Электрическая машина

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ i i! 73 I 5I6

Союз Советских

Социалистических

Республик

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 09.11.77 (21) 2541780/24-07 с присоединением заявки № (23) Приоритет (43) Опубликовано 30.04.80. Бюллетень № 16 (45) Дата опубликования описания 30.04.80 (51) М. Кл з

Н 02 К 9/20

Н 02 К 9/22

Государственный комитет (53) УДК 621.313. .713 (088.8) по делам изобретений и открытий (72) Авторы изобретения

Я. Б. Тубис, В. И. Радин, И. А. Воробьева, 3. А. Капалина, М. С. Фанарь и Г. А. Савченков (71) Заявитель (54) ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА

Изобретение относится к области охлаждения электрических машин, в частности к электрическим машинам закрытого исполнения.

Известна электрическая машина, в кото- б рой для охлаждения воздуха, циркулирующего внутри машины, применяется ребристо-стержневой теплообменник, ребра ребристого теплообменника разделены перегородками, с одной стороны перегородки 10 между ребрами движется холодный воздух, нагнетаемый внешним вентилятором, а с другой — горячий воздух, подаваемый внутренним вентилятором (1).

Известна также электрическая машина, 15 содержащая теплообменник, выполненный из установленных в корпусе рядов тепловых труб с нижними концами, расположенными во внутренней полости машины, и с верхними концами, расположенными снаружи корпуса в зоне охлаждения наружным воздухом (2).

Электрическая машина с теплообменником, выполненным из тепловых труб, значительно эффективнее машины с теплообменником из ребристо-стержневых элементов.

Однако вследствие особенности работы вентилятора практически невозможно обеспечить равномерное обтекание тепловых труб наружным воздухом, что приводит к появлению застойных воздушных зон, снижению КПД тепловых труб и уменьшению эффективности теплоотвода.

Цель изобретения — повысить эксплуатационную надежность электрической машины путем интенсификации охлаждения.

Для этого в зоне охлаждения верхних концов тепловых труб установлены перегородки, соединяющие трубы с образованием последовательно соединенных расположенных между рядами труб каналов, причем перегородки имеют развитую поверхность, обеспечивающую изменение длины для компенсации тепловых нагрузок, например гофрированную.

На фиг. 1 изображена предлагаемая электрическая машина, продольный разрез; на фиг. 2 — то же, поперечный разрез А — А; на фиг. 3 — то же, вид на теплообменник сверху.

Электрическая машина состоит из пакета статора 1, обмотки 2 статора, ротора 3, станины 4, теплообменника 5 с тепловыми трубами 6, снабжснными ребрами 7, вентиляторов 8 и 9, кожуха 10, вала 11 и подшппниковых щитов 12 и 13.

Перегородка 14 отделяет зону нагрева тепловых труб, так как их нижние концы 15 расположены во внутренней полости машины от зоны конденсац1ш, так как верхние концы 16 расположены снаружи.

713516

Теплопередающие перегородки 17 между концами 16 тепловых труб выполнены с развитой теплопередающей поверхностью, например гофрированными или оребренными, и образуют лабиринт с последовательно со- 5 единенными каналами 18 для прохождения хладагента, например воздуха, нагнетаемого вентилятором 9.

Теплообменни к может быть выполнен съемным и способствует унификации за- 10 крытого и защищенного исполнения.

Лабиринтное протекание хладагента исключает теневые зоны охлаждения, обеспечивает равномерное охлаждение тепловых труб и перегородок, теплоотдача с которых I5 интенсифицирована развитой поверхностью (ребра или гофры).

Другой эффект ребер или гофров заключается в турбулизации охлаждающего потока хладагента. 20

Гофрированные перегородки повышают эксплуатационную надежность, так как могут компенсировать тепловые нагрузки, которые в случае жесткой конструкции приводят к тепловым напряжениям и нарушению теплового контакта между перегородкой и тепловой трубой, 4

Формула изобретени1

Электрическая машина, содержащая теплообменник, выполненный из установленных в корпусе рядов тепловых труб снижними концами, расположенными во внутренней полости машины, и с верхними концами, расположенными снаружи корпуса в зоне охлаждения наружным воздухом, отличающаяся тем, что, с целью повышения эксплуатационной надежности путем интенсификации охлаждения, она снабжена расположенными в зоне охлаждения верхних концов тепловых труб перегородками, соединяющими трубы с образованием последовательно соединенных расположенных между рядами труб каналов, причем перегородки имеют развитую поверхность, обеспечивающую изменение длины для компенсации тепловых нагрузок, например гофрированную поверхность.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Сб. «Охлаждение трубо- и гидрогенераторов». ЦИНТИЭП, М., 1959, с. 177 — 182.

2. Авторское свидетельство СССР

Ж 443442, Н 02 К 9/18, 1973.

713516

Фиг.4.

Составитель Л. Карцева

Техред В. Серякова

Корректор А. Степанова

Редактор О. Степина

Типография, пр. Сапунова, 2

Заказ 755/6 Изд. № 279 Тираж 798 Подписное

НПО «Поиск» Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Электрическая машина Электрическая машина Электрическая машина Электрическая машина 

 

Похожие патенты:
Наверх