Бесконтактный датчик крутящего момента

 

ЙФэютие-техничеcкля 1

Вяелнотене МЕ А

О П

ИЗОБРЕТЕН Ия

Союз Соаетскнх

Соцналнстнческнх

Республик iii70818ll (61} Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 26.12.77 (21) 255%71/1ф10 с присоединением заявки №вЂ”

jul ) Щ. KJl.з

G 01 13/1О

Гфсудвратееннмй крмнтет

СССР ке делам наебретвнкй

IO OTKPbtTNN (23} Приоритет—

Опубликовано 05.01.80. бюллетень Ро 1, (53) УДК 531.781 (088.8}

Дата опубликования описания 15.01.&0

Г. А. Велигурский, С. Л. Никитин и Н. М. Ивашутич (72) Авторы изобретения

Институт проблем надежности н долговечности машин АН БССР (71) Заявитель (54) 5ЕСКОНТАКТНЫИ ДАТЧИК КРУТЯЩЕГО NOMEHTA

Изобретение относится к области силоизмерительной техники и может быть исполь-. зовано для измерения крутящих моментов на вращающихся валах из ферромагнитного и немагнитного материалов.

Известно устройство для измерения мо- 5 мента на валу, содержащее магнитоупругий преобразователь (участок вала или цилиндр из ферромагнитного материала, закрепленный на валу) и электромагнитный преобразователь, расположенный соосно магннтоупругому преобразователю и представляющий собой неподвижную электромагнитную систему с явно выраженными полюсами, причем средний электромагнит несет на своих полюсах обмотки возбуждения, а крайние— измерительные обмотки 11); !5

Наиболее близким по технической сущности к изобретению является бесконтактный датчик крутящего момента, содержащий магнитоупругий преобразователь, установ-. ленный на контролируемом валу, и расположенный с зазором коаксиально магнитоупругому. преобразователю электромагнитный преобразователь, включающий цепь возбуждения и измерительную цепь 12).

Эти устройства не обеспечивают требуемую точность измерений из-за отсутствия возможности регулировки начального положения рабочей точки на статической характеристике устройства.

Целью изобретения является пбвышение точности измерения путем регулировки начального положения рабочей точки на статической характеристике датчика.

Это достигается за счет того, что в предлагаемый датчик введены шайбы: из немагнитного материала с магнитомягкими вставками, а цепь возбуждения электромагнитного преобразователя выполнена в виде Побразных электромагнитов, размещенных в радиальных плоскостях, при этом немагнитные шайбы расположены со стороны полюсов П-образных электромагнитов с возможностью поворота относительно оси контролируемого вала,. а магнитомягкие вставки, размещенные на торцовых поверхностях шайб, примыкают к полюсам электромагнитов, и число их на каждой шайбе равно числу упомянутых электромагнитов возбуждения.

708!8I

На фиг. 1 показан продольный разрез описываемого датчика, на фиг. 2 — то же, разрез Б — Б фиг. 1; на фиг. 3 — вид щайбы с магнитомягкими вставками; на фиг. 4— статическая характеристика датчика.

На свободном участке рабочего вала 1 укреплен магнитоупругий преобразователь 2цилиндр из ферромагнитного материала.

Магнитоупругий преобразователь 2 охвачен кольцевым электромагнитным преобразователем, состоящим из электромагнитной цепи возбуждения и электромагнитной измерительной цепи. Электромагнитная цепь возбуждения представляет собой совокупность П-образных электромагнитов возбуждения 3, расположенных равномерно по окружности одного радиуса концентрично магнитоупругому преобразователю. Устанавливаются П-образные электромагниты возбуждения 3 в пазах общего каркаса 4, выполненного из немагнитного материала (карболит, капрон и т. д.).

Электрическое соединение обмоток электромагнитов возбуждения 3 ведется по группам (секторам). Количество секторов кратно двум.

В секторах обмотки электромагнитов возбуждения соединяются последовательно-согласно, между секторами — последовательновстречно. Свободные концы обмоток электромагнитной системы возбуждения подключаются к источнику переменного напряжения (на чертеже не показано).

Электромагнитная измерительная цепь выполнена в виде кольцевого магнитопровода 5, на который намотана секционированная измерительная катушка 6. Измерительная цепь расположена на общем каркасе 4 между полюсами П-образных электромагнитов возбуждения 3 симметрично им. Секции измерительной катушки 6 на кольцевом магнитопроводе 5 располагаются симметрично относительно границ секторов возбуждения по окружности. Электрическое соединение обмоток секций между собой осуществляется последовательно-встречно при однонаправленной намотке или последовательно. согласно при намотке соседних секций в разных направлениях. Выходные концы измерительной катушки 6 подключаются к измерительной схеме (на чертеже не показано).

На общем каркасе 4 у обоих полюсов электромагнитов возбуждения 3 расположены шайбы 7 (фиг. 1, 3), выполненные из немагнитного материала. На поверхностях шайб 7, примыкающих к полюсам электромагнитов возбуждения 3, укреплены в радиальном направлении, равномерно по окружности, магнитомягкие вставки 8. Количество вставок 8 на каждой шайбе 7, равно количеству П-образных электромагнитов возбуждения 3. Шайбы 7 имеют возможность поворачиваться вокруг оси контролируемого вала, а в исходном положении устанав$

$o

1s зе

2Si

30 з$

4$

$O

$$ ливаются таким образом, чтобы магнитомягкие вставки 8 располагались напротив полюсов П-образных магнитов возбуждения 3.

Собранный в общем каркасе электромагнитный преобразователь защищен от влияния внешних воздействий экранирующим кожухом 9 со съемной крышкой 10.

Магнитоупругий датчик крутящего момента, установленный на валу машины, работает следующим образом.

При включенном напряжении питания цепи возбуждения и отсутствии измеряемого крутящего момента на выходных концах измерительной катушки 6 всегда присутствует начальное выходное напряжение ар (фиг. 4) . Наличие начального выходного напряжения у датчика говорит о том, что вектор магнитного потока возбуждения, направленный вдоль образующего вала 1, пересекает магнитную ось магнитопровода 5 измерительной цепи не под прямым углом.

Это обусловлено неоднородностью магнитоупругого преобразователя и неточностью изготовления магнитной системы электромагнитного преобразователя. Наклон вектора магнитного потока возбуждения относительно магнитной оси магннтопровода 5 измерительной цепи вызывает появление в секторах поперечной составляющей вектора, которая, замыкаясь, через участки магнитопровода 5 измерительной цепи наводит в измерительной катушке 6 начальное напряжение. При этом угол отклонения вектора магнитного потока возбуждения от направления, перпендикулярного магнитной оси измерительной цепи, определяет амплитуду начального выходного напряжения, а направление отклонения — его фазу. Фазы начальных выходных напряжений для различных направлений отклонений вектора магнитного потока возбуждения отличаются на 180 .

При настройке датчика крутящего момента на валу машины для определенного направления скручивания возможны следующие случаи.

I. Отклонение вектора магнитного потока возбуждения, определяющего амплитуду и фазу начального выходного напряжения, совпадает с направлением отклонения составляющей вектора потока возбуждения, вызываемего приложенным крутящим моментом. В этом случае фаза начального выходного напряжения совпадает с фазой выходного напряжения, пропорционального приложенному статическому крутящему моменту. Если при этом амплитуда начального выходного напряжения, определяющая начальное положение рабочей точки на ветви характеристики, соответствует линейному участку характеристики, то существенной настройки датчика с помощью боковых шайб 7 с магнитомягкими вставками 8 не требуется. Возможна только регулировка желаемого уровня амплитуды начального

70818 выходного напряжения на линейном участке ветви характеристики (фиг. 4).

Гсли же амплитуда начального выход ного н.,вряжения соответствует нелинейному участку ветви характеристики, что определяется непропорциональностью суммарного выходного сигнала прикладываемым значениям статического крутящего момента в процессе градуирования измери гельного устройства (на чертеже не показано), то с помощью разворота шайб 7 с магнитомягкими вставками 8 рабочая точка выводится 1о на линейный участок ветви характеристики для данного направления скручивания.

2. Отклонение вектора магнитного потока возбуждения, определяющего амплитуду и фазу начального выходного напряжения, 15 не совпадает с направлением отклонения составляющего вектора магнитного потока возбуждения, вызываемого приложенным крутящим моментом. В этом случае фаза начального выходного напряжения отличается от фазы напряжения, вызванного zo приложенным статическим крутящим моментом на 180, и, следовательно, суммарное выходное напряжение датчика равно разности этих двух напряжений. Последнее говорит о том, что статическая выходная и характеристика датчика искажена, и что рабочая точка Ql (фиг. 4) в исходном t10ложении находится на противоположной для выбранного направления скручивания ветви характеристики, что равносильно переносу оси ординат в данную точку. Искаже- Зе ние характеристики, в этом случае устраняется корректировкой направления отклонения вектора магнитного потока возбуждения при отсутствии измеряемого параметра с помощью разворота в разных направлениях шайб 7 с магнитомягкими вставками 8.

Корректировка ведется с периодическим статическим нагружением вала, до вывода рабочей точки датчика на линейный участок ветви характеристики, соответствующей требуемому направлению скручивания. На <о фиг. 4 для положительного направления скручивания это показано переносом оси ординат в точку аа (фиг. 4), выбранную на линейном участке характеристики. На этом процесс настройки датчика на желаемое направление скручивания заканчивается, датчик готов к измерению крутящих моментов при вращении.

1 о г1аличие дв, х:., :. во « ;. в«! омя! кими вставками, обе..ч«в:в;.кипи.;. iët!ранку ttoлужения pttoo ...::ки !I;: «атической характеристик« .в. ика, !!!>-,волит повысить точность из :: рс: ия кпуtÿtöåão момента.

При установк ..:;=«чиков на валах машин возможно« I I> f)«! 3 «1и ров ать положени . ра бочей точки позволяет настраивать датчики для измерения крутящих моментов любви i) направления ;кручивания с установкой рабочей точки на линейном участке характеристики. При выборе начального положения рабочей точки в центре линейного участка ветви статической характеристики датчик позволяет в определенном диапазоне измерять знакопеременные крутящие моменты.

Фор.чула изобретения

Бесконтактный датчик крутящего момента,содержащий магнитоупругий преобразователь. установленный на контролируемом валу, и расположенный с зазором коаксиально магнитоупругому преобразователю электромагнитный преобразователь, включающий цепь возбуждения и измерительную цепь, отличающийся тем, что, с целью повышения точности измерения путем регулировки начального положения рабочей точки на статической характеристике датчика, в него введены шайбы из немагнитного материала с магнитомягкими вставками, а цепь возбуждения электромагнитного преобразователя выполнена в виде П-образных электромагнитов, размещенных в радиальных плоскостях, при этом немагнитные шайбы расположены со стороны полюсов П-образных электромагнитов с возможностью поворота относительно оси контролируемого вала, а магнитомягкие вставки, размещенные на торцовых поверхностях шайб, примыкают к полюсам электромагнитов, и число их на каждой шайбе равно числу упомянутых электромагнитов возбуждения.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР № 224122, кл. G 01 1. 3/10, 1966.

2. Авторское свидетельство СССР № 214161, кл. G 01 1. 3/10, 1967 (прототип).

708l8l

А-л 1ых

Составитель Г. Целибаев

Редактор А. Бибер Текред К. (Иуфрни Корректор Г. Назарова

Заказ 8473/35 У раж1б б Подписное

ЦН И И П И Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

1!3035, Москва, N — 35, Раушская иаб., д. 4/5

Филиал. П П П alla>ент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Бесконтактный датчик крутящего момента Бесконтактный датчик крутящего момента Бесконтактный датчик крутящего момента Бесконтактный датчик крутящего момента 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для измерения или регулирования крутящего момента в установках со значительными располагаемыми и потребляемыми мощностями, например, на морских судах для измерения крутящего момента на валах гребных винтов, на валах прокатных металлургических станов, на валах несущего ротора вертолета, на валу газоперекачивающего агрегата, на валу редуктора турбо-винтового авиационного двигателя и т.д

Изобретение относится к измерительной технике и может бытъ использовано для графического контроля характера неравномерности распределения в течение периода вращения крутящего момента активных и тормозящего момента пассивных вращающихся объектов

Изобретение относится к области измерений кутящих моментов на тормозном валу, а также углов рассогласования вращающихся валов и может быть использовано в следящих приводах, а также для измерений мгновенных значений крутящих моментов в фиксированных положениях вращающегося вала

Изобретение относится к контрольно-измерительной технике и используется для непрерывного бесконтактного измерения параметров вращающегося вала при определении эффективной мощности

Изобретение относится к автомобилестроению, а именно к рулевым приводам с сервомеханизмами в качестве устройства для бесконтактного измерения крутящего момента рулевого вала в системе управления электромеханическим усилителем руля

Изобретение относится к автомобилестроению и может использоваться в качестве датчика для бесконтактного измерения крутящего момента рулевого вала в системе управления электромеханическим усилителем руля

Изобретение относится к автомобилестроению, а именно к рулевым приводам с сервомеханизмами и может использоваться в качестве датчика для бесконтактного измерения крутящего момента рулевого вала в системе управления электромеханическим усилителем руля

Изобретение относится к технике измерения крутящих моментов между двумя соосными валами
Наверх