Вариометр

 

!

Л

1, (681464

Союз Советскнк

Социалистическкк республик

ОП ИСАЙИ Е

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 27. 04. 77 (21) 2480766/24-07 с присоединением заявки 1те (23) Приоритет

Опубликовано 25.08.79 Бюллетень Ле 31

Дата опубликования описания 30.08 79 (51)М. Кл.

Н 01 F 21/02

Гвсудаввтввккмк ввмвтвт

СССР вв делам кэабретенкй к вткритвй (53) УД К 62 1. 3 96, .662. 22 (088. 8) (72) Авторы изобретения

С. А. Танцура, А. Б. Наличаев и В. Г. Ачин (7! ) Заявитель (54) ВАРИОМЕТР

Изобретение относится к электро- и радиотехнике, а именно к конструированию элекгроиндукцнонных устройств, в частности плавнорегулируемых переменных индуктивностей.

Известен вариометр, содержаший ста5 тор, снабженный обмоткой и врантатошиеся внутри него один или несколько роторов, также снабженные обмотками (1) ..

Эти вариометры обеспечивают плавное изменение индукгивности контуров эа счет изменения взаимоиндукции между обмотками роторов и сгатора.

Наиболее близким к предлагаемому по технической сушности и достигаемому. ре15 зультагу является вариометр, содержаший каркас, ротор и статор, обмотки которых состоят иэ двух полуобмэток j2). Намот ка каждой из них цельная и равномерно раэмешена на соответсгвуюшей поверхности каркаса. Полуобмотки стагора соедине»ны между собой последовательно через обмотку ротора, которая образована парал» лельным соединением ее полуобмоток.

Надежность работы вариометра в качестве органа настройки антенного контура мошного раднопередаюшего устройства сушественно снижается при малых значениях активной составлятошей нмпеданса антенны, т. к, вариометр в етом случае особенно критичен к нестабильности как его собственных параметров, так и параметров передатчика и антенны, поскольку даже незначительное увеличение напряженности электрического поля в воздушном промежутке между участками обмоток ротора и сгагора приводит к электрическому пробою вариометра и выходу иэ строя передатчика.

Увеличение надежности работы варио метра обеспечивается за счет увеличения воздушного зазора между ротором н статором, что, однако,ведет к уменьшению

его коэффициента перекрытия по индуктнвности, а также к увеличению габаритов вариометра. При применении известного вариометра в антенных контурах передаг чиков, настройка которых производится

081 404 ввГОматически:.,ппхойи 1»»я пр !меняГь сboiI» ные логические устройства, выводяшие Ва= риОметр из наиболее Опасных для него жимов.

Целью изобретения является увеличе-ние надежности работы вариометра и рвс= ширение диапазона допустимых для него токовых нвгру=-o»: без уменьш--ния ето «- . эффициента перекрытия по индуктивности и без увеличения его габаритов.

Это достигается тем, что в вариомет II! ре, содержашем каркас, ротор и статор, обмотки которьГК образоваиы из двух пс-.луобмоток, причем попуобмотки ротора соединены параллельно, а полуобмотки статора через обмотку ротора соединены IlocIIe-довательно, намотка каждой из попуобМ ток статора выполнена из двух частей, имеюших разные направления намотки, расположенных на каркасе рядом и соеди:= ненных параллельно.

На фиг. 1 схематически показана .кон»: струкция вариометра,; на фиг. 2 то же, вид сверху; на фиг. 3 - электри=ческая схема вариометра.

Вариометр содержит ротор 1, обмотка которого образована из двух полуобмоток

2 и 3, соединенных параллельно, и статс=. ра 4 полуобмотки которого соединены

I! g между собой последовательн -тере ку роТорВ. Намотка каждой Hs пол:"обм =ток СТВТора 4, выполненная на отдельнo» . каркасе (на чертеже не обозначена, соетоит. Из двух частей (5 и 6 Одной полуоб= мотки, 7 и Я другой. полуобмотки, нв.»";;

"» та нных 9 противоположных H BI!IpBB i I FH.". к . расположенных на каркасе рядом и с. епи= ненных лараллельно и согласно, На фиг-, 1 положение ротора 1 и:- : .=. торв 4:.: « Ветств "ет м ii« „.:., г; «;-I,iй дуктивнос." и вариометра. )апряжение между Точками А и Р. Б и,l f, cð . уиг. 1 g 3 рВ-, ляется наибрльш1Я»«и з вд,;;..;;.«. «,-"й точками обмоток ротора и ствторв, ко О»-.

pbIe DpH до шепни вот;,О -,,;--Г»;.т р» -.;.,;-,.;; =i гаться наиболее близкс друг к друч » В воздушном зазоре.

В положении максимальной Hндук!-ttь. ности В Воздушном зазоре наиболее ко подходят друг»к другу точки 6 и в сиГ, Аи 6,(см,фиг. 1яс а:и. 3) вяжение мея»д "i кот оры ми одинаково t

»iegb1tte, чем He!i,)я)«ени,-", "е1л« « б, И 1, А И В HB Вел,-, &л-:: i-ellen;«.

9 пряжения нв половине обмотки ротпряжение между ТОчками 6 и

Г1 Оэ тому зв c tIe T разнесения е возд «1 зазоре Гочек A и в, б и Г макси =- -" нвя напряженность переменного алектрическогc поля в нем в положении мвксимвльной «-,ндуктивности меньше, чем в известном вариометре в аналогичных условиях.

При повороте ротора в положение, при котором точки А и В, 61 и Г обмоток ротора и ствторв в воздушном промежутке находятся наиболее близко друг к друТу, индуктивность вариометра уменьшается относительно максимальной величины.

При малых значениях активной составляющей импедвнса антенны в этом случае пропорционально уменьшается и добротность антенного контура при неизменной частоте его настройки„ Это ведет к уменьшению напряжения между точками А и В, Б и Г зв счет уменьшения напряжения на вариометре. Соответственно уменьшается напряженность электрического поля в воз= душном промежутке между этими точками, Расширение диапазона допустимых токовых нагрузок обеспечивается тем, что параллельное соединение частей у каждой из полуобмоток ствторв при параллельно» соединении полуобмоток ротора увеличивв ет оашее рабочее сечение проводника и улучшает . еплооб.-лен с внешней средой.

Электрическая прочность вариометра при малых значениях. активной составляюшей :. †:« Heo!BHCB антенны увеличивается в цепом нв 0=127„в в положении макси,.„=,.;-;».;:>,,«-; -, к;явн»з».: и нв 20-259o. Q и . .-, -" т;:у Овь, нагрузки ВвриОмс Грв

Возоо. Чи нв 1009 о. Зro увеличивает на=

l !

-; —..IIH --.—.:ь рабаты вариометра и расширяет

Пслу;-ТИМЫХ . Ля НЕГO ТОКОВЫХ в и з о 6 p e T e н

Вариометр, содержвший каркас, ротор и ствтop, обмотки которых образованы из двух полуобмоток, причем полуобмотки роторе соединены параллельно, а полуоб «oткк cTBторв через обмотку ротора соединены последовательно, о т л и ч а юili и и c H тем„ IToi c целью повышения нв!Ie>YHGOTH ВвдиОметрв и расширения див ".:О -iei Jtt»it vv ТHt«!biõ Ill!«i негО тОкОВых на

«

: руз,:, . ..-ждая из полуобмоток статора

Выполнена из двух частей, имеюших раъ.:-:::=:, = направления намотки, расположенных

-,в каркас.е рядом и соединенных параллельно. с 1 64

Фиг. 3

Составитель B..Мясникова

Редактор Т. Зубкова Техред O. Андрейко Корректор С. Шекмар

Заказ 5096/46 Тираж 923 Подписное

ПНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

) 13035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Лвторское свидетельство СССР

No. 331737, кл. H 01 F 21/02, 1972, 4

2 <- кунь F- II. Расчет и проектиРование радиопередатчиков. Судпро

"из", 1962, с. ЭЭ8-339, рис. 96 рис, 97 (прототип).

Вариометр Вариометр Вариометр 

 

Наверх