регулировке не превышает половины общего бокового зазора в червячной передаче 6-7, причем зазоры обоих червяков

7 одинаковы.

663544

z5 7 уу

Фиа. 2

zs зю

Составитель. В. Кутурин

Редактор А. Садомов Техред М. КелемешКорректор В. Бутяга

Заказ 2S66/12 Тираж 1221 Подписное

UHHHITH Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж 35, Раушская наб., д. 4/5 филиал ППП Патент, г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Приводное устройство план-шайбы поворотно-делительного стола Приводное устройство план-шайбы поворотно-делительного стола Приводное устройство план-шайбы поворотно-делительного стола Приводное устройство план-шайбы поворотно-делительного стола Приводное устройство план-шайбы поворотно-делительного стола 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области обработки металлов резанием и может быть использовано в автотракторной промышленности

Изобретение относится к области обработки металлов и токопроводящих материалов резанием, обработке изделий на универсальных и специальных станках всех уровней автоматизации в различных условиях организации производства, а также при исследовании стойкости режущего инструмента

Изобретение относится к станкостроению, сборке и эксплуатации станков

Изобретение относится к области металлообработки, определению деформации срезаемого слоя при резании металлов

Изобретение относится к способу оценки состояния процесса производства деталей, обеспечивающего размеры взаимного расположения их конструктивных элементов, и может быть использовано во всех отраслях производства крупно- и мелкосерийного производства

Изобретение относится к области металлообработки, определению деформации срезаемого слоя при резании

Изобретение относится к машиностроению и может быть применено для определения точности металлорежущих станков

Изобретение относится к области автоматического сканирования поверхностей моделей, имеющих сложную поверхность для дальнейшего использования результатов в создании управляющих программ станков с ЧПУ

Изобретение относится к машиностроительной промышленности, в частности к способам регулирования параметров конструктивных элементов изготавливаемой штамповой оснастки

Изобретение относится к контрольным устройствам для технологических машин, предназначенным для защиты оператора технологической машины в критических рабочих ситуациях
Наверх