Рабочее колесо турбомашины

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. саид-ву (22) Заявлено 300778 (21) 2643532/24-06 с присоединением заявки № (23) Приоритет

Союз Советских

Социалистических

Республик

< о 709821 (51)М. Кл.

F 01 D 5/08

Государствеииый комитет

СССР оо деяам изобретений и открытий (53) УДК621. 438-226 (088.8) Опубликовано 150180. Бюллетень ¹ 2

Дата опубликования описания 1501.80 (72) Авторы изобретения

Д.И.Мариев и В.Н.Хомиченко

Всесоюзный дважды ордена Трудового Красного Знамени теплотехнический научно-исследовательский институт им. Ф. Э. Дз еряинс кого (71) Заявитель (54) РАБОЧЕЕ КОЛЕСО ТуРБОМАЦИИЫ

Изобретение относится к области турбостроения и может найти широкое применение в высокотемпературных газовых турбинах с жидкостным охлаждением. 5

Известно рабочее колесо, содержащее охлаждаемые лопатки, укрепленные в диске путем осевой эаводки их хвостовиков обычного елочного типа и подачей охлаждающей жидкости из диска в лопатки с помощью отдельных гибких штуцеров, предназначенных для обеспечения плотности жидкостного тракта только при вращении ротора центробежными силами (1) . 15

Т акое р абочее колесо н едост аточно надежно, так как исключена воэможность проверки плотности жидкостного тракта в стационарных условиях.

Известно. также рабочее колесо 20 турбомашины, являющееся наиболее близким по технической сущности к предложенному ° Оно содержит охлаждаемые лопатки с каналами, хвостовики которых имеют выступы и впадины, раэ-25 деленные плоской поверхностью, выполненные в вертикальной плоскости и. сопряженные с ответными выступами, впадинами и плоской поверхностью диска (2). 30

Однако и такое выполнение рабочего колеса не позволяет повысить надежность всей системы.

Целью изобретения является повышение надежности путем уменьшения утечек охлаждающего агента.

Это достигается тем, что в предложенном колесе в диске выполнены каналы,а последний и хвостовики в зоне плоских поверхностей соединены посредством крепежных элементов, причем упомянутые поверхности имеют сФерические участки с отверстиями, и каналы лопаток и диска сообщены между собой через последние, На чертеже схематически изображено предложенное рабочее колесо, продольный разрез.

Рабочее колесо содержит охлаждаемые лопатки 1 с каналами 2, хвостовики 3 которых имеют выступы 4 и впадины 5, разделенные плоской поверхностью 6 и выполненные в вертикальной плоскости и сопряженные с ответными выступами 7,. впадинами 8 и плоской поверхностью 9 диска 10, в котором выполнены каналы 11. Диск 10 и хвостовики 3 лопаток. 1 в зоне плоских поверхностей 6 и 9 соединены посредством крепежных элементов, например

709821

Ю

9 !

12

Тираж 583

Подписное

ЦНИИПИ Заказ 10049/5

Филиал ППП Патент, г. Ужгород, ул. Проектная, 4 болтов 12. Плоские поверхности 6 и 9 имеют сферические участки 13 и

14 с отверстиями 15 и 16, сообщающие между собой каналы 2 лопаток 1 и каналы 11 диска 10, При работе охлаждающий агент, например вода, по каналам 11 и 2 поступает в лопатку, охлаждает ее и под действием центробежных сил нагретая возвращается по этим же каналам в обратном направлении в диск и сбор- )g ную камеру, При выполнении нескольких групп каналов подвод и отвод охлаждающего агента может быть выполнен отдельно. Утечки охлаждающего агента в этом случае минимальны, поскольку плотность всей системы создается путем притяжения сферических поверхностей с помощью болтов, что позволяет получать достаточную плотность как в стационарных условиях, так и при работе турбины.

Формула изобретения

Рабочее колесо турбомашины, содержащее охлаждэемые лопатки с каналами, хвостовики которых имеют выступы и впадины, разделенные плоской поверхностью, выполненные в вертикальной плоскости и сопряженные с ответными выступами, впадинами и плоской поверхностью диска, о т л и ч а ю— щ е е с я тем, что, с целью повышения надежности путем уменьшения утечек охлаждающего агента, в диске выполнены каналы, а последний и хвостовики в зоне плоских поверхностей соединены посредством крепежных элементов, причем упомянутые поверхности имеют сферические участкч с отверстиями, и каналы лопаток и диска сообщены между собой через последние.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР

9 374437, кл. Р 01 D 5/08, 1969..

2, Патент Швейцарии Р 1 159 36, кл, 14с, 11/02, 1946.

Рабочее колесо турбомашины Рабочее колесо турбомашины 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области энергетического машиностроения и, в частности к охлаждаемым газовым турбинам

Изобретение относится к турбостроению и может быть использовано для охлаждения высокотемпературных роторов паровых турбин

Изобретение относится к газотурбостроению, в частности к турбинам, реактивным и ракетным двигателям, магнитогазо(гидро)динамическим (МГД) генераторам, где используются трубы, сопла, лопатки, внутри которых протекают или которые обтекают раскаленные газ или плазма

Изобретение относится к области турбиностроения

Изобретение относится к области турбостроения, а более конкретно к турбинам газотурбинных двигателей

Изобретение относится к области турбиностроения и может быть использовано при проектировании и модернизации паровых турбин

Изобретение относится к газотурбинным установкам промышленного назначения

Изобретение относится к турбине, в частности к паровой турбине, и к способу охлаждения одного или нескольких компонентов турбины

Изобретение относится к турбинному валу, который проходит вдоль главной оси и имеет внешнюю поверхность, а также к способу охлаждения турбинного вала
Наверх