Стенд для испытания двигателя внутреннего сгорания

 

Союз Советских

Социалистических

Республик

ОПИСАНИЕ

И ЗОБРЕТЕ Н ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (6l I Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 11.04.77 (21) 2471128/25-06 с присоединением заявки № (23) Приоритет

Опубликовано 25.08.79. Бкэллетеиь № 81

Дата опубликования описания 29.08.79!

))! 6с13:т,э

G О1 М 15 1)0

G 01 1 3/24

Государственный комитет

СССР по делам нзооретеннй

N открытнй (53) УДК (1.43. .001.(1:6 21.49(i, 001 1088 8) (72) Авторы изобретения

С. Я; Даниленко, В. T. Загоруйко, А. E. Пронкевич и В. А. Педько

Государственный проектный институт "Тяжпромавтоматлка" (71) Заявитель (54) СТЕНД ДЛЯ ИСПЫТАНИЯ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ

Изобретение относится к автоматизированным1 системам для стендовых испытаний, преимущест- венно для испытаний пвигателя внутреннего сгорания (IIBC).

Известны стенды для испытания двигателя внутреннего сгорания, содержащие соединенные с валом двигателя нагрузочное устройство в виде электрической машины (1) .

В таких стендах электрическая машина выполнена балансирной и представляет собой усложненную модификацию машин об)цепромышленного типа. Мощность двигателя внутреннего сгорания измеряется на таких стендах с помощью весового динамометра и датчика скорости, по показаниям которых вычисляется мощность ДВС.

На таком стенде сложно автоматизировать процесс испытаний, так как указанный динамометр требует (!)ециа))ы)ых преобразователей измеренного усилия в электрический или другой аналоговый сигнал, необходимый для dBToMBTH ческой 11е)и(тра)(ии мощности или автоматическ()I О у ))pаR. tcпия пp(1)(eссом ис))! )1 tt)пй. Кроме

lò0)Î, )):! Jli>>t с) еt!) t())е))ьз)! Иэм(1 )! Tt> ь)())! ))(1ст ь! двигателя в неустановившемся режиме работы (при разгонах и замедлениях) .

Известны стенды для испытания двигателей внутреннего сгорания, содержащие соединенные с валом испытуемого двигателя нагрузочное устройство в виде электрической машины с фазным ротором и датчик частоты вращения.

В цепь статора машины включены трансформатор тока и последовательно соединенные измеритель активной мощности, измеритель потерь в статоре, подключенный к трансформатору тока и регистратор (2).

Недостатком TaKO)o стенда является пониженная, особенно для двигателей с фазным ротором, точность измерения, так как при модуляции КПД электрической машины в соответствующем блоке не учитывается зависимость

K1III от скорости ротора при постоянном моменте сопротивления. Кроме того, известный стенд не обеспечивает измерения мо)лности, подВоАНМоВ к валу электрической машины лри ее работе в генераторном режиме.

Известны стенды для испытания двигателей внутреннего сгорания, содержащие с(с;)))))е))))ь)е

681345 с валом испытуемого двигателя нагруэочное устройство в виде электрической машины с фазным ротором и датчик частоты вращения, выходы которого подключены к измерителю механической мощности, включенному в цепь ротора нагруэочного устройства, и к измерителю механических потерь, соединенному через переключатель с автоматическим регистратором (31.

Для повышения то птоетИ измерениЯ мощности путем учета изменения коэффициента потерь от частоты вращения вала к измерителю потерь в статоре подсоедиттен измеритель электрических потерь ротора через измеритель механических потерь, выполненный в виде двухтактного конденсаторного частотомера, соединенного с усилителем, нагрузкой которого служит нелинейный делитель нитряжания, а датчик скорое ти связан с измерителями механических и электрических потерь.

Однако на этом стенде, особенно прн испытании двигателя больнтой мощности, необходимо обеспечить питание электрической машины через трехфазный стабилизатор напряжения. В противном случая отклонение питающего напряжения приводит к изменецтпо ЭДС в фазной обмотке заторможенного ротора, а следовательно, и к изменению выпрямленного напряжения роторной цепи. Таким образом, отсутствие стабилизатора при измерении ьянцности вызывает погрептность, пропорциоиальную отклонению напряжения питающей сати от заданного (номинального) значения.

Применение трехфазного, позволяющего рекуперацию электроэнергии стабилизатора напря,жения с коэффициентом стабилизации, обеспечнватощим высокую (класса О,5 и вьппе) точность измерения мощности, связано с определенными техническньпт трудностями и материальными затратами, особенно для стабилизаторов большой мощности.

Цель изобретения — распптрение диапазона применения стенда путем повышения точности измерений н автоматического вычисления показателей работы.

Для этого в предлагаемом стенде к электрической машине подключены измеритель ЭДС в обмотках статора, через трансформаторы тока двух фаз, и блок умножения, входы которого соединены с выходами измерителя механической мощности и измерителя ЭДС, а выходы блока умножения и измерителя механических потерь соединены последовательно и подключены иа вход автоматического регистратора.

На фиг. 1 дана функциональная схема описываемого стенда; на фиг. 2 — принципиальная схема измерителя ЭДС в обмотках статора; на фиг. 3 — принципиальная схема измерителя механической мощности.

Стенд содержит нагрузочное устройство, выполненное в Вице асинхронной электтрнческой машины 1, соединенной с валом испьпуемого двигателя 2 внутреннего сгоратгия и датчиком

3 частоты вращения вала. В цепь ротора электрической машины 1 включен измеритель 4 механической мощности. Измеритель 5 механических потерь соединен с автоматическим регистратором 6. Датчик 3 частоты врашения вала подключен к измерителю 4 механической мощности и измерителю 5 механических потерь. В цепь статора электрической мапн ньт 1 через трансформаторы тока TT 1., TT 2. двух фаз статора включен измеритель 7 ЭДС в обмотках статора. Выход последнего и выход измерителя

4 механической мощности соединены со входами блОка 8 умноже шя, Выход KoTopoI О соединен последовательно с Выходом измерителя 5 механических потерь через перс-. гтзчатель 9 рода работы стенда к автома-и.ес:." ."..ту регистратору 6, Измеритель 7 (флг. 2) ЗДС В обмотках статора выполнен в виде 3-фазного трансформатора Тр, 1 напряжения, соединенного с выпрямителем 10, нагрузкой которого является высокоомньпт резистор R l, схемы суммирования фазных токов па рез::сторах R2„RÇ, R4, выпряьпгтеля 11 напряжения, пропорционального образованной сумме, и -агр;-:кенного на резистор R5, при этом Выходы Выпрямителей 10 и

11 включеиы последовательно Встречно на вход усилителя 12.

Измеритель 4 (фиг. 3) механической мощноспт содержит выпрямитель фазного напряжения ротора на диодах Дl — Дб, нагрузкой которого может быть управляемый инлертор или реостат.

8 цепь нагрузки Включен шунт Шьт, соединенный с усилителем l3, нагрузкой которого является конденсаторный частотомер l4. Последний состоит из входного трансформатора Тр 2, Выходные обмотки W2, и 3 которого через токоограничивающие резисторы R 6 и 8 7 соединены с транзисторами Tl и Т2, конденсаторов С l u

С 2 и сопротивления нагрузки — резистора R 8.

Измеритель механических потерь выполнен в виде двухтактного транзисторного конденсаторного частотомера, усилителя и делителя на резисторах, служащих нагрузкой усилителя.

При измерении эксплуатационной мощности испытуемого двигателя внутреннего сгорания путем измерения мощности на валу сочлененной с ним электрической машины, работающей в генераторном режиме, мощность, подводимая к валу электрической машины, равна

PI = Рмх Рмп+ РАп ° (1) где Р д Х вЂ” полезная механическая мощность, P II — мощность механических и вентиляционных потерь, 681346

Рдп — добавочнь!е потери. (2) где M „„— электромагнитный момент, тз — угловая частоты вращения ротора.

1nu 5

1 = .„„ (3) где Рп — мощность электрических потерь в

ПЦ роторной цепи, S — скольжение, оз — угловая частота вращения магнитно- 1я

1 го потока статора.

Рпц = Ев Ip, (4) где E — ЭДС выпрямителя фазного напряжения ротора, — выпрямленный ток ротора.

Р

1$

Е = К!.Бор (5) где к, — коэффициент пропорциональности, зависящий от параметров выпрямителя;

Е = Е - ЭДС обмотки вращающегося ро- 26

ОР 2 тора, при этом

Ег юг Е! !! (6) где Е, — ЭДС в обмотках статора, k — коэффициент трансформации 33С. 1

Добавочные потери обычно учитываются приближенно, в процентах от полезной мощности электрической машины.

Следовательно, общий коэффициент пропорциональности, постоянная величина, равен г, З

И4 где kз — коэффициент, учитывающий добавочные потери, 35

n, — частота вращения магнитного потока статора.

С учетом вышеизложенного выражение (1) для мощности, подводимой к валу электрической машины, а следовательно, и для эксплуатационной мощности испытуемого двигателя примет следующий вид

Р, = с.n-Ip ° Е, + Рмп, (8) где n — частота вращения ротора.

Таким образом, в выражении {8) составляющая с- и-? . E пропорциональна сумме механнр 1 ческой мощности Рм„и добавочных потерь Р и.

В предлагаемом устройстве произведение с и 1!э реализовано измерителем 4 механической мощности следующ м образо На ко денсатор- зе иый частотомер 14 (фиг. 3), питание которого осуществляется пропорциональным току ротора

I !в!bы!хxо 1д1нHbы!м M нHа !п!рp!я!!жKеeнHиHеeм M у с !иUл!иHтTеe!л!!я 1133, поP ступают импульсы с датчика 3, частота которого пропорциональна частоте вращения ротора электрической машины 1.

С выходного резистора Яа частотомера снимается напряжение, пропорциональное произведению с и 1р, т.е. пропорциональное механической мощности без учета изменения ЭДС в обмотках статора.

Измерение ЭДС в обмотках статора (Е, ) осуществляется измерителем 7 (фиг. 2), реализующим взаимозависимость — Е! =О! — 1! Z (9) где U, — подведенное напряежние питания, — ток в обмотке статора, Z, — полное сопротивление обмотки статора, активная составляющая которого незначительно изменяется воздействием температуры.

Первая составляющая — сигнал, пропорциональный U,, получается на выходе выпрямителя 10.

Вторая составляющая выражения (9) получена следующим образом. Через резистор R4 проходит ток, пропорциональный сумме полученных с ТТ 1 и ТТ 2 токов двух фаз. При этом резистор

Я.! выполняется проводом из материала, который применен для обмотки статора, а сечение его выбрано так, что изменение сопротивления

R„от температуры окружающей среды и проходящего по нему тока равно изменению сопротивления обмотки статора от этих же факторов.

Полученное напряжение пропорционально току третьей фазы и учитывает все изменения тока и сопротивления статора. Следовательно, преобразованное выпрямителем 11 и выделенное на резисторе R, напряжение пропорционально второй составляющей взаимозависимости (9) .

Резисторы R, и R5 соединены так, что выделенные на них напряжения включены последовательно встречно, разность этих напряжений, усиленная усилителем 12, пропорциональна ЭДС в обмотках статора..

Выходнои сигнал измерителя механической мощности корректируется в зависимости от изменения

ЭДС в обмотках статора в блоке 8 умножения.На один из его входов поступает с измерителя 7 сигнал, пропорциональный ЭДС в обмотках сТВтора, а на второй — сигнал с измерителя 4, пропорциональный выражению с и -1Р, Ъгким образом, на выходе устройства умноже!щя получается сигнал. пропорциональный механической мощности. Так как его выхоп соединен с выходом измерителя 5 последовательно и согласно (переключатель 9 в положении А) на автоматический регистратор 6 поступает суммарный сигнал, пропорциональный эксплуатационной мощности испытуемого двигателя внутреннего сгорания.

При изменении мощности, затрачиваемой на прокручивание колепвала испытуемого двигателя во время его холодной обкатки, электрическая машина 1 работает в режиме электродвигателя.

681345

Полярность выходного сигнала измерителя 5 механических потерь необходимо изменить, установив переключатель 9 в положение Б. В этом случае на автоматический регистратор 6 наступа ет разность сигналов механической мощности и мощности механических потерь, т.е. сигнал, пропорциональный мощности прокручивания коленвала, Наличие устройства умножения и измерителч

7 ЭДС в обмотках статора выгодно отличает предложенный стенд от известных. В нем, благодаря коррекции по изменяющейся ЭДС в обмотках статора, повышена точность измерения эксплуатационной мощности испьггуемых двигателей и расширен диапазон применения путем устранения необходимости питания электрической машины через трехфазный стабилизатор.

Предложенный стенд может быть использован для испьпания двигателей внутреннего сгорания практически любой мощности на всех моторостроительных заводах и в научно-исследовательских организациях.

Предложенный стенд позволяет использовать асинхронные электрические машины обычного исполнения вместо дорогостоящих балансирных машин с весоизмерительными устройствами.

Исключается необходимость применения трехфазных, обеспечивающих рекуперацию энергии стабилизаторов напряжения с высоким коэффициентом стабилизации.

Формула изобретения

Стенд для испытания двигателя внутреннего сгорания, содержащий соединенные с валом ис3 пытуемого двигателя нагрузочное устройство в виде электрической машины с фаэным ротором и датчик частоты вращения, выходы которого подключены к измерителю механической мощности, включенному в цепь ротора нагрузочнофф го устройства, и к измерителю механических потерь, соединенному через переключатель с автоматическим регистратором, отличающийся тем, что, с целью расширения диапазона применения путем повышения точности измерений и автоматического вычисления показателей работы, к электрической машине подключены измеритель ЭДС в обмотках статора, через трансформаторы тока двух фаз, и блок умножения, входы которого соединены с выходами измерителя механической мощности и измерителя ЭДС, а выходы блока умножения и измерителя механических потерь соединены последовательно и подключены на вход автоматического регистратора, Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Райков П. Я. Испытание двигателей внутреннего сгорания. M. "Высшая школа", 1975. с. 99.

2. Авторское свидетельство У 323675,,кл. G 01 1. 3/24, 1972.

3. Авторское свидетельство N 558194, кл. G 01 М 15/00, 6 01 L 3/24, 1977.

681 345

5 с

Составитель Н. Патрахальцев

Редактор В Днбобес Техред Л.Алферова Корректор А.Грнценко

Заказ 5078/40 Тираж 1090 Подписное

ЦНИИПИ Государственного комитета СССР по делам мзобретений и открытий

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Стенд для испытания двигателя внутреннего сгорания Стенд для испытания двигателя внутреннего сгорания Стенд для испытания двигателя внутреннего сгорания Стенд для испытания двигателя внутреннего сгорания Стенд для испытания двигателя внутреннего сгорания 

 

Похожие патенты:
Наверх