Поворотное сопло турбореактивного двигателя

 

(19)SU(11)716229(13)A3(51)  МПК 5    F02K1/04(12) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯк патентуСтатус: по данным на 17.12.2012 - прекратил действиеПошлина:

(54) ПОВОРОТНОЕ СОПЛО ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ

Изобретение относится к области авиационных турбореактивных двигателей, в частности, к поворотным соплам подъемно-маршевых двигателей. Известны поворотные сопла подъемно-маршевых двигателей, содержащие поворотный коленообразный патрубок. Перестройка сопла из маршевого положения в положение вертикальной тяги осуществляется поворотом коленообразного патрубка. Недостатком таких сопел является большой вес и габариты, особенно в положении взлета, а также негерметичность во время перемещения. Недостатки этих сопел частично устранены в поворотных соплах, содержащих коленообразный, поворотный, имеющий переднюю и заднюю секции патрубок с плоскостями поворота секций в месте соединения с корпусом и в месте излома колена. Недостатком такого сопла является ограниченный диапазон регулирования, следовательно, работы двигателя. Целью изобретения является расширение диапазона работы двигателя. Поставленная цель достигается тем, что сопло снабжено цилиндрическим поворотным насадком со створками и их приводом, установленным с помощью подшипников на среде задней секции и соединенным с корпусом при помощи двухзвенного кронштейна с шарниром, ось которого проходит через точку пересечения осей передней и задней секций патрубка, перпендикулярно продольной вертикальной плоскости сопла. На фиг. 1 сопло показано в положении прямой тяги; на фиг. 2 - в положении вертикальной тяги; на фиг. 3 - узел I на фиг. 1. Сопло имеет коленообразный патрубок с передней 1 и задней 2 секциями. Плоскости поворота секций выполнены в месте соединения секции 1 с корпусом 3 и в месте излома патрубка, т. е. в месте соединения секций 1 и 2. Сопло снабжено цилиндрическим поворотным насадком 4 со створками 5 и их приводом 6. Насадок 4 установлен с помощью подшипника 7 на срезе задней секции 2 и соединен двухзвенным кронштейном 8 с корпусом 3. Кронштейн 8 имеет шарнир 9, ось которого проходит через точку пересечения осей передней 1 и задней 2 секций, перпендикулярно продольной вертикальной плоскости сопла. Сопло работает следующим образом. Для поворота сопла из положения прямой в положение вертикальной тяги осуществляют поворот секции 1 на 180о. При этом одновременно происходит поворот секции 2 также на 180о в противоположном направлении, с этой же угловой скоростью, а насадок 4 поворачивается в положение вертикальной тяги. За время указанных поворотов вектор тяги остается в той же плоскости. (56) Патент ФРГ N 1240746, кл. 62в, 37/02, 1967. Патент США N 2933891, кл. 60-35.55, 1960.

Формула изобретения

ПОВОРОТНОЕ СОПЛО ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ, содержащее поворотный коленообразный, имеющий переднюю и заднюю секции, патрубок с плоскостями поворота секции в месте соединения с корпусом и в месте излома колена, отличающееся тем, что, с целью расширения диапазона работы двигателя, сопло снабжено цилиндрическим поворотным насадком со створками и приводом, установленным с помощью подшипников на срезе задней секции и соединенным с корпусом при помощи двухзвенного кронштейна с шарниром, ось которого проходит через точку пересечения осей передней и задней секций патрубка перпендикулярно продольной вертикальной плоскости сопла.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к ракетной технике и может быть использовано в конструкции жидкостных ракетных двигателей, содержащих охлаждаемый сверхзвуковой раструб сопла и неохлаждаемый составной сопловой насадок из композиционного материала

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения, а именно к конструкции сопел турбореактивных двигателей (ТРД)

Изобретение относится к области авиадвигателестроения, в частности к реактивным соплам воздушно-реактивных двигателей с изменяемым направлением вектора тяги

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения, а именно к конструкции сопел турбореактивных двигателей (ТРД)

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения, в частности к области снижения уровня инфракрасного излучения турбореактивных двигателей в заднюю полусферу самолета

Изобретение относится к области авиации, в частности конструкции выходных устройств газотурбинных двигателей (ГТД), но может быть использовано в любых конструкциях, работающих в горячих средах

Выходное устройство авиационного двигателя содержит металлическую кольцевую деталь и деталь выходного устройства из композитного материала с керамической матрицей, имеющую в верхней по потоку части форму тела вращения. Деталь выходного устройства установлена на кольцевой детали с помощью упругих крепежных лап. Каждая крепежная лапа имеет первый конец, укрепленный на кольцевой детали, и второй конец, укрепленный на верхней по направлению потока части детали выходного устройства. При этом в одном из вариантов выполнения выходного устройства каждая крепежная лапа содержит осевой упорный элемент, отходящий радиально от второго конца лапы и расположенный напротив первого конца, и радиальный упорный элемент на уровне второго конца лапы, расположенный над первым концом в радиальном направлении. В другом варианте выполнения деталь выходного устройства установлена ниже по потоку от кольцевой детали, а кромка верхней по потоку части детали выходного устройства поддерживается в осевом направлении напротив наружной радиальной поверхности кольцевой детали, а в радиальном - над первым концом крепежных лап. Первый конец каждой крепежной лапы содержит выступ, проходящий по оси в направлении от кольцевой детали. Другое изобретение группы относится к авиационному двигателю, содержащему указанное выше выходное устройство. Изобретения позволяют повысить надежность узла крепления выходного устройства без повышения его веса. 3 н. и 8 з.п. ф-лы, 14 ил.

Выпускной конус авиационного двигателя содержит каркас из композиционного материала, обеспечивающий конструктивную прочность конуса, и систему шумопоглощения, изготовленную из композиционного материала и укрепленную на каркасе. Каркас образован осесимметричной деталью, содержащей на своем верхнем по потоку конце верхнюю по потоку фланцевую закраину и на своем нижнем по потоку конце нижнюю по потоку фланцевую закраину. Система шумопоглощения содержит продольные перегородки из композиционного материала, укрепленные на верхней и нижней по потоку фланцевых закраинах с помощью механических соединительных средств, и поперечные перегородки из композиционного материала, укрепленные на продольных перегородках с помощью механических соединительных средств. Продольные и поперечные перегородки ограничивают камеры-резонаторы. Соотношение между толщиной конструктивных компонентов каркаса и толщиной компонентов системы шумопоглощения составляет от 3 до 5. Другое изобретение группы относится к заднему корпусу авиационного двигателя, содержащему указанный выше выпускной конус. Группа изобретений позволяет обеспечить выпускной конус системой шумопоглощения без существенного увеличения его массы. 2 н. и 7 з.п. ф-лы, 3 ил.
Наверх