Амортизатор
ОП ИСАНИ-
ИЗОБРЕТЕНИЯ
Союз Советскик
Социапистмческил
Республик
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 26Я4.73 (2! ) 1910474/25-28 (51)М. Кл.л
Г 16 Г 15/02 с присоединением заявки РЙ
Веудлрстеелньй кемктет
СССР ве делам взобретеикй и етерыткк (23) Приоритет (53 ) УД 3(6 2-5 67. . 1 (088. 8) Опубликовано 15Я3.80. Бюллетень Ж 10
Дата опубликования описания 15Я3.80
Э. А. Келлер (72) Автор изобретения (71) Заявитель
Пермский политехнический институт (54) АМОРТИЗАТОР
Изобретение относится к машиностроению, а именно к виброизопяции машин и меха низм ов.
Известен амортизатор, содержащий упругий элемент, подвижную и неподвижную опоры, демпфер, маховик и винтовую пару, служащую дпя преобразования поступатепьного движения опоры во вращатепьное цвижение маховика (1).
Недостатком известного амортизатора является большой коэффициент трения, который возникает в винтовой паре, Наиболее близким к изобретению по технической сущности и достигаемому результату является амортизатор, содержащий две опоры, промежуточную массу, установленную между ними, упругие элементы, представляющие собой расположенные под острыми равными углами к опорам пружины, ра вномерно распредепенные по окружности ивыпопняющие роль эпемента поворота массы 12).
Недостатком известного амортизатора явпяется недостаточная внброизопяция вспедствие появпения реактивных момен=1 тов, действующих на опору.
Цепью изобретения является повышение виброизопяции;
Указанная цель достигается тем, что
5 амортизатор снабжен допопнитепьной промежуточной массой, установленной соосно основной, на внутренних поверхностях каждой из которых по периметру выполнены обращенные друг к другу выступы, и эпе10 ментами качения, установленными между промежуточными массами и между поспедними и одной нз опор, а другая опора связана с промежуточными массами упругими элем ентами.
На фиг. 1 изображен амортизатор, про.допьный разрез; на фиг. 2 — разрез А-А на фиг. 1; на фиг. 3 — внц В на фиг, 2; на фиг. 4 — виц В на фиг. 2.
Амортизатор содержит две опорь1: верхнюю 1 и нижнюю 2. Верхняя опора 1 представляет собой корпус, состоящий из двух частей (на фигурах не пока:м111,1), внутри которого соосно друг пругу ус—
72- 61
55 где Š— модуль упругости материала жикы; прутановлены основная 3 и пополкителькяя
4 промежуточные массы, выполняющие функции маховиков, на внутренних поверхностях кежпой из которых по периметру выполнены обращенные друг к другу > выступы 5, 6 и 7, покрытые упруго демпфирующим материалом, например резиной.
Между основной 3 и дополнительной 4 промежуточными массами и межпу ними и верхней опорой 1 установлены элементы 8 качения для уменьшения трения. Нижняя опора 2 жестко связана с выступа— ми 5, 6, 7 кажпой из масс упругими элементами 9, 10, 11 и 12, 13, 14, пре пставляющими собой расположенные под острыми равными углами 4. к опорам пружины, равномерно распределенные по окружности и выполняющие роль элементов поворота массы, Резьбовые отверстия 1 5 и 6ол т 1 6 в верхней 1 и нижней 2 опорах служат цля крепления амортизатора к виброиэолируемому объекту и основанию (не фигурах не показаны), Работает амортизатор слеп5цощим об85 разом..
При сжатии амортизатора осевой силой Р упругие элементы 9, 10, 11 и .1.2, 13, 14 деформируются, и на радиаль30 ные выступы 5, 6, 7 кажпой массы 3
Р и 4 начинают действовать силы Р = — tp «, которые на радиусе r создают эекручивающие моменты, приводящие к вращению верхней 3 и нижней 4 масс, соответственно по часовой и против часовой стрелки
35 не одинаковые углы. В результате этого реактивные моменты, действующие на опоры 1 и 2, от вращения масс 3 и 4 погашакт друг друга, 40
При раздвижения опор 1 и 2 происходит обратное действие сил, и массы 3 и
4 поворачиваются в противоположные стороны, Вследствие дополнительной кинетической энергии от принудительного вра45 щения масс величина привеценной массы верхней опоры возрастает на величину гЗ
ill акоп. 2, „ где J — момент инерции маховика относи50 тельно оси вращения. Коэффициент жесткости амортизатора можно определить, пренебрегая ввиду малости. скручиванием рес.сор, по формуле:
4
bP, . — ширина, толщина и пли кя пружин — количество пружин.
Поскольку массы 3 и 4 между собой и верхней опорой 1 соедиккютск э, емектами 8, то трение ка;ения окаэь вается незначительным, что приводят к "..нкх еккю коэффициента пемпфирс ванин н улу ккекию виброизолирующих свойств аморти.яторя в эяреэонансных режимах.
Увеличение приведенной массы позволяет снизить собственную астоту системы, увеличить отстройку от резонансных зон и существенно повысить эффект вкброиэоляции без значительного увеличения веса амортизатора. Совершая линейные и угловые колебания массы 3 к 4 с верхней опорой 1 преоцолевают инерцию поступательного движения и том самым существенно погло цают энергию вибраций„
При значительных осевых деформациях амортизатора, которые могут возникнуть, например прн уцаркых нагрузках или больших yñêopårrèÿõ, обрезиненные радиальные выступы 5, 6 к 7 масс 3 и
4, вращаясь навстречу друг другу, ударяются, поглощая энергию. Одновременно эти выступы служат ограничителями допустимых нагрузок ка аморткзатор.
Формула ч=обр: " кн":
Амортизатор, содержащий цве опоры, промежуточную массу, ус та к овлек кую ч ежпу ними, упругие элементы, представляющие собой расположенные поп острычн равными углами к опорам прукикы, равномерно распределенные по окружности и выполняющие роль элемента поворота массы, О т л и ч G ю Ul и и с я те 1, Патент Англии N-. 1091778, кл, F 25, 1965, 2, Авторское свидетельство СССР по заявке Х 1853112/25-28, Err. Р 16 F 15/02, 1972 (прототип). 721617 Над б Составитель В. Рыкова Редактор Н. Аристова Техред Э. Чужик. Корректор N. Вигула Заказ 105/30 Тираж 1095 Подписное БНИИПИ Государственного комитета СССР по делам иэобретений и открытий 113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., a. 4/5 Филиал ППП "Патент", r. Ужгород, ул. Проектная, 4