Стержень обмотки электрической машины

 

О П И С А Н И Е (ii!731515

ИЗОБРЕТЕНИЯ

Союз Сооетских

Социалистических

Реслублик

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 18.11.77 (21) 2545079/24-07 с присоединением заявки № (51) M. Кл.

Н 02 К 3/24 (43) Опубликовано 30.04.80. Бюллетень № 16 (45) Дата опубликования описания 30.04.80 (53) УДК 621.313.713 (088.8) по делам изобретений и открытий (72) Авторы изобретения

А. В. Иванов-Смоленский, А. Е. Костинский, Д. А. Музафаров и О. М. Перекалин

Московский ордена Ленина энергетический институт (71) Заявитель (54) СТЕРЖЕНЬ ОБМОТКИ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ

Й УдлРстеенный комитет (23) приоритет

Изобретение относится к области электротехники, а именно к охлаждению электрических машин, и может быть применено для организации охлаждающих каналов в обмотках крупных электрических машин при жидкостном охлаждении.

Известен стержень обмотки электрической машины с распорками коробчатого типа, которые имеют прямоугольную форму, волнистую по всей высоте канала, и штампуются из листового материала (1).

Известен также стержень обмотки электрической машины, содержащий заключенные в изоляцию ряды проводников, между которыми вдоль длины установлены с образованием каналов для прохода хладагента распорки, каждая из которых имеет, по меньшей мере, одно сквозное обращенное к рядам проводников поперечное отверстие и сообщающиеся с ним каналы с отверстиями входа и выхода хладагента, размещенными на противоположных торцовых поверхностях распорки, обращенных к каналам для прохода хладагента,(2).

Однако в таких конструкциях распорки из-за малой толщины перемычек, расположенных по обе стороны от отверстий для прохода хладагента, имеют небольшую механическую прочность в поперечном направлении и не обеспечивают возможность формовки стержней обмотки прессованием, что имеет место при изготовлении обмоток крупных электрических машин.

Цель изобретения — уменьшить габариты стержня путем обеспечения увеличения механической прочности при формовке прессованием.

Это достигается тем, что отверстия входа и выхода на противоположных торцовых поверхностях каждой распорки расположены со смещением по ее высоте и по ширине торцовых поверхностей, поперечное отверстие имеет удлиненную форму и вместе с каналами распорки расположено с наклоном к продольной оси стержня и с образованием наклонных перемычек, служащих опорными элементами для рядов проводников при формовке; при этом каждая из распорок может быть выполнена из двух наложенных один на другой идентичных перевернутых элементов, каждый из которых выполнен в виде штампованной электроизоляционной плоской пластины зигзагообразной формы с выступами для закрепления в изоляции стержня; кроме того, распорки могут быть установлены вдоль длины стержня с чередованием, при котором каналы с отверстиями входа и выхода на обращенных одно к другой торцовых поЗО верхностях соседних распорок имеют про731515

20 тивоположный наклон к продольной оси стержня, обеспечивающий зигзагообразное течение хладагента.

На фиг. 1 представлен предлагаемый стержень, поперечное сечение; на фиг. 2— то же, продольное сечение; на фиг. 3— распорка, вид со стороны поперечных сквозных отверстий; на фиг. 4 — распорка, вид со стороны торцовой поверхности, выполненной из двух наложенных один на другой элементов; на фиг. 5 — два идентичных перевернутых элемента распорки.

Стержень обмотки электрической машины содержит заключенные в изоляцию 1 ряды проводников 2, между которыми вдоль длины установлены с образованием каналов 3 для прохода хладагента распорки 4, каждая из которых имеет, по меньшей мере, одно сквозное обращенное к рядам проводников поперечное отверстие 5 и сообщающиеся с ним каналы 6, 7 с отверстиями входа 8 и выхода 9, размещенными на противоположных торцовых поверхностях распорки, обращенных к каналам для прохода хладагента. Отверстия 8 и 9 расположены со смещением по высоте распорки и по ширине торцовых поверхностей, отверстие 5 имеет удлиненную форму и вместе с каналами 6 и 7 расположено с наклоном к продольной оси стержня и с образованием наклонных перемычек 10.

Распорка 4 выполняется из двух наложенных один на другой идентичных перевернутых элементов 11 и 12, каждый из которых выполнен в виде штампованной электроизоляционной плоской пластины зигзагообразной формы с выступами 13 для закрепления в изоляции 1 стержня. При установке такой распорки получаются перемычки 10, позволяющие получить надежную опору для проводников стержня в местах соприкосновения элементов распорки друг с другом при формовке стержня прессованием.

Распорки могут быть установлены вдоль длины стержня с чередованием, при котором каналы с отверстиями 8 и 9 входа и выхода на обращенных друг к другу торцовых поверхностях 14 и 15 соседних распорок имеют противоположный наклон к оси стержня, обеспечивающий зигзагообразное течение хладагента для улучшения условий охлаждения проводника стержня.

Таким образом, распорка в поперечном направлении имеет механическую прочность, которая позволяет производить формовку стержней обмоток прессованием, что необходимо при изготовлении крупных

З0

55 электрических машин для лучшего заполнения паза и, в конечном счете, для уменьшения габаритов электрической машины. Распорка имеет простую технологию изготовления, так как ее элементы выполняются из листового электроизоляционного материала при наличии одного штампа.

Формула изобретения

1. Стержень обмотки электрической машины, содержащий заключенные в изоляцию ряды проводников, между которыми вдоль длины установлены с образованием каналов для прохода хладагента распорки, каждая из которых имеет, по меньшей мере, одно сквозное обращенное к рядам проводников поперечное отверстие и сообщающиеся с ним каналы с отверстиями входа и выхода хладагента, размещенными на противоположных торцовых поверхностях распорки, обращенных к каналам для прохода хладагента, отличающийся тем, что, с целью уменьшения габаритов путем обеспечения механической прочности при формовке прессованием,. отверстия входа и выхода на противоположных торцовых поверхностях каждой распорки расположены со смещением по ее высоте и по ширине торцовых поверхностей, поперечное отверстие имеет удлиненную форму и вместе с каналами распорки расположено с наклоном к продольной оси стержня и с образованием наклонных перемычек, служащих опорными элементами для рядов проводников при формовке.

2. Стержень по п. 1, отличающийся тем, что каждая из распорок выполнена из двух наложенных один на другой идентичных перевернутых элементов, каждый из которых выполнен в виде штампованной электроизоляционной плоской пластины зигзагообразной формы с выступами для закрепления в изоляции стержня.

3. Стержень по пп. 1, 2, отличающийс я тем, что распорки установлены вдоль его длины с чередованием, при котором каналы с отверстиями входа и выхода на обращенных одна к другой торцовых поверхностях соседних распорок имеют противоположный наклон к продольной оси стержня, обеспечивающий зигзагообразное течение хладагента.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Патент ФРГ № 1003342, кл. 21 d

55/01, 1957.

2. Авторское свидетельство СССР № 116215, кл. Н 02 К 3/24, 1953.

731515

t3 5

Фиг. / (г 15

4иг,З

Фиг.5

Составитель Л. Карцева

Техред В. Серикова

Редактор О. Стенина

Корректор А. Степанова

Типография, пр. Сапунова, 2

Заказ 755/5 Изд. № 279 Тираж 798 Подписное

НПО «Поиск» Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Стержень обмотки электрической машины Стержень обмотки электрической машины Стержень обмотки электрической машины 

 

Похожие патенты:

Вптб // 389596

Изобретение относится к синхронным электрическим двигателям

Изобретение относится к области электротехники, а именно к роторам турбогенераторов с непосредственным газовым охлаждением обмотки возбуждения 1, проводники которой 1а, 1b, 1с, 1d расположены в пазах 2 поковки 3 ротора, закрытых пазовыми клиньями 4

Изобретение относится к области электротехники, а именно к выполнению устройства или комплекта из множества устройств, каждое из которых содержит множество вытянутых вдоль продольной оси и уложенных друг на друга в стопку вдоль вертикальной оси стержней обмотки, каждый из которых содержит четыре направленных параллельно к продольной оси и попарно в направлении перпендикулярной к продольной оси и вертикальной оси поперечной оси, лежащие рядом друг с другом, а также лежащие попарно вдоль продольной оси друг за другом канала охлаждения, каждый из которых соответствующим входом входит в одну из двух расположенных примерно соосно относительно продольной оси зону выхода газа и там переходит в направленный под острым углом к вертикальной оси выходной канал

Изобретение относится к области электротехники и касается особенностей конструктивного выполнения полюса погружной электрической машины с жидкостным охлаждением, предназначенным для электрических машин, используемых, например, для электромагнитного перемешивания жидкого металла на машинах непрерывного литья заготовок

Изобретение относится к области электротехники

Изобретение относится к области электротехники и машиностроения

Изобретение относится к электротехнике и электромашиностроения и может быть использовано в высоковольтных электрических машинах, в частности в турбогенераторах с номинальным напряжением 110 кВ и выше

Изобретение относится к области электромашиностроения, а более конкретно к конструктивным элементам охлаждения обмотки ротора явнополюсной электрической машины

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в электромашиностроении в явнополюсных электрических машинах

Изобретение относится к области электротехники и электромашиностроения, в частности к особенностям конструктивного выполнения роторов электрических машин
Наверх