Пневматическая система транспортного средства

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (11) 735283

Союз Советскмк

Социалистических

Респубттми

4 (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22)Заявлено20.06.77 (2() 2499233/23-11 (51) М. Кл.

В 01 2 50/ОО

В.Î4 ® 53/3Q с присоединением заявки ¹

Государственный комитет (23) Приоритет

Опубликовано 25,05.80. Бюллетень %19 по делам изобретений и открытий (53) УДК 66.067. . 3(088.8) Дата опубликования олисания 28.05.80 (72) Авторы изобретения

В. Г. Анопченко и A. И. Грушевсхий

Красноярский политехнический институт Министерства высшего и среднего специального образования РСФСР (71) Заявитель (54) ПНЕВМАТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА

ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА

Иэобрете ие относится .к транспортному машин ктроению и может быть ис польэовано в- установках для производ ства сжатого воздуха, компрессор хоторых имеет переменную производитель ность и работает дискретно, причем дли5 тельностт его нерабочего периода превышает длительность рабочего.

Для нормальной работы аппаратов пневмосистемы необходимо сжатый воздух отделять от паров влаги и масла.

Для этого в пневмосистемах используют масловлагоотделители и адсорбционные осушители.

Необходимость периодичесхого обслуживания и смены адсорбента для регенерации усложняет эхе плуатацию пневмосистемы.

Известен метод короткоцихловой без- нагревной адсорбции. Для удовлетвори- т тельной работы установки по этому ме- . тоду необходимо обеспечить равенство или некоторое превышение объемного расхода воздуха, подаваемого на реген 2 рацию относительно объемного расхода осушаемого воздуха, что обеспечивает равенство циклов осушки — регенарции (I).

Известна пневмосистема, содержащая компрессор, маславлагоотделитель, регу/ лятор давления, ресивер и осушитель сжатого воздуха, состоятций из емкости с адсорбентом, иэ крана с пневмоуправлениел, установленным на входе в осушитель, и из обратного клапана с дросселируюшим отверстием, установленным на выходе осушителя (21.

В загрузочные периоды работы компрессора происходят. регенерация адсорбента путем продувки слоя под сниженным давлением.

Использование известного осушителя в автомобильных пневмосистетах,:компрессор которых имеет переменную производительность и большую часть времени работает в разгрузочном ре киме (например в автомобилях ЗИП, МАЗ, КРАЗ), приводит к неэкономичному расходу осушенного воздуха на регенерацию, посхоль3 7352 ку продувка слоя производится в течение всего разгрузочного периода.

Наличие в осушенном воздухе мелко дисперсных частиц — продуктов износа адсорбента DpHB0llRT K частичной закупорке и искажению дроссельных характеристик отверстия в обратном клапане осушителя.

Цель изобретения — повышение надежности и экономичности пневмосистемы )о путем обеспечения продолжительности цикла регенерации адсорбента в зависимости от продолжительности рабочего периода компрессора.

Указанная цель достигается тем, что t5 осушитель сжатого воздуха снабжен инерционным запорным устройством дросселируюшего отверстия обратного клапана, размещенным за обратным клапаном и выполненным в виде энергоаккумулято- 20 ра с подвижным элементом, и связанного с ним запорного клапана, при этом в подвижном элементе выполнено дроссе лируюшее отверстие, а эапорный клапан размещен с возможностью перекрытия дросселирующего отверстия в обратном клапане осушителя.

На графиках: P — давление в баллоне пневмосистемы, МП; Р„„д, — верхний уровень настройки регулятора;

Р„„„,„— нижний уровень настройки регулятора; $ „— продолжительность рароб бочего периода компрессора; ярд продолжительность разгрузочного " периода компрессора; М вЂ” массовый расход воздуха, кг/с; М о,-„.— массовый раход при осушке; М Р,- — массовый расход на регенерацию; g — продолжительность цикла осушки в известном осушителе; 1 — продолжительность цикла регенерации в известном осушителе. о — продолжительность цикла осушки в предложейном осушителе; продолжительность цикла регенерации в предложенном осушителе.

Осу яитель работает следующим образом.

При переходе компрессора 1 в рабочий режим, сжатый воздух через масловлагоотделитель 2 проходит слой адсорбента в емкости 8, осушаясь от паров влаги и поступает в верхнюю часть 9.

Под действием избыточного давления обратный клапан .1 1 перемешается вместе с запорным клапаном 15 вверх, преодолевая усилие пружины 17, до совмеще, ния с отверстием 21, после чего осушенный воздух поступает в ресивер 4. Од— новременно с началом подачи,воздуха начинает перемещаться вверх мембрана 14 под действием пружины 17 по мере истечения воздуха из объема над мембраной." через шелевой дроссель (отверстие) 18, Следовательно, большему периоду воздействия пружины 17 соответствует больший уровень перемещения мембраны 14 и увеличивается степень зарядки энергоаккумулятора, т.е. обеспечивается пропорциональная зависимость между данными параметрами. При достижении в ресивере заданного давления регулятор 3 подает сжатый воздух в разгрузочное устройство

Целесообразно запорный клапан подпружинить относительно подвижного элемента и закрепить на штоке, а концы штока разместить в дросселирующих отверстиях обратного клапана и подвижного элемента энергоаккумулятора для периодической их очисткй от час гид адсор. бента.

На фиг. 1 изображен общий вид адсорбционного осушителя и схема его включения в пневмосистему гранспортного средства; на фиг. 2,3, 4 и 5 — поло- 4р жения подвижных частей осушителя в периоды осушки воздуха и регенерации осушаюшего слоя; на фиг. 6 — временная — зависимость давления воздуха в известной .пневмосистеме; на фиг. 7 и 8 — соот- 45 ветственно зависимости расхода воздуха в известном и предлагаемом осушителях.

Пневмосистема . транспортного средства содержит компрессор 1, масловлагоотделитель 2, регулятор 3 давления, "ресивер 4 и осуцштель 5 сжатого воздуха.

В нижней части 6 осушителя 5 на входе установлен кран 7 с пневмоуправлением, в центральной -части размещена ,емкость с адсорбентом 8, в верхней части 9 выполнено седло 10 обратного клапана 11 с дросссмшруюшим отверстием

12. За обратным клапаном 11 размеще83 4 но инерционное запорное устройство 13, состоящее из энергоаккумулятора с под- . вижным элементом (мембраной) 14 и запорного клапана 15. Клапан 15 закреплен на штоке 16, и под действием пружины 17 перекрывает отверстие 12.

Концы штока 16 размещены в отверстии

12 и в отверстии 18, выполненном во ви улке 19, закрепленной на мембране 14 образуют щелевые дроссели. Мембрана 14 находится под действием пружины 20.

Ресивер 4 сообщен с отверстием 21 в запорном устройстве 13.

7 35 283

Таким образом, изобретение сводит к минимуму расход воздуха на регенерацию и предотвращает повторное включение компрессора 1 при неработающих потребителях сжатого воздуха. K тому же перемещение штока 16 относительно от< верстий 12 и 18 в период регенерации адсорбента обеспечивает очистку щелевых дросс елей.

35

5 компрессора .1 и в привод крана 7, пе реводя компрессор в разгрузочный режим работы и сообщая вход осушителя с атмосферой. В известном осушителе в течение всего разгрузочного периода производится регенерация адсорбента (фиг.7), что приводит к непроизводитель ным потерям воздуха и периодическому включению компрессора даже при отключенных потребителях воздуха. В предлагаемой пневмосистеме после снижения давления в емкости осушителя обратный . клапан .11 возвращается в исходное положение, но поскольку мембрана 14 в течение рабочего периода компрессора заняла новое положение, то между обратным 11 и запорным 15 клапанами образуется зазор. Б этот период часть осушенного воздуха через шелевой дрос-, сель 12 в обратном клапане 11,слой адсорбента и кран 7 сбрасывается в атмосферу, производя регенерацию слоя.

Одновременно с процессом регенерации начинается заполнение надмембранного

25 пространства через отверстие 18, в результате чего мембрана 14 и шток ll с запорным .клапаном 15 под действием пружины 20 перемещаются вниз. Бремя заполнения зависит от характеристик эо дросселя и пружины 20 и в общем случае пропорционально времени истечения воздуха из надмембранного пространства, т.е. продолжительности цикла осушки.

Следовательно, через период времени, пропорциональный продолжительности цикла осушки, запорный клапан 15 перекроет отверстие 12 в обратном клапане 11 осушителя 5, прекращая расход осушенного воздуха на регенерацию адсор40 бента независимо от продолжительности разгрузочного периода работы компрессора (фиг.8) . Следу.ощий цикл осушки воздуха повторяется только после снижения давления в ресивере до нижнего уровня настройки регулятора 3 в результате

45 расхода воздуха потребителями. Экспериментально установлено, что при

+ с.. 2-:6 + ä осушитель эффективно работает па автомобиле, если обесso печивается условие

I ---I рег ос" где К = 1,05-: 1,25 при снижении температуры атмосферы от

0- — 40 С.

Формула изобретения

l. Пневматическая система транспортного средства, содержащая компрессор, / масловлагоотделитель, регулятор давле- ния, ресивер и осушитель сжатого возду;а, состоящий из емкости с адсорбентом, крана с пневмоуправлением, установленным на входе в осушитель, и обратного клапана с дросселнруюшим от- . верстием, установленным на выходе осушителя, отличающаяся тем, что, с целью повышения надежност и экономичности пневмосистемы путем обеспечения продолжительности цикла регенерации адсорбента в зависимости от продолжительности рабочего периода компрессора, осушитель сжатого воздуха снабжен инерционным запорным устройством дросселируюшего отверстия обратного клапана, размещенным за последним и вьп|олненным в виде энергоаккумулятора с подвижным элементом и связанного с ним запорного клапана, при этом в подвижном элементе выполнено дросселируюшее отверстие, а запорный клапан размещен с воэможностью перекрытия дросселируюшего отверстия в обратном клапане осушителя.

2. Система по п.. 1, о т л и ч а юш а я с я тем, что эапорный клапан подпружинен относительно подвижного элемента и закреплен на щтоке, зафи этом концы штока размещены в дросселирующих отверстиях. обратного клапана и подвижного элемента энергоаккумулятора.

Источйики информации, принятые во внимание при экспертизе

1: Линевский И. Н. Безнагревные установки для осушки сжатого воздуха.

N., ЦНИИТЭнефтехим", 1969, с. 6-11.

2. Патент США Мо 3472000, кл. 55-163, 1969.

Составитель В. Чернов

Редактор 3. Шубенко Техред H. Бабурка «рРеКТОР М Шароши

Заказ 2241/1 Тираж 809 Подписное

ЦНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва., Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП Патент, г. Ужгород, ул. Проектнан, 4

Пневматическая система транспортного средства Пневматическая система транспортного средства Пневматическая система транспортного средства Пневматическая система транспортного средства Пневматическая система транспортного средства Пневматическая система транспортного средства 

 

Похожие патенты:
Наверх