Пластичная смазка

 

В еевеив ввв латвитнв-т

ОПИС

Союз Советских

Социалистических

Республик а

730795

ИЗОБРЕТЕНИЯ

Г

: ;„., / .: —.

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 10.1176 (2 1) 24 21445/23-0 4 с присоединением заявки М (23) Приоритет (51)М. Кл.

С 10 М 5/02

С 10 М 5/16

Государственный комитет

СССР по делам изобретений и открыти й

Опубликовано 3рр48р Бюллетень М

Дата опубликования описания 300480 (53) УДК621. 892 (088. 8) (72) Авторы изобретения

Г. Я.Энтин, Т.Л.Виноградов, О. С. Цветков, О.Н.Добровольская, О. Л. Лосев, 3, Б. Бережанский, В.Ф. Большаков, Л.Г. Гинзбург, В.Г.Пальмский, А.A.Ìèðþùåíêo и С. И.Чухриенко (71) Заявитель (54) ПЛАСТИЧНАЯ СМАЗКА

Изобретение относится к смазочной технике и нефтехимической промышленности, а именно, к области рецептур пластичных смаэок для узлов трения преимущественно палубных механизмов транспортных судов.

Специфика условий работы палубных механизмов транспортных судов с неограниченным районом плавания делает применение в их палубных механизмах смавок общего назначения для средних и повышенных температур нерентабельным.

Применяемые на судах гидратированные кальциевые смазки типа соли- 15 долов имеют низкий ресурс (в среднем около 20 сут), а применение натриевых и натриево-кальциевых смазок невозможно из-за их гидрофильностй (1) . 20

Палубные механизмы подвержены действию солн ечной радиации, воды, мор ских солей, ветровой эрозии, пыли и перепаду температур от -30 С до 70 С °

Поэтому, наряду с высокими смазоч- 25 ными свойствами, не менее важной является способность смазочного материала противостоять всем перечисленным воздействиям и надежно защищать от коррозии поверхности трения.

Кроме того, эти смазки должны беэ подогрева легко применяться при отрицательных температурах не стекать и не разрушаться при длительном солнечном нагреве (в тропических широтах до 70 С, не смываться дождем, водяными брызгами и волнами, заливающими палубу в штормовом плавании, препятствовать образованию электролитической пары сталь-медный стлав (из которых чаще всего изготавливают пары трения судовых палубных механизмов) и длительное время сохранять высокие антифрикционные и защитные свойства в эксплуатационных условиях.

Известны пластичные смазки, обладающие рабочеконсервационными свойствами в присутствии морской воды, например, смазки AMC (2 ), Однако, смазки AMC отличаются плохими низкотемпературными свойствами, особенно АМС-3. Их нельзя наносить при температуре ниже 0-10 С, так как они сильно загустевают.

Кроме того, их нельзя примен ять при о температуре выше 60-70 С из-за низкorо предела прочности, несмотря на то, что их защитные и антифрик730795

Физико-химические свойствами смазки.

Внешний вид: гладкая, мягкая мазь темно-желтого цвета. Температура каплепадения 130 С. Предел прочности на сдвиг, гс/см : 3,0 при 20 С, 1,8 при 50 С; 0,6-0,8 при 60 С.

Эффективная вязкость в паузах при среднем градиенте скорости деформации 10 с, при температурах: 0 С710; -10 С вЂ” 2920; -20 С -7080;

-30 С вЂ” 1820; -40 С вЂ” 40000 ° .

)5 Эффективная вязкость в паузах . при среднем градиенте скорости деформации 100 с, при температурах:

20 .С вЂ” 138; 50 С вЂ” 56.; 80 С вЂ” 19,9.

Содержание свободной щелочи 0,02%.

20 Коллоидная стабильность 5, 7% °

Смазку готовят следующим образом.

В аппарат загружают около 30% необходимого количества смеси минеральных масел (веретенного АУ и д5 цилиндрового 38). Затем добавляют все омыляемое сырье. СЖК фракции

C» — Сщ, касторовое масло и нафтеновые кислоты. Включают перемешивающее устройство и нагрев. При температуре смеси 60-750 С подают гидрат окиси бария, окись цинка и окись свинца в виде 20% водных суспензий.

Проводят процесс омыления при 751050С и постепенно вводят оставшееся минеральное масло. Смесь нагревают до 110 С, после чего выключают нагрев, и после охлаждения смазки до

90-95 С сливают ее в тару.

Образцы предлагаемой смазки пред-. ставлены в табл.1.

Та блица 1

Компоненты

Бариевое мыло СЖК фракции С, — С р

22

26

Бариевое мыло касторового масла

3,8 4,3 4,1

Бариевое мыло нафтеновых кислот

2,1

14,4

5,3

35,1

До 100

2,3

14 8

5 6

37,1

До 100

2,2

14,5

5,5

36,0

До 100

Окись свинца

Окись цинка

Масло веретенное АУ

Масло цилиндровое 38

Указанные образцы смазок 1-3 испытывают в сравнении со смазкой МС-70 и.ANC- 1 на защитные (антикоррозионные) свойства, устойчивость к смыву 65 ционные свойства, а также водостойкость оцениваются весьма высоко.

Наиболее близкой по составу является пластичная смазка МС 70 на основе минерального масла и бариевого мыла стеариновой кислоты с добавлением цереэина и полииэобутилена (3) .

Однако смазка МС-70 не обеспечивает требуемых защитных свойств при контакте с морской водой.

Цель изобретения — создание пластичной смазки, обладающей высокими защитными и антифрикционными свойствами для обеспечения надежной и длительной работы механизмов, контактирующих с морской и атмосферной влагой в диапазоне тропических и арктических температур и стойкостью против смыва водой, например палубных механизмов морских судов неограниченного района плавания.

Поставленная цель достигается тем, что пластичная смазка на основе минеральвого масла и бариевого мыла жирной кислоты в качестве последнего содержит смесь бариевых мыл синтетических жирных кислот (СЖК) фракции

Сд - C нафтеновых кислот и кислот касторового масла и смазка дополнительно содержит окиси свинца и цинка при следующем содержании компонентов, вес.Ъ:

Бариевое мыло СЖК фракции С, — Су 24-26

Бариевое мыло нафтеновых кислот 2, 1-2, 3 .Бариевое мыло кислот .касторового масла 3,8-4,3

Окись свинца 14,4-14,8

Окись цинка 5, 3-5,6

Минеральное масло До 100

В качестве минерального масла целесообразно испольэовать смесь масел веретенного АУ и цилиндрового 38. и испаряемость на механизмах плавающих судов. При испытаниях оценивается величина коррозии; площадь пораженной коррозией поверхности, состоя730795

Без изменений подвижжен„ от руки

Незначительно подсохла

О, 50 подвижен от руки

0,54 То же

Незначительно подсохла легкоподвижен от руки

0,13 0,11

0,13

То же

0,17

То же

Беэ изменений легкоподвижен от руки

Без измений легкои одв ижен от руки

0,15 0,12 0,52

Смыта поч- Сохранилась ти пол- на поверхностьюью ности незначительной величины

Смыта почти полн остью

5,3 5,0 5,7

0,47 0 08 0 57 Узлы пово ачиваются только ключом, Формула изобретения

Критическая нагрузка заедания, кгс

112

Критическая нагрузка сварив а ни я, кгс

430

158

Температурный ,:диапазон применения Я

UHHHIIH Заказ 1463/12

Филиал ППП Патент, г, Ужгород, ул. Проектная, 4 ние слоя смазки и подвижность узлов.

Величина коррозии оценивается s баллах (10 баллов — 100% коррозии, 0 баллов — полное отсутствие) .

Смазки испытывают в следующих узлах: узел 1 - винт стопора якорной

В антифрикционные и низкотемпературные характеристики предлагаемой смазки образца 3 и известной смазки АМС вЂ” 1 приведены в табл.3.

Та блица 3

Характеристики Смазка 3 ANC-1

Защитные свойства предлагаемых смазок выше, чем NC-70 и поактически находятся на уровне АМС вЂ” 1. Однако, более высокие антифрикционные и низкотемпературные свойства предлагаемых образцов расширяют их функциональные воэможности при применении в судовых палубных механизмах.

Таким образом, предлагаемая смазка является универсальной для любых типов судовых палубных механизмов, а ее ресурс не менее полугода в самых тяжелых условиях эксплуатации. цепи; узел 2 — винт привода тормоза брашпиля; узел 3 - ось роликового узла верхней крьиаки трюма.

Результаты испытаний смазок представлены в таблице 2. ,Таблица 2

Пластичная смазка на основе минерального масла и бариевого мыла жирной кислоты, о т л и ч а ю щ а я— с я тем, что, с целью повышения защитных свойств смазки, она в качестве бариевого мыла жирной кислоты

40 содержит смесь бариевых мыл синтетических жирных кислот фракции

С, - C,, нафтеновых кислот и кислот касторового масла и смазка дополнИтельно содержит окиси свинца и цин45 ка при следующем содержании компонентов, вес.Ъ:

Бариевое выло синтетических жирных кислот фракции С вЂ” С р 24-26

Бариевое мыло нафтеновых кислот 2,1-2,3

Бариевое мыло кислот касторового масла 3,8-4,3

Окись свинца 14,4-14,8

Окись цинка 5,. 3-5 6

Минеральное масло До 100

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1 . Синицын В.В. Подбор и применение пластинчатых смазок. М., Хи60 мия, 1974, с.25-27, с.40-41.

2. Там же, с.393.

3. Там же, с. 354 (нрототип) .

Тираж 545 .- Подписное

Пластичная смазка Пластичная смазка Пластичная смазка 

 

Похожие патенты:
Наверх