Устройство для натяжения цепи

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (6l) Дополнительное к авт. свид-ву (22) ЗаявлеHO 241276 (2l ) 2433522/29-03

Союз Советскнк

Сецналнстнческнк, Республик (ii} 673551 (51)М. Кл, с присоединением заявки )то

В 65 G 19/00

В 65 G 23/44

Государственный комитет

СССР по делам изобретений и открытий (23) Приоритет (53) УДК 621.867.1 (088.8) Опубликовано 150779, Бюллетень М 26

Дата опубликования описания 15,07.79 (72) Авторы . изобретения

И.A. Митрофанов, Н. Я. Хижняк, A. Ф. Остапенко, И.Н. Безмен,.

И. С. Солоний, В. П. Перский, A. В. Черепенин, В.Г, -Линицкий и Н.П. Бабенко

Украинский научно-исследовательский и проектноконструкторский институт подземной гидравлической добычи угля Укрниигидроуголь и Государственный проектноконструкторский институт угольного машиностроения (71) Заявители (54) УСТРОИСТВО ДЛЯ НАТЯЖЕНИЯ ЦЕПИ

Изобретение относится к горной промышленности, а именно к средствам натяжения конвейерных и струговых цепей и может быть использовано во всех отраслях народного хозяйства для натяжения цепей и канатов с заданным усилием. !

Известно устройство для натяжения бесконечных цепей и канатов 111 ° 1О

Однако в таком устройстве нзвоэможно выбрать предварительное тормозное усилие, ограничивающее величину инерционных масс приводной системы при работе электродвигателя, . е большим числом оборотов, таким образом, чтобы действовали лишь силы, с

Обусловленные механической характерис.. г гйкой электродвигателя, и чтобы при этом усилие натяжения. было достаточно большим для обеспечения эффекта отрыва цепи от на-, правляющих. величина максимального тормозного усилия тормоза ограни- 25 чена. Поэтому усилия, на которые может быть отрегулирован тормоз перед включением электродвигателя, могут колебаться лишь в пределах от нуля до максимально допустимого .значения.

Наиболее близким из известных является устройство для натяжения цепи, включающее корпус, закрепленный на валу редуКтора тормозной диск, с сухарями и пружины (2), Диск жестко закреплен на валу редуктора.

Недостатком указанного тормоза является то, что он не обеспечивает заданного усилия предварительного," натяжения цепи. Это объясняется тем, что перед натяжением цепи тормоз устанавливается на определенное усилие торможения (притормаживание), а когда происходит откатывание приводной звезды и усилие торможения должно соответствовать усилию предва,рительного натяжения цепи, необходимо производить повторно регулировку тормоза, чего практически достичь невозможно, и кроме того, обслуживаю,щий персонал находится в .зоне опасной для травмирования.

При установке же тормоза перед началом работы на усилие торможения, соответствующее усилию предварительного натяжения цепи, может окаэатьея не достаточным тяговог6 усилия н* преодоление сил сопротивления движению нижней и верхней цепей кон673551

Устройство для натяжения цепи рао ботает следующим образом. д Перед началом работы при помощи l5 рукоятки управления 12 производится поворот винта 11, который перемещает крестовину 10 с тягами 9 и освобождает диск 13. Поджатый пружинами 15 диск 13 с сухарями 14 также перемещается и входит в контакт с тормозным диском 1. При этом усилие поджатия тормозного диска 1 соответству ет начальнбму тормозному моменту вала редуктора. Это достигается эа счет того, что на него воздействует лишь часть пружин 15, установленных в телескопические.стаканы 16, имеющие больший ход раэдвижки. Другая часть я телескопических стаканов 16 при перемещении диска 13 теряет с ним контакт и.не воздействует на него.

После того, как устройство введено в работу производится реверсирование электродвигателя привода и

35 натяжение цепи. При этом, в зависимости от работы устройства в правом или левом забое, втулка 2 жестко закреплена с тормозным диском 1 или со стаканом 3 посредством болта 17, т e, в процессе натяжения цепи тор40 моэной диск 1 перемещается по внутренней винтовой нарезке в крайнее положение до упора в ограничитель 4 хода тормозного диска и начинает вращаться вместе. с валом б редуктора .7, создавая при этом начальный тормозной момент, необходимый для исключения порыва цепи при ее натяже нии.

50 б0 вейера и силы торможения для полного отрыва цепи от направляющих, а следовательно, цепь не получит заданного усилия натяжения.

Кроме того, это приводит к эйачительным перегрузкам электродвигателя и он работает в неустойчивой области его характеристики, т.е. потребляет ток большой величины, что обусловливает быстрый нагрев термических предохранителей и выход их из строя ° Укаэанный дисковый тормоз имеет вы сокую трудоемкость обслуживания, так как требует дополнительные операции п установке захватов в кожух муфты пере началом работы и снятию их после окончания работ. Кроме того, каждый раэ после установки захватов необходимо производить регулировку тормоза на заданное тормозное усилие, что приводит к увеличению времени на выполнение процесса натяжения цепи.

Яелью настоящего изобретения является обеспечение заданного усилия предварительного натяжении цепи и безопасного ведения работ.

Указанная цель достигается эа счет автоматического переключения тормоза на заданные тормозные момента при изменении направления вращени вала редуктора.

Для этого устройство снабжено ограничителями, втулкой и стаканом, посредством которых тормозной диск установлен .на валу редуктора с возможностью вращения вокруг своей оси и возвратно-поступательного перемещения по ней, при этом втулка выполнена с внутренней и. наружной винтовой нарезкой, а пружины установлены с возможностью -постоянного контакта одной из иих с тормозным диском, а остальные — с возможностью контакта с тормозным диском при нахождении его в крайнем положении.

Заданные усилия торможения вала редуктора достигаются за.счет того, что часть телескопических стаканов с пружинами имеет большую величину хода раздвижки, благодаря чему при нахождении тормозного диска в одном иэ крайних положений, другая часть телескопических стаканов с пружинами не имеет контакта с диском с су харями, в то время, как при переходе тормозного диска в другов крайнее

"положение, все телескопические стаканы с пружинами входят в контакт с диском с сухарями.

Иа чертеже изображен общий вид устройства для натяжения цепи s разрезе. УстройствО сОстОит из тОрмОзнОгО диска 1, установленного на втулке 2, имеющей внутреннюю и наружную винтовые нарезки, которая посредством стакана 3 и ограничителей 4 и 5 тормозного диска закреплена на валу б редуктора 7, например привода конвейера, Соосно тормозному диску 1 в корпусе 8 посредством тяг 9, крестовины 10 и винта 11 с рукояткой управления 12 установлен диск 13 с сухарями 14. Диск 13 поджат пружинами

15, установленными в телескопические стаканы 16, часть которых имеет больший ход раздвижки. В зависимости.от монтажа на правый или левый эабойвтулка 2 жестко соединяется при помощи болта 17 со стаканом 3 или тормозным писком 1.

После выбора Слабины цепи,и отрыва ее от направляющих электродвигатель отключается. Под действием силы натяжения цепй происходит откатывание инерционных масс в сторону противоположную ее натяжению. Но так. как тормозной диск 1 установлен на винтовой нарезке втулки 2 и поджат пружинами, он перемещается до упора в ограничитель 5 и отжимает диск 13 с сухарями 14, который входит в контакт и с другой частью телескопических стаканов 16. В этом случае тормозной момент вала редуктора соответствует усилию предварительного натяжения цепи. Далее производится соединение цепи и установка рукоят- ки управления 12 в исходное положе673551

Составитель В.Пономарева

Редактор Т.Авдейчик Техред Н, Бабурка Корректор О. Билак

Заказ 3997/19 Тираж 957. Пэдписное

ЦНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб.,д.4/5

Филиал ППП Патент, г.Ужгород, ул.Проектная,4 ние, а затем реверсирование электродвигателя привода.

Предложенное устройство для натяжения цепи может заменить ранее применяемые устройства.

Применение предложенного устройства позволит повысить безопасность 5 ведения работ при натяжении цепи, так как обслуживающий персонал находится в зоне не опасной для травмирования.

Кроме того, устройство обеспе- lo чивает заданное усилие предварительного натяжения цепи и исключает порывы ее при натяжении.

Правильный выбор усилия предварительного натяжения цепи позволит . 15 также уменьшить провисание ее под приводом, а следовательно, исключить сход ее с приводных звезд, например, скребкового конвейера, а также уменьшить количество штыба, эатаскиваемого в холостой желоб рештачного става.

Это позволит в значительной степени

*овысить надежность работы .скребковых конвейеров и струговых установок, Формула изобретения 25

Устройство для натяжения цепи, включающее корпус, закрепленный на валу редуктора тормозной диск, диск с сухарями и пружины, о т л и ч а ющ е е с я тем, что,, с целью обеспечения заданного усилия предварительного натяжения цепи и безопасного ве- дения работ, оно снабжено ограничителями, втулкой и стаканом, посредством которых тормозной диск установлен на валу редуктора с возможностью вращения вокруг своей оси и возвратно-поступательного перемещения по ней, при этом втулка выполнена с внутренней и наружной вйнтовой нарезкой, а пружины установлены с воэможностью постоянного контакта одной из них с тормозным диском, а - остальные с воэможностью контакта с тормозным диском при нахождении его в крайнем положении.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Патент Франции Р 2084872, кл. 5 21 Р 13/00, опублик.1972, 2. Шривер К. и др. Безопасные способы натяжения струговых и конвейерных цепей, " Глюкауф, 1975, М 12, с.21.

Устройство для натяжения цепи Устройство для натяжения цепи Устройство для натяжения цепи 

 

Похожие патенты:
Наверх