Ротор неявнополюсной электрической машины

 

ОП ИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

« е668О42

Союз Советских

Социалистинеских

Республик (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 14.03.77 (21) 2462206/24-07 с присоединением заявки №вЂ” (23) Приоритет— (51) М К1

Н 02 КЗ/48

Н 02 К 3/16

Государственный комитет

СССР по делам изобретений и открытий (53) УДК 621.313. .045.8 (088.8) Опубликовано 15.06.79. Бюллетень №22

Дата опубликования описания 25.06.79 (72) Авторы изобретения

В. Б. Каплунов, И. Я. Черемисов, О. И. Разумов, Д Б. Карпман и В. М. Петренюк (?1) Заявитель (54) РОТОР НЕЯВНОПОЛЮСНОЙ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ

Изобретение относится к области электромашиностроения, а именно к конструкции ротора неявнополюсной электрической машины, например турбогенератора.

Известен ротор неявнополюсной электрической машины, содержащий массивйый магнитопровод, в продольных пазах которого размешена обмотка возбуждения, закрепленная пазовыми клиньями, контактирующими со стенками пазов в зоне заплечиков.

Пазовые клинья в такой конструкции выполнены составными по ширине и при установке их в пазы магнитопровода ротора обеспечивается распор половин каждого клина в тангенциальном направлении. Эта конструкция позволяет создать надежный электрический контакт между гранями половин клина, примыкающими к стенкам паза, и стенками паза, это уменьшает сопротивление протекаюшим в тонком поверхностном слое массивного магнитопровода вихревым токам, что является особенно важным при несимметричных режимах работы электрической машины (1) .

Однако тангенциальные вихревые токи, протекающие главным образом в торцовой зоне магнитопровода ротора, встречают на своем пути дополнительное контактное сопротивление в стыке между половинами клиньев. Это вызывает дополнительный нагрев элементов ротора в несимметричных режимах.

Наиболее близким техническим решением к данному изобретению является ротор неявнополюсной электрической машины, содержагций массивный магнитопровод, в продольных пазах которого размещена обмот ка возбуждения, закрепленная пазовыми клиньями, контактируюшими со стенками пазов в зоне заплечиков (2).

В этой конструкции отсутствует дополнительное контактное сопротивление вихревым токам в тангенциальном направлении.

В такой конструкции ротора электрический контакт клиньев и магнитопровода удален от поверхности ротора, в которой замыкаются естественные контуры вихревых токов при несимметричных режимах работы электрической машины, что приводит к увеличению сопротивления вихревым токам, особенно в торцовой зоне магнитопровода, соответственно к увеличению дополнительно668042

Формула изобретения

1 го нагрева элементов ротора и снижению надежности.

Целью настоящего изобретения является повышение надежности электрической машины.

Указанная цель достигается тем, что пазовые клинья со стороны расточки ротора в его торцовых зонах выполнены плавно расширяющимися в направлении торцов магнитопровода.

Пазовые клинья со стороны расточки ротора могут быть выполнены плавно расширяющимися и в направлении стыков магнитопровода.

На фиг. 1 представлен предлагаемый ротор неявнополюсной электрической машины; на фиг. 2 — участок торцовой зоны ротора с пазовым клином; на фиг. 3 — сечение по

А — А на фиг. 2; на фиг. 4 — сечение Б — Б на фиг. 2; на фиг. 5 — ротор неявнополюсной электрической машины с составным магнитопроводом.

Ротор неявнополюсной электрической машины содержит массивный магнитопровод 1, в продольных пазах 2 которого размещена обмотка возбуждения 3, закрепленная в пазах пазовыми клиньями 4 в средней зоне магнитопровода и в средней зоне составных частей магнитопровода, а в торцовых зонах 5 и зоне стыка 6 — пазовыми клиньями 7.

Стенки пазов 8 и пазовые клинья 7 со стороны расточки ротора в торцовых зонах и зоне стыка составных частей магнитопровода выполнены плавно расширяющимися в направлении торцов и стыка магнитопровода.

Благодаря плавно расширяющейся форме клиньев обеспечивается надежный электрический контакт между клиньями и массивным магнитопроводом в поверхностном слое 9 магнитопровода, в его торцовых зонах и зоне стыка,. в результате уменьшается сопротивление вихревым токам в этих зонах и соответственно уменьшается нагрев элементов ротора при несимметричных режимах работы электрической машины.

Предлагаемая конструкция ротора неявнополюсной электрической машины повышает ее надежность.

1. Ротор неявнополюсной электрической машины, содержащий массивный магнитопровод, в продольных пазах которого размещена обмотка возбуждения, закрепленная пазовыми клиньями, контактирующими со стенками пазов в зоне заплечиков, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности, пазовые клинья со стороны расточки го ротора в его торцовых зонах выполнены плавно расширяющимися в направлении торцов магнитопровода.

2. Ротор по п. 1, отличающийся тем, что пазовые клинья со стороны расточки ротора в зоне стыка составных частей магнитопровода выполнены плавно расширяющими25 ся в направлении стыков магнитопровода.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Брынский Е. А., Кашарский Э. Г. зо «Конструкции демпферных обмоток турбогенераторов», М., «Информстандартэлектро»

1967, с. 20, рис. 15.

2. Глебов И. А., Данилевич Я. Б. «Научные проблемы турбогенераторостроения», Л., «Наука», 1974, с. 136, рис. 7 — 2.

668042

Puz.c

A — A y

b-b

Чоиг.,у

Риг. Е

Составитель В: Филатов

Техред О. Луговая Корректор Ю. Макаренко

Тираж 856 Подписное

Редактор Т. Янова

Заказ 3480 48

ЦНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, )К вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП а Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Ротор неявнополюсной электрической машины Ротор неявнополюсной электрической машины Ротор неявнополюсной электрической машины 

 

Похожие патенты:
Наверх