Предохранительная муфта

 

Союз Советски

Социалистически

Республик (61) Дополнительное к авт. свил-ву (22) Заявлено 11.04.78 (21I) 2601939/25 — 27 с присоединением заявки,%

F 16 0 9/00

Государственное комитет

СССР но делан нзобретвннй и открытий (23) Приоритет (5Ç) УДК 621825. (088.8) Опубликовано 15.09.79 Бюллетень М 34

Дата опубликования описания 15.09.79 (72) Автор изобретения

E. М. Волчков (71) Заявитель

Кузнецкий научно-исследовательский институт строительства утольных и горноруднь.х предприятий (54) ПРЕДОХРАНИТЕЛЬНАЯ МУФТА

15

Изобретение относится к области машиностроения и может быть применено в приводах машин, работающих в пожароопасной и взрывоопасной среде.

Известна муфта сцепления, содержащая две полумуфты, между обращенными один к другому торцами которых помещен легкоплавкий предохранительный элемент. В одной из полумуфт смонтирован электронагревательный элемент (1), При прохождении тока по проволоке электронагревателя легкоплавкий элемент расплавляется, и полумуфты раэьединяются. При прекрашении подачи тока в электронагреватель легкоплавкий элемент застывает, и полумуфты начинают врагцаться совместно. Однако эти муфты нельзя применять во взрывоопасной и пожароопасной среде из-за наличия в ней электронагревательного элемента.

Известна предохранительная муфта, содержащая наружную полумуфту. соединенную фрикционными дисками со ступицей внутренней полумуфгы. Фрик1шонныс диски сжимаются пружинами через шайбы, выполненные из легкоплавкого материала (2) .

Эта муфта является наиболее близкой к иэоб. рению по технической сухости и достигаемому эффекту.

В период пробуксовки муфты происходит нагрев дисков и шайб, которые расплавляются, и муфта выключается.

В известной муфте после каждого срабатывания необходимо производить демонтаж для замены шайб из легкоплавкого материала. При пробуксовке муфты происходит интенсивный износ дисков.

Цель изобретения — улучшение условий эксп луатации путем обеспечения автоматического включения муфты после срабатывания и повышение срока службы.

Цель достигается тем, что муфта снабжена втулкой, установленной концентричио в ступице внутренней полумуфты, прн этом между обрашенными одна к другой поверхностями нгулки и ступицы имеется полость, и легкоплавкий предохранительный элемент размещен в ней.

3 6858

На фиг, i изображена муфта, продольный разрез, на фнг. 2 — предохранительный узел.

Муфта содержит наружную полумуфту 1, соединенную фрикционными дисками 2 со ступицей 3 внутренней полумуфты 4, установленной на валу 5. В ступице 3 помещена концентрично втулка 6. Между обращенными одна к другой поверхностями втулки 6 и ступицы 3 находится полость 7, в которой помещен легкоплавкий предохранительный элемент 8. В качест- 1о ве легкоплавкого материала может быть применен сплав висмута, кадмия и олова. Полость 7 загерметизирована прокладками 9 и крышками

10, закрепленными на торцах внутренней полу.муфты 4 болтами 11. На втулке 6 выполнены 15 центрирующие пояски 12 и канавки 13, служащие резервными емкостями для размещения легкоплавкого элемента в случае его утечки.

Прокладки 9 могут быть изготовлены из бронзы, меди или латуни и выполняют роль герметизирующих элементов, препятствующих вытеканию расплавленного легкоплавкого элемента 8, и выдерживающие температуру выше, чем температура плавления легкоплавкого элемента 8.

Втулка 6 устанавливается с возможностью вращения относительно ступицы 3 внутренней полумуфты 4 при расплавленном состоянии легкоплавкого элемента 8 и фиксируется в осевом направлении с помощью прокладок 9, крышек

10 и болтов 11. Легкоплавкий элемент 8 необходимо размещать в зоне интенсивного выделе-. ния тепла. Передача момента происходит с вала

5 через легкоплавкий элемент 8 на внутреннюю полумуфту 4 и через фрикционные диски 2 на наружную полумуфту 1. В момент перегрузки в результате проскальзывания фрикционных дисков 2 выделяется большое количество тепла, которое нагревает детали муфты. Через определенное время, зависящее от размеров и теплопроводности деталей, нагревается предохранительный легкоплавкий элемент 8. Температура плавления легкоплавкого материала подбирается из условия, что другие детали муфты не нагреваются до недопустимых температур. При

60 4 достижении заданной температуры происходит расплавление легкоплавкого элемента 8, скольжение фрикционных дисков 2 прекращается, втулки 6 и ступица 3 начинают вращаться относительно один к другому. В этом случае расплавленный слой легкоплавкого элемента 8 выполняет роль подшипника скольжения жидкостного трения. Потребление мощности резко падает, так как она в данном случае расходуется только на преодоление сопротивления расплавленного слоя, что позволяет поддерживать в нем необходимую для жидкого состояния температуру. Таким образом, работа протекает до устранения перегрузки или выключения двигателя. Муфта автоматически восстанавливает свою работоспособность после остановки на небольшой промежуток времени, достаточный для затвердевания расплавленного слоя легкоплавкого материала.

Формула изобретения

Предохранительная . муфта, содержащая на1ружную полумуфту, соединенную фрикционными дисками со ступицей внутренней полумуфты, а также легкоплавкий предохранительный элемент отличающаяся тем„что, с целью улучшения условий эксплуатации путем обеспечения автоматического включения муфты после срабатывания и повышения долговечности, оиа снабжена втулкой, установленной концентрично в ступице внутренней полумуфты, при этом между обращенными одна к другой поверхноотями втулки и ступицы имеется полость, и легкоплавкий предохранительный элемент размещен в ней.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР М 99456, кл, F 16 D 9/00, 1954.

2. Кожевников С. Н., Есипенко Я. И., Раскин Я. М. "Механизмы", Машиностроение, М., 1976, с. 426, рис. 6.104.

Фие 2

Рецыкгор О. Торгашева

Заказ 5436/38 Тираж 1139 Подписное

1111ИИПИ Государственного комитета ГССР до делам изобретений и QTKDbITHH

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал 11П!! "Патент, r. Ужгород, ул. Проектная, 4

В б (Ф. й>0 г г

Составитель О. Логвинова

Техред М.Келемеш Корректор С, 1(1екмар

Предохранительная муфта Предохранительная муфта Предохранительная муфта 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к затвору с функцией тепловой защиты

Муфта // 742644

Изобретение относится к затвору с функцией тепловой защиты для гидродинамической или гидравлической машины. Затвор вставляется в корпус гидродинамической или гидравлической машины с рабочей средой. Затвор содержит тело затвора для монтажа на корпусе, например, путем ввинчивания или вставки. Тело затвора имеет пропускное отверстие, в которое вставлен сердечник затвора. Сердечник затвора непосредственно соединен с телом затвора с помощью плавкого элемента, плавящегося при заданной температуре. Также сердечник может быть соединен с промежуточным элементом, герметично установленным в теле затвора таким образом, что пропускное отверстие герметизировано от протекания рабочей среды. Сердечник имеет глухое отверстие, открытое к рабочему пространству, так что рабочая среда может втекать в сердечник затвора. Технический результат - упрощение конструкции и уменьшение времени срабатывания затвора. 6 з.п. ф-лы, 1 ил.

Изобретение относится к области машиностроение и может быть использовано в компенсирующих муфтах. Компенсирующая муфта предназначена для работы при низких температурах, например, в космосе. Муфта снабжена тригенерационным узлом. При температурах выше температуры плавления легкоплавкого металла (8) и при необходимости передачи вращающего момента с ведущего на ведомый механизм включается абсорбционная холодильная машина (10), которая охлаждает легкоплавкий металл (8), и он переходит в твердое состояние, фиксируя опорные втулки (3) фланцевых полумуфт (2) относительно друг друга. Чтобы прекратить передачу вращающего момента абсорбционная холодильная машина (10) отключается. При низких температурах для отключения ведомого механизма от ведущего включается электронагреватель (11), в результате легкоплавкий металл (8) переходит в жидкое состояние, тем самым исключается жесткое фиксирование фланцевых полумуфт (2) относительно друг друга. При отключении электронагревателя (11) происходит фиксация опорных втулок (3) относительно друг друга, происходит передача вращающего момента. Достигается повышение функциональности. 1 ил.
Наверх