Сталь

 

1ii! S94557

ОПИС Е изоьгитиния

Союз Советских

Социалистических

Реслублик

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (б1) Дополнительное к авт. саид-ву (22) Заявлено 02.06.78 (21) 2624768/22-02 (51) М. Кл."С 22С 38/24 с присоединением заявки Ле

Государственный комитет (23) Приоритет

Опубликовано 30.10.79, Бюллетень ¹ 40

Дата опубликования описания 30.10.79 (53) УДК 669,15-194 (088.8) лв делам изооретений и открытий (72) Авторы изобретения В. Н. Зикеев, Я. Е. Гольдштейн, Л. В. Попова, Д. А. Литвиненко, В. В. Скотников, В. В. Красиков, В. И. Повар, P. П. Шубин, А, Я. Заславский, А. Н. Тананин, Г. Я. Колышкин, В. Г. Пегов и П. П. Евстафьев (71) Заявители Центральный ордена Трудового Красного Знамени научноисследовательский институт черной металлургии им. И. П. Бардина и Челябинский научно-исследовательский институт металлургии (54) СТАЛ Ъ

Изобретение относится к области черной металлургии, в частности к сплавам группы стали, и может быть применено для изготовления деталей машин, в том числе для коленчатых валов тяжелонагруженных грузовых автомобилей.

Наиболее близкой к предлагаемой по технической сущности и достигаемому эффекту является сталь, содержащая, вес. :

Углерод 0,37 — 0,44

Кремний 0,17 — 0,37

Марганец 0,40 — 0,70

Хром 0,80 — 1,10

Молибден 0,20 — 0,30

Ванадий 0,10 — 0,18

Сера 0,01 — 0,04

Железо Остальное (1)

Целью изобретения является повышение прочностных свойств, прокаливаемости, усталостной прочности и сопротивления разрушению стали, что приводит к увеличению надежности работы стали в условиях сложно-напряженного состояния.

Поставленная цель достигается тем, что сталь, содержащая углерод, кремний, марганец, хром, молибден, ванадий и железо, дополнительно содержит кальций, азот и алюминий при следующем соотношении

5 компонентов, вес. /о.

Углерод 0,35 — 0,45

Кремний 0,17 — 0,37

Марганец 0,50 — 0,80

Хром 1,00 — 1,50

10 Молибден 0,15 — 0,55

Ванадий 0,08 — 0,12

Кальций 0,002 — 0,010

Азот 0,00б — 0,020

Алюминий 0,005 — 0,025

Железо Остальное

В табл. 1 дан химический состав сталей, выплавленных в 50 кг печи. В табл. 2 содержатся данные полученных механических свойств.

20 Ка« следует из табл. 2, предлагаемая сталь превосходит известную по прочностным свойствам, прокаливаемости, усталостной прочности и менее склонна « хрупкому разрушению.

Таблица 1

Содержание компонентов, вес.

Сталь, ¹

Cr Mo

Si Mn

Ре

Предлагаемая

0,35

0,45

0,15

0,08

0,12

0,10

0,50

0,80

0,65

0,17

0,37

0,28

1,00

0,002

0,010

0,006

0,005

0,025

0,0!2

0,010

0,040

0,025

0,006

0,012

0,025

0,018

Остальное

1,50

0,55

О,!5

0,020

0,012

I,25

0,40

Известная

0,25 0,55

1,00 0,25

0,15

0,40

0,020

0,020

Таблица 2

Свойства опытных сталей

ВязкОсть, кгм/см2

Гlрокаливаемость

Относительное удлинение, 05

Относительное сужение, 1, %

Предел усталости, з-! И кг/мм2

Предел прочности, vB кг, мм"Предел текучести, ат кг/мм

Работа распростране ния трещины а„

Работа зарождения трещины ав

Сталь, !

24 мм к8 мм

HRC, liRC!!

Ударная вязкость!

2мм

НКС

Известная!!5 1,0

2,0

2,5!

l i 0

I 15

50

9,0

8,0

8,5

>2

50

16 !

37!

l0 !!

:!5

51

Известная

6,0

1,0

28

l0

106

08 Термическая обработка: закалка от 870- -С в масло и отпуск 600"С 2 ч.

Ф ор мул а изобретения

Составитель С. Дергачева

Редак;ор 3. Ходакова Техред A. Камышиикова Корректор Р. Беркович

Заказ 2507,!4 Изд. № 636 Тираж 727 Подписное

НПО «Поиск» Государственного комитета СССР по делам изобретегий и открытий

113035, Москва, iK-ЗЗ, 1заушская наб., д. 4/5

Типография, пр. Сапунова, 2

Применение этой стали для коленчатых валов грузовых автомобилей взамен ранее применяемой позволяет при одновременном повышении мощности двигателя увеличить срок работы коленчатого вала в 1,5 раза, что приводит к получению экономического эффекта около 0,7 млн. руб. ежегодно.

Сталь, содержащая углерод, кремний, марганец, хром, молибден, ванадий и железо, отличающаяся тем, что, с целью повышения прочностных свойств, прокаливасмости, усталостной прочности и сопро- 15 тивления разрушению, она дополнительно содержит кальций, азот и алюминий при следующем соотношении компонентов, вес. %:

Углерод 0,35 — 0,45

Кремний 0,17 — 0,37

Марганец 0,50 — 0,80

Хром 1,00 — 1,50

Молибден 0,15 — 0,55

Ванадий 0,08 — 0,12

Кальций 0,002 — 0,010

Лзот 0,006 — 0,020

Ллюминий 0,005 — 0,025

)Кслсзо Остальное

Источники информ ации, принятые во внимание при экспертизе

1, ГОСТ 4543 — 71. Сталь марки 40ХМФЛ.

Сталь Сталь 

 

Похожие патенты:

Сталь // 692891

Чугун // 618444

Сталь // 603689

Сталь // 582319

Изобретение относится к металлургии, в частности к инструментальному сплаву для изготовления литого режущего инструмента

Сталь // 2109838
Изобретение относится к металлургии, а именно к сталям, работающим в условиях моющих и стериализующих сред

Изобретение относится к области металлургии и может быть использовано при изготовлении деталей подшипников, которые работают при воздействии агрессивных сред

Изобретение относится к металлургии и может быть использовано при изготовлении деталей подшипников качения, работающих в условиях контактных нагрузок и повышенных температур
Изобретение относится к изготовлению деталей из пластмассы с использованием формы, внутренняя поверхность которой полностью или частично выполнена из стали

Изобретение относится к конструкционным легированным сталям для изготовления деталей машин и механизмов и может быть использовано в машиностроении транспортном, автотракторном, дорожных машин и других его областях, а также в оборонной технике для изготовления боеприпасов

Сталь // 2224042
Изобретение относится к черной металлургии, в частности к изысканию высокопрочных сталей для болтов крепления рельсов

Сталь // 2232201
Изобретение относится к черной металлургии, в частности к изысканию состава стали, используемой при изготовлении ножей, предназначенных для резки металлолома
Изобретение относится к сварке и касается состава сварочной проволоки для сварки и наплавки изделий из высокоуглеродистых сталей, работающих при больших знакопеременных нагрузках, и может быть использовано, преимущественно, при восстановлении узлов и деталей железнодорожного подвижного состава

Изобретение относится к черной металлургии, в частности к производству стали для железнодорожных рельсов
Наверх