Устройство для диагностики гидравлической системы


F15B19G05B23 -

 

Союз Совет<ими

Соцналнстнческни

Республня (iii 6639() 1 ь (61) Дополнительное к авт. свил-ву(22) Заявлено 01.06.76 (21) 2367287/25-06 с присоединением заявки ¹(23) Приоритет— г (51) М. Кл.

F 15 В 19/00

G 05 В 23/00

Государстоеннмк комитет

СССР оо делам нэабретений и открытий

Опубликовано 25.05,79. бюллетень №.19 (53) УДК 62-82

{088.8) Д,ата опубликования описания 25.05.79 (72) Автор изобретения

А. Т. Лебедев (71) Заявитель

Хары овский институт механизации и электрификации сельского хозяйства

{54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ДИАГНОСТИКИ

ГИДРАВЛИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ

Изобретение относится к технической диагностике гидравлических систем, в частности к устройствам для диагностики технического состояния гидравлической системы коробки перемены передач с переключением передач без разрыва потока мощности, Известно устройство для диагностики гидравлической системы, содержащее подключенный к гидросистеме клапан с корпусом и золотником, подпружиненным с обеих сторон (1), Недостатком такого устройства является невозможность контроля согласованности работы гидравлической системы с гидроаккумулятором, а также невозможность визуальной регистрации давления жидкости начала зарядки гидроаккумулятора, что снижает точность диагностирования гидросистемы.

Целью изобретения является повышение точности диагностирования гидросистемы.

Это достигается тем, что в предложенном устройстве золотник клапана имеет дроссельное отверстие на торце, а в корпусе со стороны подключения к гидросистеме установлена подвижная шайба с кольцевой риской для взаи. модействия с золотником, причем корпус выполнен из прозрачного материала с нанесенными на него тарировочными метками.

На фиг. 1 схематически изображено предложенное устройство для диагностики гидросис5 метемы; на фиг. 2 — кривые изменения давления жидкости в гидроцилиндрах при переключении передач.

У©тройство содержит клапан 1 с корпусом 2 и золотником 3, подпружиненным с обеих сторон

10 пружинами 4 и 5. Корпус 2 разделен золотником 3 на полости 6 и 7, Золотник 3 на торце имеет дроссельное отверстие 8, а в полости 7 корпуса 2 установлена подвижная шайба 9 с кольцевой риской 10. Гидросистема включает

15 маслораспределитель 11, клапан управления 12, гидроцилиндры 13 и 14, гидроаккумулятор 15 и дроссель 16.

Устройство работает следующим образом.

В установившемся режиме работы гидросистемы коробки перемены передач давление жид. кости перед гидроаккумулятором 15 характеризуется номинальным значением. В этом случачае давления жидкости в полостях 6 и 7 кор3 6 пуса 2 клапана 1 равны, и золотник 3 под действием пружин 4 и 5 одинаковой жесткости находится в нейтральном положении. При ro. ризонтальном положении клапана 1 шайба 9 также устанавливается в нейтральное положе. ние, при котором кольцевая риска 10 совмещается с: тарировочной меткой на корпусе 2 кла- йана 1, соответствующей номинальному значению давления жидкости в гидросистеме.

При включении, например, гидр оцилиндра 14 (как показано на фиг. 1), жидкость от гицронасоса через маслораспределитель 11 поступает к гидроцилиндру 14; à r- гидроцилиндра 13— на слив. Одновременно клапан управления 12 обеспечивает слив жидкости также из гидро аккумулятора 15. Поскольку в сливном трубопроводе установлен дроссель 16 слив жид- " кости осуществляется при некотором перепаде давления, вследствие чего обеспечивается включение передачи гидроцилиндром 13 до тех пор, пока давление жиДности в гидроцилиндре 14 не превысиг значения давления в гидроцилиндре 13. В этом случае клапан управления 12 переключает гюдроаккумулятор

15 на подзарядку от гидронасоса, одновременно обеспечивая слив оставшейся жидкости из гидроцилиццра 13.

Таким образом, работа гидроаккумулятора 15 при переключении передач и исправной гидросйстеме характеризуется уменьшением давления по сравнению с номинальным значением, соответствующим установившемуся режиму работы до некоторого предельного значения, при котором обеспечивается переключение передач беэ разрыва потока мошностй с последующей

I зарядкой до йоминального значения.

Процесс изменения давления жидкости во включаемом (Р) гидроцилиндре 14 и выклю, чаемом (Р1) гидроцилиндре 13 характеризуется кривыми, изображенными на фиг. 2, где зона I— характеризует установившийся режим работы гидросйстемы, зона И вЂ” процесс разряд ки гидроаккумулятора и зона И! - процесс его зарядки. Процесс переключения начинается в момент времени т = т.,установкой маслораспределителя 11 в положение включения гидроцйлиндра 14 и выключения гидроцилиндра 13. В результате почти мгновенно возрастает давление (Р ) в гидроцилиндре 14 и далее в течение времени от (t4) до (t-) оно медленно увеличивается, что соответствует процессу преодоления усилия возвратных пружин в гицроцилиндре 14, а также сил трения его поршнем о стенки и ступиву. При t = t g заполнение гидроцилиидра 14 заканчивается и давление (P ) быстро возрастает до значения (P ) . Одновременно отключение гидроцилиидра 13 от гидронасоса при t = т прй/ водит к резкому снижению давления (Pj), характеризуемому усилием пружины гндроаккуму63901 4 лятора 15, а также величиной гидравлического сопротивления дросселя 16. В период от t до т3,давление (Р1 ) снижается соответственйо перемещению поршня гидроаккумулятора 15 и характеристике его пружины. При t = tg давление (Р„) срагнивается со значением (Р )

2 и несколько его превышает, вследствие чегб срабатывает клапан управления 12, переключая гидроаккумулятор от гидроцилвндра 13 к гидроцилиндру 14, т. е. на зарядку. Давление (P ) быстро снижается, а давление (Р ) и период от (t>) до (tg плавно возрастает, что соответствует процессу дозарядки гидроакку у тора 15.

При t = т,„давление (Р ) принимает номинальное значение.

Таким образом, давление (Р1) характеризует предельное значение возможной разрядки . гйдроаккумулятора, после которой необходимо для обеспечения нормальной работы коробки перемены передач без разрыва потока мощности обеспечить подэ арядку гидроаккумулятора.

Устройство работает по принципу регистрации давления жидкости (P1), При переключении пере. дач давление в полости 7 клапана 1 снижается при разрядке гидроаккумулятора 15 быстрее,, чем в полости 6, вследствие дросселирования жидкости через дроссельное отверстие 8. В результате золотник 3 под действием перепада давления перемещается вправо, увлекая за собой шайбу 9. Перемещение золотника 3 продолжается до начала зарядки гидроаккумулятора, после чего давление жидкости в полости

7 возрастает и золотник 3 перемещается влево.

Шайба 9 остается в полсжении, соответствую- щем значению давления жидкости (Р ), которое регистрирует кольцевая риска Ц1 и тарировочные метки на корпусе 2 клапана 1., При неисправной гидросистеме коробки перемены передач, например при залегании поршня гидроаккумулятора 15 в нижнем цоложении,дав ление (Р1) в гидроцилиндре 13 характеризует-ся более интенсивным снижением, вследствие чего разрядка гидроаккумулятора начинается при давлении меньшем предельного значения (Р,).

4 В этом случае гидроцилиндр 13 выключает предыдущую передачу ранее, чем гидроцилиндр 14 включает последующую, т. е, при переключении передач возникает разрыв потока мощности, что регистрирует шайба 9, переместившаяся вследствие повышенного перейада давления ° на дроссельное отверстие 8 на большее расстоянии вправо. При залегании клапана управления

12 гидроцилиндр 13 обеспечивает в течение некоторого времени после включения гидроцилинцром 14 последующей передачи включение предыдущей, так как гидроаккумулятор не переключается на подзарядку и давление жидкости на его сливе характеризуется гидравлическим сопроти лением дросселя 16. В этом случае

5 663901 шайба 9 перемещается вправо на предельное значение, характеризуя возможное включение на некоторый промежуток времени двух передач, При засорении трубопроводов слива жидкости, либо дросселя 16, либо при неправильно выбранной характеристике пружины гидроаккумуmnbpa 15 возможно начало зарядки гидроаккумулятора при давлении жидкости, превышающем предельное значение (Р ). В этом случае перепад давления на дросселе 8 будет уменьшен 1о и при переключении передач шайба 9 отклонит/ ся вправо на расстояние, меньшее расстояния соответствующего предельноМу значению (Р, ) .

Таким образом, предложенное устройство позволяет контролировать согласованность рабо- 15 ты гидросистемы с гидроаккумулятором и регистрировать давление жидкости начала заряд- ки гидроаккумулятора, что повышает точность диагностирования гидросистемы.

Формула изобретения

Устройство для диагностики гидравлической системы, содержащее подключенный к гидросистеме клапан с корпусом и золотником, подпружиненным с обеих сторон, о т л и ч а ющ е е с я тем, что, с целью повышения точности диагностирования, золотник имеет дроссельное отверстие на торце, а в корпусе со стороны подключения к гидросистеме установлена подвижная шайба с кольцевой риской для взаимодействия с золотником, причем корпус выполнен из прозрачного:материала с нанесенными на него тарировочными метками.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Патент США N 3810142; кл. 6 08 В 21/00, 1974.

66390l

Редактор Е. Кравцова

Заказ 2960/31

Филиал ППП "Патент", к ух.город, ул. Проектная, 4

Составитель 3, Айбиндер

Техред 3. фанта Корректор R Синицкая !

Тираж 869 Подписное

ЦНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Рау нская наб., д. 4/5

Устройство для диагностики гидравлической системы Устройство для диагностики гидравлической системы Устройство для диагностики гидравлической системы Устройство для диагностики гидравлической системы 

 

Похожие патенты:
Наверх