Топливная эмульсия для двигателя внутреннего сгорания

 

Союз Советских

Соцнвлнстнческнх

Республнк (! !!699005 (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (5 I } M. Кл.

С 10 L 1/32 (22) Заявлено 16.12.76 (21) 2430961/23-04 с присоединением заявки М—

Гкударстеенный хеннтет

СССР но делен неебретеннй н открытей (23) П риоритет—

Опубликовано 25.11.79 Бюллетень _#_!E 43

Дата опубликования описания 30.11.79 (53} УДК 665,75 (088.8) (72) Авторы изобретения

A. М. Калюжная и В. Н. Простов

Московский Физико-технический инс! итут (7I) Заявитель (54) ТОПЛИВНАЯ ЭМУЛЬСИЯ ДЛЯ ДВИГАТЕЛЯ

ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ

Данное изобретение относится к технологии концентрированных дисперсных систем, точнее к технологии эмульсий вольE в углеводородном топливе, предназначенных для использования, главным образом в двигателях внутреннего сгорания (ДВС), 5

Широко известны воднотопливные эмульсии, состоящие из определенных количеств воды, углеводородного топлива и поверхностно-активных веществ (ПАВ) в качестве стабилизаторов

1О эмульсии. В болыпинстве случаев указанные способы получения и виды ПАВ позволяют получать эмульсию прямого типа — углеводородное топливо в воде, например топливная эмульсия на основе углеводородного топлива с добавлеl5 кием воды и ПАВ (диэтаноламида жирной кислоты, диэтаноламина, моноэфира триэтаноламина и жирной кислоты, триэтаноламина) 11).

Однако, воспламеняемость этой эмульсии недостаточна. Более близкой к предложенной топливной эмульсии по сущности и достигаемому результату является эмульсия воды в бензине в присутствии смеси ПАВ, состоящей, по крайней мере, из двух компонентов, один из которых растворяется чреимущественно в воде, другой в углеводородной фазе, В качестве ПАВ используют смесь жирных кислот С! — С20, аминов, алкиламиноспиртов с С2 -С и алкилфенолов с

CEE — С, в алкильнои группе (2).

Недостатком известной эмульсии является: во-первых, низкое содержание воды в эмульсии — до 30%, во-вторых, необходимость использования больших количеств ПА — от 0,5 до 2 и более вес.ч, ПАВ для эмульгирования одной части воды.

Содержание воды в эмульсии до 30% не позволяет изменять вязкость воднобензиновой эмульсии в широких пределах. Увеличение вязкости эмульсии в 20 раз, которое может быть достигнуто повышением концентрации водной фазы до 65%, необходимо для возможности использования воднобензиновых эмульсий в многотопливных двигателях внутреннего сгорания (ДВС). Использование больших количеств ПАВ для стабилизации эмульсии экономически невыгодно.

Целью данного изобретения является повышение эффективности эмульсии, а именно: созда699005 ние стабильных воднобензиновых эмульсий с высокой ко щентрацией водной фазы и малым количеством Г1АВ.

Поставленная цель достигается тем, что в качестве ПАВ используют смесь диэфира пентаэрит- 5 рита и олеиновой кислоты (1) с полиэтиленгликолевым эфиром ангидросорбата и олеиновой кислоты (2) или с тетраэтиленгликолевым эфиром изооктилфенола (3). при их соотношеГнии 1:0,2 — 1, при следующем соотношении ком. понентов в об.%:

Вода 1 — 65

Поверхностно-активное вещество 0,05 — 9,75

Бензин до 100 15

Суммарное количество этих ПАВ, необходимое для получения стабильной эмульсии воды в бензине существенно меньше, чем в известных эмульсиях, и составляет в расчете на эмуль. гируемую воду 5 — 15 об.% или 0,05 — 0,13 вес. ч.

Максимально возможное количество воды в эмульсии увеличено до 65 об.%. Дальнейшее увеличение содержания воды приводит к обраКомпоненты эмульсии

Содержание компонентов в эмульсии, об.%

Вода

1 1

30

65

Вещество 1

Вещество 2

Вещество 3

6,5

3,25

0,1 0,112

0,05

0,038

1,5

341

7,31

1,14

2,44

Бензин

Остальное

4,4

5,9

1,5 за 1 ч эмульсия расслаивается, образуя слой бензина и эмульсии.

1:1

0,5:1

0,33:1

2:1

Количество ПАВ приведено в расчете на эмульгироваиную воду.

Влияние суммарного количества ПАВ на се диментационйую устойчивость эмульсии (содержание воды 2Fk) приведено ниже

Соотношение ПАВ

Количество воды, осадившейся из верхнего слоя 10 мм за 3 ч, б.% вещество 2 — вещество 1

1:1

0,5:1

0,33:1

0,2:1

0,1

2:1 вещество 3 — вещество 1

Количество воды, осадившейся из верхнего слоя 10 мм за 3 ч. об.%

Суммарное количество

ПАВ, об,%

2,0

1,0

1,8

2,5

5,3

17,3

Получаемые эмульсии к коалесценции устойчивы — выделения водной фазы не наблюдалось. Стабильность эмульсий определяется устойчивостью к седиментации.

Влияние. соотношения количеств ПАВ" на се-. йиментационную: устойчивость эмульсий (содержание воды 20 об.%, суммарное количество

ПАВ 10 об.%) приведено ниже щению фаз. Размер капель воды не превышает

0,5 мкм.

При приготовлении эмульсии рассчитанное количество вещества 1 растворяется в бензине при комнатной температуре, определенное количество вещества 2 или 3 растворяется в дистиллированной воде при температуре 50 С. Затем водный раствор ПАВ медленно приливается к бензиновому при перемешивании. Скорость вращения мешалки 2800 об/мин. Основное, эмульгирование производится с помощью ротор. ного диспергатора при комнатной температуре.

Эмульгируемая смесь пропускается через зазор

0,2 мм между зубьями ротора и статора. Время нахождения эмульсии в системе диспергатора, 3 мин. Скорость вращения ротора 5000 об/мин.

Суммарное время получения эмульсии 5 мин, Описанным способом получаются все эмульсии с содержанием воды от 1 до 65 об.% в присутствии смеси ПАВ от 5 до 20 об.% в расчете на эмульгируемую воду, Содержание компонентов в эмульсии при различном количестве воды дано в табл. 1.

Т абл иц а,1 вещество 2 — вещество 1 в соотношении 0,5:1

5 8,0

10 1,0

699005 воднобензиновую эмульсию в качестве топлива ДВС в зимних условиях. Так. 30 o6.% этиленгликоля (в расчете на эмульгируемую воду) понижает температуру замерзания до — 60 С.

Полученные описанным способом эмульсии обеспечивают устойчивую работу ДВС без изменения его топливоподающей системы.

Расширение интервала концентраций. водной фазы в эмульсии до 65% позволяет изменять

10 вязкость топлива в широких пределах, Так, вязкость 30% эмульсии в 3 раза выше вязкости чистого бензина. Увеличение содержания воды до 65% повышает вязкость днсперсной системы в 20 раз. Это позволит количественно регулировать подачу бензина в двигателе на режимах частичных нагрузок путем замены части бензина на воду, что значительно повысит экономичность ДВС.

Испытания показали, что увеличение содержания ПАВ, свыше 0,2 вес. ч. на эмульгируемую воду, приводит к повышению нагарообразования и увеличению концентрации углеводородов в отходящих газах ДВС. Малые количества ПАВ сгорают в двигателе полностью.

20 вещество

0,3

0,2

3 и 1 в соотношении 0,33:1

10,0

1,5

0,4

0,3

Седиментационная устойчивость эмульсий с различным содержанием воды (сумма ПАВ

15 об.%) приведена ниже.

Количество воды, осадившейся из верхнего слоя 10 мм эа 3 ч, об.%

Содержание воды в эмульсии, об.%

1 в соотношении 0,5:1

0,25

0,3

1 в соотношении 0,33:1

0,4

0,45

0 вещество 2 и

65 вещество 3 и

65

Формула изобретения

Редактор Е. Виноградова

Заказ 7152/25 Тираж 609 Подписное

ЦНИИПИ Государственного комитета СССР. по делам изобретений и открытий

1! 3035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5 лиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная. 4

Приведенные данные показывают, что наиболее устойчивые к седиментации эмульсии (независимо от содержания воды), получаются Топливная эмульсия для двигателя внутренпри соотношении ПАВ: для пары веществ 2

30 него сгорания на основе бензина с добавлением и 1 — 0,5:1 и для пары вещества 3 и 1— воды и поверхностно-активного вещества, от0,33:1. Суммарное количество ПАВ, необходи- л ича ющаяся тем, что, с целью повышения мое дпя получения седиментационно устойчи- эффективности эмульсии, она содержит в кавой эмульсии води в бензине не превышает честве поверхностно-активного вещества смесь

15 об.% в расчете.на эмульгируемую воду. Важ- З5 диэфира пентаэритрита и оленновой кислоты ным фактором для практического применения с полиэтиленгликолевым эфиром ангидросорбаявляется зависимость седиментационной устой- та и олеиновой кислоты или с тетраэтиленгли- . чивости эмульсии от времени. По истечении колевым эфиром изооктилфенола при их сооТ7 сут. с момента приготовления перемешивание ношении 1:0,2 — 1 при следующем соотношении

40 эмульсии со скоростью 200 — 300 об/мин в те- компонентов, об.%: чение 5 мин достаточно для восстановления пер. Вода 1 — 65 воначальной седиментационной устойчивости дие- Йоверхностно-активное персной системы. При более длительном хране- вещество 0,05 — 9,э5 иии эмульсии необходимо повысить скорость Бензин до 100 вращения мешалки до 3000 об/мин.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

Введение в эмульсии данного состава этилен- 1. Патент США и 3807973/, кл. 44 — 7В, опуб гликоля снижает температуру замерзания эмуль лик. 1974. сии без изменения ее седиментационной устой- 2. Патент США Р 3527581, кл. 44 — 51, опубчивости, что дает возможность использовать 50 лик. 1970 (прототнп1.

Составитель Н. Богданова

Техред Л.Алферова Корректор М. Селехман

Топливная эмульсия для двигателя внутреннего сгорания Топливная эмульсия для двигателя внутреннего сгорания Топливная эмульсия для двигателя внутреннего сгорания 

 

Похожие патенты:
Изобретение относится к жидким углеводородным топливам, а именно водно-топливным эмульсиям легкого топлива, и может быть использовано при эксплуатации автомобильных двигателей и энергетических установок

Изобретение относится к области топливной энергетики и может быть использовано при создании топливных смесей для дизельных двигателей, печей, турбин и энергетических установок
Изобретение относится к области приготовления горючих топливных смесей и может быть использовано в энергетической, нефтеперерабатывающей, химической и других областях хозяйственной деятельности

Изобретение относится к области топливной энергетики и может быть использовано при создании топливных смесей для котлоагрегатов, печей, турбин и иных энергетических установок

Изобретение относится к способам получения свободно текущих зернистых продуктов из насыщенных влагой спекшихся материалов и может быть использовано при получении топлив для сжигания в печах

Изобретение относится к сульфированным диспергаторам, полученным из инденкумароновых смол, и способу их получения

Изобретение относится к получению топливных композиций на основе тяжелых нефтяных фракций

Изобретение относится к подготовке котельного жидкого топлива перед его сжиганием, в частности к получению водомазутной эмульсии

Изобретение относится к области нефтепереработки и теплоэнергетики и может быть использовано для приготовления котельного топлива (мазута) на основе смеси гудрона и тяжелых остаточных фракций вторичной перегонки нефти
Наверх