Способ изготовления изоляции обмоток электрических машин

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕН И Я

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

72S15l. Союз Соеетских

Социалистических

Республик (61) Дополнительное к авт. овид-рау†с присоединением"заявки №

Госудлрстеоииьй комитет

° -.- . .. -, СССР (23) Приоритет— (43) Опубликовано 30.03.80. Бюллетень № 12 (53) УДК 621.315 (088.8) по делам изобретений и открытий (45) Дата опубликования описания 30.03.80

Г. Огоньков, Н. В. Александров, Е. А. Калинина, С. Г. Трубачев, Д. Я. Черняк, 1О. Л. Преснов, И. Т. Сушкова, Б. Н. Кучин (72) Авторы изобретения В (71) Заявитель (54) СПОСОБ ИЗГОТОВЛ

ОБМОТОК ЭЛЕКТРИЧ

1 Я .

Изобретение относится к электроизоляр@ь@.йЕ - .; цноннои техйике и может быть использо— . вано при производстве йзоляп1ий= обмоток электрических машкин.

Известен способ изготовления изоляции ь (1, 2), заключающийся в нанесении на обмотки пропитанных слюдосодержащих лент и прессовании нанесенной изоляции известными способами, например битумом, который широко применяется на электромаши- ш ностро ительных заводах.

Основным недостатком указанного способа изготовления является то, что после" компаундирования битумом прямолинейная (пазовая) часть стержня редко бывает вы- 15 держана в размерах по допускам. Для устранения этого недостатка применяются ка; либровка пазовой части и горячая рихттбвка. Калибровка пазовой части заключается в том, что в местах, где размер стержня по толщине больше допустимого,.слои изоляции снимают ножом, а в тонких местах накладывают микалентные полоски,"Необходимость в калибровке вызвана колебания; ми в толщине изоляции.

Наиболее близок к предлагаемому способ, при котором изоляцию из пропитанных слюдосодержащих лент прессуют йлй" в пресс-форме или предварительно подпрес- @

ЕНИЯ ИЗОЛЯЦИЙ

ЕСКИХ МАШИН,. 2 совывают" в пресс-форме с последующим отвержденией под гидростатнческим давле- нием битума 13).

Технология изготовления стержней следующая.

Изолированные стержни и металлические пресс-формы разопревают при 120 С, закладывают стержни в пресс-форму и OIIрессовывают их до смьгкания планок, загружают пресс-формы с зафиксированными планками в печь, разогревают до 160 С и выдерживают 10 ч.

При гидростатической опрессовке стержни проходят предварительную "механичес- кую подпрессовку разогретой изоляции давлением на изоляцию пбрядка 25 кГс1/см и выше, после чего стержни подготавливают к гидростатической опрессовке (наложение на стержни опрессовочных планок и защитных лент), жестко укрепляют на раме, которую помещают в горизонтальную ванну, и затем проводят режим вакуумирования, прессования гидростатическим давле- нием и отверждения, изоляции.

Недостатком этого способа являются большие технологические трудности, имеющие место при полученйи чертежных раз--" " меров стержней. Очень часто из-за завышения размеров стержни- подвергают калйбровке. Это связано с тем, что процент свя(22) Заявлено 11.09.78 (21) 2661741/24-07 (51) М.Кл. Н 02 КЗ/30

72515,1

Характеристики Прототип из =—

=3 млс

Вид испытаний пример 2 пример 1 г

2 — 25

0,065

0,607

О,ССО

0,013

ЗΠ— 4О

ЗΠ— 4О . 0,066.

О,ОО7

0,6 1О

6Ä0,1 1

0,606

6,,068

6,912

6,6 15

О,О8

0„16

6,12

0,15

600 — 1060

6,О9

0,10

6,11

10:,14

900 — 1006

0,69

6;10 ,0,11

<0,14

100 — 300

30,0

31,0

40,0

3 зующего в лентах составляет до 45%. В результате даже при давлениях, применяемых при опрессовке, порядка 25 кГс)см ."и. выше в изоляции остается до 40% связующего, что не дает возможности получить чертежные размеры стержней азиз-за вспухания изоляции и существенйо "сниЖает электрические и механические характеристики изоляции:

Цель изобретения — упрощение технологии и yëó÷øåíèå электрических характеристик изоляции.

Поставленная цель доспигается предложенным способом изготовления изоляции обмоток электрических машин, заключающимся в нанесении на обмотки пропитанных слюдосодержащих лент, прессовании и термообработке под давлением. Предложенный способ отличается от известных тем, что между по крайней мере частью" слоев пропитайных лент вводят слои йет(роййтанлых слюдосодержащих лент, причем непропитанные ленты вводят в количестве, обес.печивающем содержание связующего в изо.ляции 28 — 38%.

Ба обмотки наносят пропитанные слюдосодержащие ленты с содержанием связующего 35 — 50% и между слоями йропи танных лент вводят слои нвпролитанных лент с содержанием связующего 3 — 7%.

Такую изоляцию затем сушат и прессуют известными способами (например, гидроКоатковременная электрическая прочность, кВ/мл

tg 6 при 2G С при напряжении, кВ

6

tg 6 при 13"1е Слри напряжении,. ".В

6

Срок жизни ; (время до пробоя) при 12 кВ/мм (XI%-ный образец) ч % связующего в изоляции I

1 .I

Из данных таблицы видно, что диэлек гр1И1<йк:в:е ха)зактеристик зо я и с ере- дующимися слоями-IIpGBhIIIIBKT характерисстики серийной, особенно по длительной электрической прочности. л

4. статически). В результате за счет перерас пределения связующего получается монолитная, с равноме1рным распределением связующего, полностью пропитанная изоляция с содержанием связующего порядка 28—

38%, что обеспечивает высокие электрафизические и механические характеристики.

Пример 1. На макет наносят с чере"дованием пропитанную ленту марии ЛТСС-3

10 (46% связующего) в два слоя вполнахлес-. та, затем один слой вполнахлеста сухой ленты марки ЛС-40РУ-ТТ (5% связующего), затем опять два слоя пропитанной ленты и один слой сухой ленты и т. д. Таким

15 образом, наносят 8 слоев пропитанной и 3 слоя сухой ленты. Толщина изоляции 2 мм.

Макет опрессовывают гидростатически под давлением 8 кГс/см и отверждают при

160 С в течение 16 ч. Своиства п р иведены

20 в таблице.

Пример 2. На натурный стержень наносят 4 слоя пропитанной ленты марки

ЛТСС-З, а затем один слой сухой марки

ЛС-40РУ-ТТ, три пропитанных, один — сухой и т. д., чередуя три пропитанных и один сухой. Верхнее 4 слоя также составляют 4 слоя пропитанной ленты. Всего на- носят 25 слоев. Толщ|ина изоляции 4,2 мм.

На стержень наносят герметичную оболочку из эластичной ленты, затем стержень вакуумируют в течение 1,5 ч при 80 С и вакууме и отверждают под давлением газа

10 кГс/см и 160 С в течение 10 ч. Свойства приведены в таблице.

Указанный способ позволяет исключить предварительную подпрессовку изоляции, а следовательно, исключить пресс-форму, что особенно важно при применении лент с больш14м содержанием связующего и дает

40 большой технико-экономический эффект, 72515,1

Формула изобретения

1. Проспект фирмы М икафил (Швейцария), 1976.

2. Сухоруков Ф. Т., Технология обмоточО но-изоляционного производства. Крупные электрические машины; Госэнергоиздат, 1951, разд. 8 — 10, с. 106.

3. Отчет № 73045975. Разработка и исследование утоньшенной изоляции для ста5 торных обмоток пидрогенераторов, 1976.

Составитель П. Забуга

Техред В. Серякова —.-: ---Редактор И. Грузова

Корректор С. Файн

Заказ 117/184 Изд. № 194 Тираж 798 Подписное

НПО «Поиск» Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, УК-35, Раушская наб., д. 4/5

Тип. Харьк. фил. пред. «Патент»

1. Способ изготовления изоляции обмоток электрических машин, заключающийся в нанесении на обмотки пропитанных слю- 5 досодержащих лент, вакуумировании, прессовании и термоббработке под давлением, отл ич а ю ши йся тем, что, с целью упрощения технологии и повышения электри- ческих характеристик изоляцни,-между "по 1 крайней мере частью слоев пропитанных лент вводят слои непропитанных слюдосодержащих лент.

2, Способ по и. 1, о тл ич а ю щий ся тем, что непропитанные ленты вводят в ко- 1 личестве, обеспечивающем содержание связующего в изоляции 28 — 38%.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе:

Способ изготовления изоляции обмоток электрических машин Способ изготовления изоляции обмоток электрических машин Способ изготовления изоляции обмоток электрических машин 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к высоковольтной изоляции для статорных обмоток электрических машин, содержащей изоляцию секций проводников, объединенных в стержни

Изобретение относится к изоляционным материалам на синтетической основе, а более точно к материалам, применяемым в электроизоляционной технике, а также в электрических машинах и аппаратах в качестве пазовой изоляции различных прокладок и т

Изобретение относится к области электротехники и касается особенностей изоляции обмоток электрических машин

Изобретение относится к области электротехники и касается особенностей конструктивного выполнения корпусной изоляции, выдерживающей напряжения свыше 4 кВ, предпочтительно 13,8 кВ или более, применяемой в динамоэлектрических машинах
Изобретение относится к электроизоляционным материалам для изоляции обмоток электрических машин

Изобретение относится к области электротехники и электромашиностроения, а именно к способу изготовления катушек электродвигателя, предназначенного для мотор-вентилятора, подающего воздух для охлаждения тяговых электродвигателей
Наверх