Приспособление для регулирования амплитуды колебаний баланса в часовых механизмах

 

¹ 76723

СССР

Класс 83а, 22

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Г. С. Аксельрод

ПРИСПОСОБЛЕНИЕ ДЛЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ АМПЛИ

КОЛ ЕБАН И Й БАЛАНСА В ЧАСОВЫХ МЕХАНИЗМАХ

Заявлено 3 января 1948 года в Комитет по изобретениям и открытиям при Совете Министров СССР за М 372965

Опубликовано 31 октября 1949 года

Настоящее изооретение относится к приспособлениям для регулирования амплитуды колебаний баланса в часовых механизмах, Отличительной особенностью предлагаемого приспособления является выполнение его в виде дополнительного спускового колеса, связанного системой рычагов с волоском баланса.

На фиг. 1 показан вид приспособления сбоку; на фиг. 2 — вид его сверху, применительно к отдельному анкерному ходики, прикрепляемому к разным часовым механизмам, самописцам, будильникам и т. п.

Приспособление устроено следующим образом.

Наружный конец волоска 1 баланса 2 закреплен в рычаге 3, ось которого расположена над балансом и совпадает с центром последнего.

Волосок-регулятор 4, укрепленный внутренним концом в колодке 5, а паружным в рычаге 8, притягивает рычаг к упору ба. Упор бб ограничивает ход рычага в другую сторону.

Пружина с крючком 7 укреплена в рычаге 8 и прижата к выступу 8 этого рычага. Палетта 9 укреплена в рычаге 10, насаженном на ось 11.

Волосок 12 насажен на эту же ось и своим натягом прижимает палетту 9 к крючку 7. При отходе рычага

2 к упору бб крючок 7 ведомый выступом 8, освобождает палетту 9, которая перемещается к выступу 8 под воздействием волоска 12.

На оси 11 насажен также рычаг 13 с палеттой 14. Зубец 15 анкерного колеса, оттолкнув палетту 14, возвращает палетту 9 в исходное положение, в котором она удерживается крючком 7 пружинки. Рычаг 8 в это время прижат к упору ба и не мешает крючку задерживать палетту 9.

На конце рычага 13 свободно поворачивается на оси 16 тяга 17 с запрессованным штифтом 18. Зубец

19 анкерного колеса, толкая палетту 20 рычага 21, свободно насаженного на ось 22, действует через штифт 18 на выступ 23 якоря 24, также насаженного на ось 22.

Штифт 25 этого якоря освобождает зубец 2б дополнительного колеса 27.

Зубец 28 не задерживается плоским ш ифтом 29, а лишь отталкивает его, возвращая немедленно якорь в исходчое положение, так что зубец 80 задерживается штифтом 25.

Дополнительное колесо 27 свободно насажено на ось анкерного колеса и связано с ним посредством волоска 81. Внутренний конец этого волоска прикреплен к втулке дополнительного колеса, а наружный к колодке 32, прикрепленной к анкер727

Ж 76723 ному колесу. Спуск дополнительного колеса на целый зуб происходит во время прохождения маятником своего положения равновесия при движении против часовой стрелки и после вывода зубца анкерного колеса из положения покоя. Число зубцов дополнительного колеса меньше числа зубцов анкерного колеса.

Регулнровка амплитуды колебаний маятника происходит следующим образом.

Если баланс по какой-либо причине получил черезмерно сильный толчок и вследствие этого (или же по другим причинам) перешел установленный для него угол поворота (против часовой стрелки), то рычаг 8, притянутый волоском-регулятором 4 к упору ба, отходит к упору бб и, отжимая крючок 7, освобождает палетту 9. При этом ось ll поворачивается, а штифт 18 отходит к оси 22 в свободный промежуток между рычагом 21 и выступом 28.

Hp и следующем повороте м г ятника по часовой стрелке зубец 19 анкерного колеса, отталкивая палетту

20, не спускает дополнительное колесо, так как происходит холостой ход рычага 21. Дополнительное колесо отстает от анкерного колеса, но олагодаря связи с ним посредством волоска 81, натягивая пружину, отнимает у анкерного колеса часть импульсной силы. При следую цем повороте маятника против часовой стрелки, после вывода зубца анкерного колеса из положения покоя, зубец 88, действуя на палетту 14, возвращает штифт 18 в исходное положение. Если маятник к концу этого поворота занял нормальное положение,и не воздействует на рычаг 8, то штифт 18 остается на своем месте и следующий зубец анкерного колеса спускает дополнительное колесо на один зуб.

Так как шаг зуба в этом колесе больше, чем в ходовом, то каждый спущенный зуб дополнительного колеса ослабляет натяг пружины (волоска 31) и возвращает отнятую у анкерного колеса импульсную силу.

Спуск волоска 81 не прекратится до тех пор, пока маятник опять не перейдет установленный волоском-ре728 гулятором угол поворота. При этом натяг волоска 81 повторяется, и следовательно, .импульс уменьшается.

Авторегулировка амплитуды колебаний маятника позволяет также упростить и улучшить систему биметаллической компенсации влияния непостоянства температуры на точность часов, переводя эту компенсацию целиком на градусник, согласно принципу А. Л. Бреге.

Регулировка компенсации производится перемещением биметаллических пластинок 84 и 85 по пазам градусника 86 и втулки 87, притягиваемой винтом 88. Концы 89 и 40 биметаллических пастинок ограничивают колебание волоска, меняя это ограничение (т. е. зазор) в зависимости от изменений температуры. Градусник 8б насажен на одной оси с рычагом 8, в котором укреплен и волосок 1.

Предмет изооретения

1. Приспособление для регулирования амплитуды колебаний баланса в часовых механизмах, отл ич а ю ш е е с я тем, что оно выполнено в виде связанного системой рычагов с волоском баланса дополнительного спускового колеса, свободно сидящего на оси анкерного колеса и соединенного с ним через, концы спиральной пружины так, что в случае увеличения амплитуды колебаний баланса дополнительное колесо останавливается и, натягивая спиральную пружину, снижает усилие анкерного колеса, уменьшая передaiaa емый балансу импульс, а в случае уменьшения амплитуды колебакий баланса дополнительное колесо движется и догоняет анкерное колесо, чем ослабляет усилие пружины,. увеличивая передаваемый балансу импульс.

2. Приспособление для регулирования амплитуды колебаний баланса по п. 1, о т л и ч а ю щ е е с я применением компенсирующей скобы по принципу А.Л. Бреге, предназначенной для устранения влияния температуры на период колебаний баланса и помещенной в пазах градусника.

Приспособление для регулирования амплитуды колебаний баланса в часовых механизмах Приспособление для регулирования амплитуды колебаний баланса в часовых механизмах Приспособление для регулирования амплитуды колебаний баланса в часовых механизмах 

 

Наверх