Привод для безлюфтового вращения платформы

 

ОП ИСАНИЕ »727919

Союз Советскии .Социвлистическик

Республик

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

/ г (61) Дополнительное к авт. свил-ву (22) Заявлено 29.12.77 (21) 2564047/25-28 с присоединением заявки № (23)приоритет

Опубликовано 15.04.80. Бюллетень ¹ 14

Дата опубликования описания 18.04. 80 (51)М. Кл.

F 16 Н 1/00

F 16 Н 57/12

Госудерстеенныб кокнтет

СССР но денем изобретений и открытий (53 ) УД К 621.833.,7 (088.8) В. С. Поляк и Ю, Б. Синкевич (72) Авторы изобретения

Ордена Трудового Красного Знамени центральный научноисследовательский и проектный институт строительных металлоконструкций БНИИпроектстальконструкция (7l) Заявитель (54) ПРИВОД ДЛЯ БЕЗЛЮФТОВСГО ВРАЩЕНИЯ ПЛАТФОРМЫ

Изобретение относится к области машиностроения и предназначено дитя исполь. зованйя в приводных системах, например, радиотелескопов, к которым предъявляе т ся требование отсутствия люфта.

Известен привод, содержатций зубчатое колесо, двигатель и паретлельно присоединенные к нему два редуктора, один из которых связан с валом двигателя жес"око, а другой — посредством торсиона. На ведомом валу каждого редуктора установжна шестерня, находацаяся в зацеплении с зубчатым колесом f1) .

Недостатком етого прттвода являются вго больтцие габарит .ы, обус ловленные тем 15 что вся мсецность передается одним приводным модулем.

Известен также привод, садержап ий двигатель и две присоединенные к нему волновые зубчатые передачи, ведомые ва20 лы которых расположены соосно, а гене» раторы волн связаны торсионом (21 . Однако такой привод не мажет быть непо

2 средственно использован в качестве привода безлюфтового врашения платформы.

Наиболее близким к изобретению по технической сушности и достигаемому результату является привод для безлюфтового врашения платформы, содержаций закрепляемое на ней зубчатое колесо, неподвижную раму и установленные на ней приводные модули, каждый из которых включает двигатель и пару соосно установленных, взаимодействукчцих с зубчатым колесом платформы шестерен, одна из xoTophlx жестко связана с валом двигателя, а другая — с последним посредством упругого элемента (3).

Недостатком указанного привода являются его большие габаритные размеры .и масса, что делает в ряде случаев затруднительным размещение такого привода на объекте.

Целью изобретения является уменьшение габаритных размеров и массы привода. з 7279

Указанная цель достигается тем, что каждый приводной мо дуль снабжен двумя присоединенными к двигателю и помещенными в один корпус волновыми зубчатыми передачами, ведомые валы которых расположены соосно и несут шестерни, а упругий эйе мент » вййол»йен в виде торсиона, связывазмиего генераторы волн волновых передач.

На фиг. 1 изображен обпий вид при- I0 вода; на фиг. 2 - разрез А-А на фиг. 1.

Привод содержит зубчатое колесо 1, закрепляемое на поворотной платформе 2 телескопа, не менее двух приводных модулей 3, установленных на неподвижную раму 4 телескопа. Колесо 1 и при ограниченном угле поворота телескопа выполнено в виде сектора, вместе с тем оно может быть выполнено цевочным.

Каждый приводной модуль содержит две волновые передачй 5 и 6 (см. фиг.2) с одинаковыми передаточнйми отношениями, помешенные в обший цилиндрический корпус 7, в котором жестко укреплены два жестких колеса 8 и 9. Внутри корпуса на подшипниках 10 и 11 установлены ведомые валы 12 и 13 вЫн .о»йых передач с закрепленными на них гибкими колесами 14 и 15. Ведущий вал 16, об 0 ший для обеих передач, проходит внутри редуктора через отверстйя в ведомых валах и устанавливается в пс шнпниках

17, 18 и 19. Вал 16 сам или является торсионом, или включает специальное Торсионное устройство 20, расположенное в полости одного из гибких колес, например колеса 15. Генератор волн 21 волновой передачи 5 установлен на валу 16 жестко, а генератор 22 волновой переда40 чи 6 связан с этим валом посредством устройства 23 для закручивания торсиьна, расположенного на конце вала 16, .выходжцем из одного торца корпуса 7.

Другой конец sana 16 соединен с валом

45 эаектродвигателя 24, корпус которого закреплен на другом торце корпуса 7 редуктора. На койсольных концах ведомых валов 12 и 13 установлены одинаковые шестерни 25 и 26, находящиеся в зацеп50 ленин с колесом 1, которое входит внутрь корпуса 7 через имеклпееся и нем окно.

При монтаже приводных модулей шес терни 25 и 26 вводятся в зецепление с колесом 1; после чего при помаци устройства 23 торсион 20 и вал 16 закру55 ,чиваются до требуемой величины крутяmего момента. При этом выбирается люфт как в зацеплении колеса 1 с шестернями

25 и 26, так и в зацеплениях волновых передач 5 и 6, т.е, обеспечивается безлюфтовая работа привода при вращении в любую сторону и при любом направлении внешней нагрузки.

При наличии в приводе нескольких приводных модулей 3 (см. фиг. 1) закрутка торсионов половины модулей мо-жет осушествляться в одну сторону, а йторой половины — в противоположную сторону, что позволяет намного уменьшить величину закрутки.

Электродвигатель 24 при необходимости может быть соединен с валом 16 че— рез goíoníèòenbíûé редуктор, который может быть размещен в полости гибкого колеса 14, Использование в качестве редукторов безлюфтового привода платформы волновых передач„позволяет разместить их соосно в общем корпусе, что дает эффект уменьшения суммарной массы редукторов и уменьшает их габаритные размеры. Пос- леднее в свою очередь позволяет расположить приводные модули более компактно, а следовательно, сократить угловой размер, массу зубчатого сектора.

Формула изобретения

Привод для безлюфтового вращения платформы, содер>каший закрепляемое на ней зубчатое колесо, неподвижную раму и установленные на ней приводные модули, каждйй из которых включает двигатель и пару соосно установленных, взаимодействук>ших с зубчатым колесом платформы шестерен, одна из которых жестко связана с валом двигателя, а другая - с последним посредством упругого элемента, о т л и ч а ю ш и и с я тем, что, с целью уменьшения габаритшах размеров и массы, каждый приводной модуль снабжен двумя присоединенными к двигателю и номешенными в один корпус волновыми зубчатыми передачами, ведомые валы которых расположены соосно и несут шестерни, а упругий элемент выполнен в виде торсиона, связывающего генераторы волн волновых передач.

Источники информацйи, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР

М 199616, кл. Г 16 Н 57/02, 4,966.

2, Колков Д, П., Крайнев А. Ф., Жи-1 дяев A. И, Волновые передачи и их при727919 6

3. Авторская свидетельство СССР па заявке % 2466769/25-28, кл. Р 16 Н 55/18 (прототип). менение в строительных и дорожных ма» шинах. Обзор. М., ЦИИИТЗстроймаш, 1970, с. 32, рис. 11,в.

Я 7 5 17 1d

Филиал ППП Патент=, г. Ужгород, ул. Проектная, 4

UHHHllH Заказ 1109/37 Тираж 1095 Подписное

Привод для безлюфтового вращения платформы Привод для безлюфтового вращения платформы Привод для безлюфтового вращения платформы 

 

Похожие патенты:
Наверх