Тиристорный импульсный преобразователь для управления двигателем постоянного тока

 

О НИЕ

ИЗОБРЕТЕН Ия

Союз Советскнн

Соцмалисткческик

Республик (! 1) 692045

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61 ) Допол н н тел ьное к а вт. с вид- ву (5l)M. Кл.

Н 02 Р 5/06

Н 02 М 3/135 (22) Заявлено 27, 05,77 (21) 2491020/24-07 с присоединением заявки М

Гесударстаенный кемнтет

СССР в делам юобратеннй н еткрытнй (23) Приоритет (53) УЛФ(621.316. .727 (088.8) Опубликовано 15.10,7 9, Б юллетень М 38

Дата опубликования описания 18,10,79

Ю П. Гончаров, Н. В. Панасенко, Н. А. Тимченко, 10. П. Сердюков, Н. Д. Вирченко> Е, С. Гапчинский и В, С. Никулин (72) Авторы изобретения

Харьковский ордена Ленина политехнический институт имени В. И.,Ленина и Специальное конструкторское бюро

Харьковского ордена Знак почета" завода Электромашина" (7> ) Заявители (54) ТИРИСТОРНЫЙ ИМПУЛЬСНЫЙ ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЬ

ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ ДВИГАТЕЛЕМ ПОСТОЯННОГО

;; ТОКА

Изобретение относится к электротехнике и может найти применение при импульсном управлении двигателем постоянного тока на транспорте, в электротех- . нической и других отраслях промышленности.

Известна схема тиристорного импульсного преобразователя постоянного напряжения, которая содержит источник питания, нагрузку, силовой тнристор с узлом .

10 последовательной коммутации, в который входит линейный токоограничивающий реактор (1),. Эта схема пригодна только .для односторонней передачи энергии от источника к нагрузке, что ограничивает область ее применения, и имеет низкий

КПЯ из-за потерь энергии в токоограни-.нвающем реакторе за счет протекания на-, трузочного тока.

Известна также управляющая схема постоянного тока, содержащая источник питания, двигатель постоянного тока, силовой тирнстор, обратный диод, шунтирую щий двигатель, узел последовательной ком2 мутации, в который входит токоограничивающнй реактор (2 ). Эта схема пригод-, на для управления двигателем только в режиме разгона. В режиме торможения управление двигателем невозможно, так как схема не обладает возможностью передачи энергии от двигателя в источник либо в топмозной реостат.

Наиболее близким техническим решением к изобретению является преобразователь постоянного тока, который содер- ° жит линейный токоограничивающий реактор с возвратным диодом, основной тирнстор, шунтированный обратным диодом, нагрузку, шунтированную обратным диодом, разделительный диод, вспомогательный тирнстор, коммутирующий LC -контур (3).

Этот преобразователь обладает односторонней передачей энергии от источника i неузка и повышенными потерями энерт ии в токоограничивающем реакторе, что обусловлено следующим. После коммутации первичная обмотка реактора обесточн3 69 вается и источнику питания возвращается не только та относительно небольшая энер гия магнитного поля, которая была запасена в коммутационном интервале, но и значительно большая энергия, запасенная при протекании нагрузочного тока. После очередного включения основного тиристора эта энергия вновь запасается в магнитном поле, 0иркуляция больших колиI ,честв энергии приводит к возрастанию ,действующего напряжения на обмотках и действующего тока во вторичной обмотке, а это увеличивает потери энергии. Конечное значение индуктивности линейного реактора создает также дополнительную токовую нагрузку на узел принудительной коммутации, что требует увеличения массы его элементов и ведет к дополнительным потерям, понижает надежность устройства и его КПД.

Кель настоящего изобретения — повышение КПД и надежности работы устройства, а также расширение функциональных возможностей преобразователя.

Поставленная цель достигается тем, что тиристорный импульсный преобразователь для управления двигателем постоянного тока, содержащий источник питания, связанный через токоограничиваюший реактор, вторичная обмотка которого включена последовательно с возвратным диодом, а рабочая - связана с като» дом обратного диода, и через разделительный диод с узлом последовательной коммутации, непосредственно — с анодом шунтирующего диода, а через основной тиристор — с анодом обратного диода и разделительным реактором, соединенным с клеммой для подключения якоря двига1 теля, снабжен дополнительным токоограничивающим реактором с дополнительной подмагничивающей обмоткой, разделитель ным реактором, тормс, ным тиристором, тормозным реостатом и тиристором тормозного реостата, причем рабочая и вторичная обмотки дополнительного токоогра ничивающего реактора включены последо. вательно и согласно с соответствующими обмотками токоограничивающего реактора, а подмагничивающие обмотки вклю- . чены последовательно и встречно между второй клеммой для подключения якоря двигателя и точкой соединения рабочих обмоток дополнительный разделительный реактор включен между вторым выводом якоря двигателя и точкой соединения катодов шунтируюшего диода, тормозного тиристора и тиристора тормозноцо реоE

2045 стата, анод тормозного тиристора и второй вывод тормозного реостата подключены к катоду обратного диода.

На фиг. 1 приведена схема преобразователя для управления двигателем постоянного тока; на фиг. 2 — временные диаграммы токов и напряжений, протекающих в устройстве в режиме разгона дви-, гателя; на фиг. 3 — перемещение рабочей точки токоограничивающего реактора ; на фиг. 4 — пере мещение рабочей точки дополнительного токоограничивающего реактора в режиме разгона, на фиг. 5 - временные диаграммы токов и напряжений, протекающих в устройстве в режиме торможения двигателя; на фиг. b — перемещение рабочей точки токоограничиваюшего реактора в режиме торможения; на фиг. 7 — перемещение рабочей точки дополнительного токоограничивающего реактора в режиме торможения.

К положительному полюсу источника питания преобразователя подключено на чало рабочей обмотки токоограничивающего реактора 1, конец рабочей обмотки 2 которого соединен с началом подмагничивающей обмотки 3, а конец этой обмотки соединен с концом подмагничивающей обмотки 4 дополнительного токоограничивающего реактора 5, начало обмотки 4 подсоединено к якорю 6 двигателя постоянного тока 7, второй вывод якоря. 6 через разделительный реактор 8 и основной тиристор 9 подключен к отрицательному цолюсу источника питания. К общей точке разделительного реактора 8 и тиристора 9 подсоединен анод обратного диода 10, катод которого соединен с кон40 цом рабочей обмотки 11 токоограничивающего реактора 5, а начало обмотки 11 подключено к общей точке соединения обмоток 2 и 3 реактора 1. Конец вторичной обмотки 12 реактора 1 соединен с

45 началом обмотки 2, а начало обмотки

12 соединено с концом вторичной обмотки

13 реактора 5, конец обмотки 13 сое- . динен с катодом возвратного диода 14, анод которого подключен к отрицательио50 му полюсу источника питания. К точке соединения катода диода 10 и конца обмотки 11 подключены анод тормозного тиристора 15, тормозной реостат 16 и

55 узел 17 последовательной коммутации

Катод тиристора 15 через дополнительный разделительный реактор 18 подключен к общей точке якоря 6 и реактора 8.

Второй вывод. тормозного реостата 16

Ь:

Е"

692045

S через тиристор 19 тормозного реостата в прямом направлении соединен с общей точкой тиристора 15 и реактора 18.

Катод обрвтнсго диода 10 соединен с началом вторичной обмотки 20 импульсного трансформатора узла последовательной коммутации 17, в конец обмотки 20 через коммутирующий тирнстор

21 узла последовательной коммутации

iB разделительный диод 22 в прямом направлении соединен с отрицательйым полюсом источника питания и с анодом шун.тируюшего диода 23, катод которого: подключен к катоду тормозного тйриСтора 15. Для питания обмотки возбуждения 24 независимо от обмотки якоря 6 обмотка возбуждения 24 подключена к тому же источнику. ) . Преобразователь работает следующим образом. При подаче напряжения питания происходит заряд конденсаторов узла последовательной коммутации. С включением силового тиристорв 9 к "нагрузке прикладывается напряжение питания и "по цепи через рабочую обмотку 2, подмагничиваюшую обмотку 3 реактора 1, подмагничиваюшую обмотку 4 реактора 5, якорь 6 двигателя 7, разделительный реактор 8, тнристор 9 начинает протекать ток. Двигатель 7 последовательного

36 возбуждения работает по схеме. неэависиу В мого возбуждения с целью улучшения электромеханических характеристик привода.

При достаточно большом якорном токе

3% под воздействием подмагничивания рабочая точка нв петле гистерезиса реактора

-"-1 (фиг. 3) перемещается в положение 1. на верхней насыщенной ветви, а рабочая точка реактора 5 (фиг. 4) - в положение . l на нижней насыщенной ветви.

Число витков в обмотках подмагничивания невелико (как правило, Ф = Ng = 4 ) поэтому невелика и яженность мвгнитIIoFo полЯ Но..

В интервале Π— 4 (фиг. 2 а) ток .якоря протекает в обмотке 2 и s обмотке 3 согласно, поэтому рабочая точка на пвтле гистерезиса реактора 1 перемещвеэся дальше по верхней насыщенной ветви уф в положение 2 (фиг. 3). Реактор 1 в интервале импульса остается насыщенным, Рабочая точка на петле гистерезиса реактора 5 остается в положении 1 (фиг. 4) до конца импульса. Якорный ток д насьицвет также разделительный реактор

8, чем улучшается включение тиристора

8 при пуске схемы.

В момент времени 1 включается коммутирующий тиристор 21 н нв вторичной обмотке 20 импульсного трансформатора формируется импульс запирающего напряжения, который через диод 22 прикладывается к катоду тиристора 9, а через диод 10 — к аноду тиристора 9. Реактор 8 в двигательном режиме насыщен, реактор 18 - ненасыщен, нагрузка на узел последовательной коммутации снижена, а это повышает надежность ком- °

1 мутации, так как исключено снижение запирающего напряжения на силовом тиристоре 9.

В момент 1 при включении тиристо ра 21 к обмотке 11 реактора 5 прикладывается сумма напряжений источника питания и вторичной обмотки 20 импульсного трансформатора. В цепи от источника питания череэ обмотку 2, обмотку 11, обмотку 20, тиристор 21, диод 22 начинает протекать ток (фиг. 2 в). Рабочая точка реактора 5 при этом выходит.на ненасыщенйую ветвь и успевает за время коммутации переместиться до некоторого положения "2 (фиг. 4). Ненасыщенный реактор 5 ограничивает этим короткое

;замыкание источника питания.

Поскольку с включением тиристора 21 к тиристору 9 прикладывается запираю щее напряжение обмотки 20, то ток яко ря 6 начинает протекать йо цепи через обратный диод 10, обмотку 20, тиристор

21, диод 22. В момент времени 4g (фнг. 2 в) тиристор 21 выключен, напряжение на коммутирующем конденсаторе узла принудительйой коммутации становятся равным напряжению источника питания, разделительный диод 22 запирается и препятствует разряду конденсатора узла принудительной коммутацйи нв источник питания. После эапирания диода 22 на обмотке 11 реактора 5 возникает ЭДС самоиндукции, полярйость напряжения на вторичной обмотке 13 обеспечивает отпирание возвратного диода 14, подключение обмоток 12 и 13 к источнику питания и возврат энергии, нвкойленной в реакторе 5 за интервал коммутации Ф,„-4 я.

В интервале Ф - 1 в-цепи: начало обмотки 11, обмотка 3, обмотка 4, якорь 6, реактор 8, диод 10, конец обмотки 11 - протекает ток нагрузки. Рабочая точка pearropa S возвращается на нижнюю ненасьпценную ветвь и успевает достичь положения 3 (фиг. 4), определяемого суммой ампервитков обмоток 11 и 4. Напряжение обмотки 13 становит7 ся равным нулю и диод 14 запирается источником питания. При последующем включении в момент времени 1 (фиг.

2 а) процессы в устройстве повторяются. В случае регулирования длительности импульса напряжения на якоре 6 (фиг. 2 б) изменяется скорость вращения двигателя.

Когда среднее напряжение на якоре 6 двигателя 7 (фиг. 2 б) достигает уровня напряжения питания, узел 17 не включается, т. е. управляющие импульсы на тиристор 21 не поступают. По цепи от источника питания через обмотки 2, 3 и 4, якорь 6, реактор 8, тиристор 9 про текает постоянный ток и двигатель работает на естественной характеристике.

Приращение индукции ь В в реакторе

5 определяется лишь напряжением на обмотке реактора 5 в коммутационном интервале и продолжительностью этого интервала. От величины тока якоря при величине этого тока, большей 15-20% =,"=от часового, приращение индукции практически не зависит. При насыщающихся реакторах не запасается энергия магнит ного поля при.протекании нагрузочного тока, поэтому энергия, циркулирующая между источником и магнитным полем, уменьшается до малых величин. Кроме того, ненасыщенный реактор 5 обладает большим сопротивлением, в результате чего дополнительная токовая нагрузка на узел последовательной коммутации умень шается до малых величин. Все это ведет к снижению потерь энергии и повышает КПД устройства.

Переход к режиму торможения двигателя происходит бесконтактным способом

Управляющие импульсы на силовой тирис тор 9 не поступают, а переводятся на тормозной тиристор 15. Ток обмотки возбуждения 24 при тор..ожении направления не изменяет. При включении тиристора 15 ток якоря 6 протекает через н чало обмотки 4, обмотку Э, обмотку 11 тиристор 15, реактор 18. Насышающийс ! .реактор 18 улучшает процесс включения ,тиристора 15. Рабочая точка на петле гистерезиса реактора 1 находится на ни ней насыщенной ветви в положении 1" (фиг. 6), рабочая точка реактора 5 на верхней насыщенной ветви в положении

«1» (фиг. 7). В момент времени (фиг. 5 в) включается тиристор 21. 3анирающее напряжение обмотки 20 импульсного трансформатора узла принудительной коммутации 17 по цепи через

692045 8 тиристор 21 и диод 23 прикладывается к тиристору 15. Ток якоря 6 протекает по цепи: обмотка 4, обмотка 3, обмотка

11, обмотка 20, тиристор 21, диод 23, реактор 18.

В режиме торможения ток якоря 6 через разделительный реактор 8 не протекает, так как тиристор 9 не включается, а диод 10 заперт под действием ЭДС двигателя. 0 Ненасыщенный разделительный реактор 8 повышает надежность коммутации, так

KBK исключает короткое замыкание запирающего напряжения обмотки 20 по цепи: тиристор 21, диод 22, диод 23, реактор

18, реактор 8, диод 10, обмотка 20.

При включении тиристора 21 начинает

I протекать ток и от источника питания по ,цепи: обмотка 2, обмотка 11, обмотка

20, тиристор 21, диод 22. Рабочая точ20 ка реактора 1 переходит на ненасыщен1 ную ветвь в положение "2" (фиг. 6), этим ограйичивается короткое замыкание источника питания. После выключения тиристора 21 пройсходит заряд коммути25 рующего конденсатора узла принудительной коммутации. При равенстве напряжений источника питания и коммутирующего конденсатора разделительный диод 22 эа30 пирается. ЭДС самоиндукции реактора 1 обеспечивает отпирание возвратного диода 14, подключение обмоток 12 и 13 K источнику питания и возврат энергии, на копленной в реакторе 1 при коммутации.

Ток якоря 6 под действием ЭДС дви35 гателя протекает в источник питания по, цепи: обмотка 4, обмотка Э, обмотка 2, диод 23 и насыщенный реактор 18 (фиг.

5 г). Реактор 1 насыщается (рабочая

4, точка 3 на фиг. 6), диод 14 запирается. Происходит передача энергии от нагрузки в обратном направлении в источник, т. е. рекуперативное торможение.

Если мощность источника питания недос45 таточна для принятия всей энергии, поступающей от двигателя в режиме рекуперации, то напряжение источника повьппается. При превышении напряжения источника питания выше установленного предела даш нейшая передача энергии от двигателя s источник прекращается, включается тиристор 19 тормозного реостата 16.

Toi якоря 6 замыкается в цепи: обмотка . 4, обмотка Э, обмотка 11, тормозной реостат 16,, тиристор 19, разделитель» ный реактор 18. Запасенная в двигателе энергия передается в обратном направлении в тормозной реостат 16, т. е. осу ществляется реостатное торможение. При

9 692045 включении тормозного тирнстора 15 в т момент времени 1 (фиг. 5 а) ток через ст тормозной реостат 16 прерывается, про- та цессы в устройстве повторяются до пол- до ного торможения. 5

Формула изобретения

Тиристорный импульсный преобразователь для управления двигателем постоян- 10 ного тока, содержащий источник постоянного тока, связанный через токоограничивающий реактор, вторичная обмотка которого включена последовательно с возвратным диодом, а рабочая — связана с като- дом обратного диода, и через разделительный диод с узлом последовательной «оммутации, непосредственно — с анодом шунтирующего, диода, а через основной тирис- . тор — с анодом обратного диода и раздели 0 тельным реактором, .соединенным с клеммой для подключения якоря двигателя, отличающийся тем,что, с целью повышения КПД и надежности, а

25 также расширения функциональных возможностей преобразователя, он снабжен дополнительным токрограничивающим реактором с дополнительной подмагничивающей обмоткой, разделительным реактором, ормозным тиристором, тормозным реоатом и тиристором тормозного реоста, причем рабочая и вторичная обмотки полнительного токоограничивающего р актора включены последовательно и согласно с соответствующими обмотками токоограничивающего реактора, а подмагничивающие обмотки включены последовательно и встречно между второй клеммой для подключения якоря двигателя и точкой соединения рабочих обмоток,дополнительный разделительный реактор включен между клеммой для подключения якоря двигателя и точкой соединения катодов шунтирующего диода, торI мозного тиристора ." . тиристора тормозного реостата анод тормозного тирист ра и второй вывод тормозного реостата подключены к катоду обратного диода.

Источники информации, принятые во внимание при акспертиэе

1. Авторское свидетельство СССР

Ж 531238, кл. Н 02 М 3/135, 1974.

2. Патент ФРГ М 2424369„ кл. H 02 М 7/185, 1974.

3. Автономные инверторы. Под ред.

Тончарова IQ, П,.:Кишинев «Штиинда", 1974, стр 144, рис, 89 (прототип).

И6

Фю. F

Заказ 6237/49 Тираж 857 Подписное

ИНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-З5, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП "Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Фиг.ю

Составитель Q. Каказная

Редактор Д. Мепурншвили Texpea,С. Мигай Корректор Н. Горват

Тиристорный импульсный преобразователь для управления двигателем постоянного тока Тиристорный импульсный преобразователь для управления двигателем постоянного тока Тиристорный импульсный преобразователь для управления двигателем постоянного тока Тиристорный импульсный преобразователь для управления двигателем постоянного тока Тиристорный импульсный преобразователь для управления двигателем постоянного тока Тиристорный импульсный преобразователь для управления двигателем постоянного тока Тиристорный импульсный преобразователь для управления двигателем постоянного тока Тиристорный импульсный преобразователь для управления двигателем постоянного тока 

 

Похожие патенты:
Наверх