Статор электрической машины

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБР ЕТЕ Н И Я

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

<»> 725I49

Союз Советских

Социалистических

Республик (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 09.01.78 (21) 2566995/24-07 с ирисоединением заявки №вЂ” (23) Приоритет— (43) Опубликовано 30.03.80. Бюллетень № 12 (45) Дата опубликования описания 30.03.80 (51) М К,ч Н 02 К 1/20 аосударственный комитет ао делам изобретений и открытнй (53) УДК 621.313.713 (088.8) (72) Авторы зтзобретвния H. С. Колпенский, С. Е. Погорельский и И. И. Прикуль (71) Заявитель Центральное проектно-конструкторское и технологическое бюро крупных электрических машин (54) СТАТОР ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ

Изобретение относится к области электромашиностроения, в частности к электрическим машинам с газовым охлаждением.

Известен статор электрической машины, имеющий чередующиеся назы с дополнительными каналами в сердечнике и непосредственно прилегающие к обмотке 117, Однако в нем отсутствуют радиальные вентиляционные каналы.

Также известен статор электрической машины,,имеющий радиальные вентиляц ионные каналы между пакетами сердечника, дополнительные вентиляционные каналы между обмоткой и стенками пазов, выполненные в средней части пакетов, и сообщающиеся с радиальными каналами посредством аксиальных подпазовых каналов в крайних частях пакетов 127.

Недостатком такой конструкции является наличие подпазовых каналов, уменьшающих сечение ярма сердечника и увеличивающих аэродинамическое сопротивление участка .сети с дополнительными каналами, что снижает эффективность применения последних. Кроме того, усложняется технология производства, так как для выполнения пакетов необходимо иметь два вида штампованных листов, набираемых в определенной последовательности, Наиболее близкой к данной является вторая из приведенных конструкций.

С целью повышения эффективности охлаждения и технологичнос пи пакеты выполнены чередующимися по длине и по окружности сердечника пазами, одни из которых имеют упомянутые дополнительные вентиляц ионные каналы, а другие — непосредственно прилегают к обмотке, причем дополнительные вентиляционные каналы расположены по всей ширине пакетов, сообщаясь с радиальными вентиляционными каналами.

На фпг. 1 представлен продольный разрез част и статора электрической машины в плоскости дополнительных каналов; на фиг.

2 .и 3 — поперечный разрез части статора по смежным пакетам.

В пакетах сердечника статора 1 пазы 2, 20 имеющие дополнительные вентиляционные каналы 8, выполненные между стенками пазов и обмоткой 4, чередуются с пазами 5, не имеющими дополнительных каналов, обеспечивая фиксацию обмотки в пакетах.

2S Дополнительные каналы непосредственно сообщаются с радиальными вентиляционными каналами б.

При подаче охлаждающего газа по всем радиальным каналам статора со стороны

З0 расточки или со стороны ярма, происходит

725149

Формула изобретения

6 1

:тзг. 7 т

/ озог г

Составитель Л. Карцева

Техред В. Серякова

Корректор С. Файн

Редактор В. Левятов

Заказ 240/338 Изд. ¹ 226 Тираж 798 Подписное

НПО «Поиск» Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Тип. Харьк. фил. пред. «Патент» растекание газа по дополнительным каналам, что снижает аэродинамическое сопро-, тивление статора в зубцовой зоне и улучшает охлаждение, а при подаче и отводе газа через смежные радиальные каналы, дополнительные каналы служат для перетекания газа из одного радиального канала в другой, интенсивно охлаждая зубцовую зону.

Таким образом, в предлагаемой конструкци!и статора дополнительные вентиляционные каналы между обмоткой и стенками пазов используются более эффективно, а технология изготовления сердечника статора не отличается от обычной для машин с 15 радиальными вентиляционными каналами.

Проведенные расчеты показывают, что применение предлагаемой конструкции позволяет без усложнения технологии производства увеличить тепловую нагрузку ста- 20 тора в 1,5 раза по сравнению с обычной, имеющей только радиальные вентиляционные каналы, и в 1,3 раза по сравнению с прототипом, применение которого сопровождается усложнением технологии произ- 25 водства.

Использование предлагаемого изобретения в средних и крупных электрических машинах с газовым охлаждением позвол!ит дать существенный народнохозяйственный 30 эффект, величина которого в денежном выражении зависит от конкретной реализации предложения.

Статор электрической машины, содержащий обмотку и сердечяик, имеющий радиальные вентиляционные каналы между пакетами, пазы, в которых размещена упомянутая обмотка, и дополнительные вентиляционные каналы, расположенные между обмоткой и стенками пазов, о т л и ч а ющ и йс я тем, что, с целью повышения эффективноспи охлаждения и технологичности, пакеты выполнены с чередующимися по длине и по окружности сердечника пазами, одни из которых имеют упомянутые дополнительные вентиляционные каналы, а стенки других непосредственно прилегают к обмотке, причем дополнительные вентиляционные каналы расположены по всей ширине пакетов, сообщаясь с радиальными вентиляционными каналами.

Источники информации, принятые во вн!имание при экспертизе;

1. Авторское свидетельство СССР № 505089, кл. Н 02 К 1/20, 1972.

2. Авторское свидетельство СССР № 144221, кл. Н 02 К 1/20, 1962.

Статор электрической машины Статор электрической машины 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к вращающимся электрическим машинам и может быть использовано в вентильных электродвигателях с постоянными магнитами на роторе

Изобретение относится к электротехнике и электромашиностроению и позволяет упростить конструкцию и обеспечить высокий уровень коэффициента полезного действия

Изобретение относится к электротехнике и касается особенностей герметичных бесконтактных синхронных генераторов торцового типа

Изобретение относится к электромашиностроению, а именно к конструкциям асинхронных электродвигателей общего назначения, и может быть использовано, например, в электроприводе стиральных машин, в дерево- и металлообрабатывающих станках

Изобретение относится к области электротехники и касается конструкции коллекторных электрических машин

Изобретение относится к области электротехники и электромашиностроения и может быть использовано при изготовлении роторов для асинхронных двигателей динамического режима работы, регулируемых, с требованием по ограничению вибраций и шумов

Изобретение относится к электротехнике и касается создания коллекторных электрических машин

Изобретение относится к электротехнике, а именно к электрическим машинам, которые могут быть использованы в качестве электропривода в случае ограничения одного из поперечных размеров двигателя, в частности при работе в системе редуктор - двигатель

Изобретение относится к электротехнике, а именно к электрическим машинам, которые могут быть использованы в качестве электропривода в случае ограничения одного из поперечных размеров двигателя, в частности при работе в системе редуктор - двигатель
Наверх