Вентильный электродвигатель

 

В.М. Пожидаев, В.В, Омельченко, P.Н. Ковалев, В.A. Прозоров, В.В. Путников и В.Б. Уваров (72) Авторы изобретения (71) Заявитель (54) BEHTHJIbHbIA ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ

Известен вентильный электродвигатель, содержащий синхронную электри- 5 ческую машину с якорем, имеющим обмотку с 7п секциями, секции каждой из и пар которой подключены к источнику постоянного тока в противофазе, а пары секций — с фазовым сдвигом lO между собой в (180/n) - .(1) и (2) .

Недостатком этого электродвигателя является большая амплитуда пульсаций электромагнитного момента вентильного двигателя, так как число )5 секций в обмотке якоря электрической машины таких двигателей обычно мало (чаще всего 4) . Пульсации момента приводят к неравномерности вращения ротора, т.е. — к колебаниям скорости, 2() особенно значительным при малой инерционности нагрузки.

Наиболее близок к предлагаемому

1 по технической сущности,и достигаемому результату вентильный электро- 25 двигатель, содержащий ротор, статор, обмотка якоря которого, подсоединенная через коммутатор к источнику постоянного тока, состоит из п пар секций, причем секции в каждой паре 30

Изобретение относится к электро,технике.

2, сдвинуты относительно друг друга на

I180 а пары — относительно друг друга на (180/n), и дополнительный ис- точник, имеющий и элементов (обмоток) с переменной ЭДС, частота которой в ,2 раза больше частоты коммутации тока в-каждой секции двигателя, элементы дополнительного источника по отдельности включены последовательно с парами секций так, что амплитуда

ЭДС элемента находится в противофазе с амплитудой ЭДС секций,, находящейся, под напряжением источника постоянного тока (2) .

Однако и у него компенсация пульсаций вращающего момента осуществляется не во всех режимах работы, в частности.в режимах, близких к режи> му холостого хода и режимах, близких . короткому замыканию.

Цель изобретения — снижение пульсаций вращающегося момента.

Поставленная цель достигается тем, что двигатель снабжен дополнитель: но измерителем скорости вращения и регулятором величины ЭДС дополнительного источника, причем вход регуля- . тора соединен с выходом, датчика ско1 ости вращения, а сам регулятор выолнен в виде преобразователя элект738060 рического сигнала, пропорционального, скорости вращения, в электрический сигнал, обратно пропорциональный скорости.

На фиг. 1 изображена схема устройства; на фиг. 2-11 — кривые, поясняющие его работу.

Устройство содержит пары 1,2 и

3 ° 4 секций якорной обмотки синхронной машины, транзисторы 5-8,подключающие секции к источнику питания, источники 9, 10 дополнительных ЭДС удвоенной частоты, регулятор 11, измеритель 12 среднего значения скорости, источник 13 постоянного тока

Вентильный электродвигатель работает следующим образом.

Секции в парах 1, 2 и 3, 4 подключаются к источнику постоянного тока

13 в противофазе, т.е. если одна из секций каждой пары подключена к источнику, то другая секция пары отключена от него и наоборот. В свою очередь подключение к источнику 13 секций разных пар осуществляется со сдвигом в 90 . 1 оследовательно с парой секций 1, 2 введен дополнительный источник 9, а с парой секций 3, 4 — источник 10.

При работе электродвигателя, ро- . тором электрической машины которого является постоянный магнит, в секциях индуктируется переменная ЭДС, частота которой определяется частотой вращения ротора. Форма этой ЭДС может быть синусоидальной или треугольной. Форма дополнительной ЭДС удвоенной частОты, вводимой в цепи обмотки электрической машины, также .может быть синусоидальной или треугольной.

Для оценки влияния дополнительной

ЭДС удвоенной частоты на свойства двигателя пользуются аналитическими выражениями для его электромагнитного момента при отсутствии и при наличии укаэанной ЭДС.

Пример 1. ЭДС удвоенной частоты отсутствует.

Мгновенное значение электромагнит ного момента m электродвигателя выражают отношением

m = )) - г

P (1) где Р „ - мгновенное значение электромагнитной:мощности, и — среднее значение угловой скорости ротора.

Пусть в рассматриваемый момент времени ток протекает по секциям 1 и 3, тогда (2) где е1,е — ЭДС секции 1 и 3, причем е - Е з1л. ; еэ= Е cosa (3)

1 (Ь - токи секции 1 и 3, причем (4)

r ь г

Ее — амплитудное значение ЭдС секций; . I

-соцротивление цепи секцийу

А — текущее значение угла между вектором ЭДС статора и вектором поля ро.тора; ч — напряжение источника постоянного тока.

Здесь и далее индуктивностью секций обмотки якоря машины пренебрегают.

С учетом выражений (3) и (4) 10 Р =Е sins + юм с r

v — Šcosa

+ Ессоз-4г

Опуская промежуточные преобразова15 ния, получают

Р = — (min<+ mbs

r с

Так как Е = С, где С вЂ” постоянный коэффициейт, зависящий от конструктивных параметров электрической маши- ны, то выражение (5) имеет вид

Сея

Е = c ° м) -3))с (sind+ соз("-) и<.

25 где ) = — — значение тока секции

))с r при пуске двигателя., Известно (1), что среднее значение пускового момента четырехсекционного двигателя с параллельным включением секций равно

=л- cy nc

Тогда выражение для мгновенного значения электромагнитного момента в

З5 относительных единицах имеет вид

m Р, М „„ш М„ гЦ) — — (sinА.-)- cosA. — со (7) где ю= — — относительное значение

Щю средней скорости; йэ„= — — — скорость идеального

СО 4 холостого хода (1) .

На фиг. 2 для различных значениЯ, скорости up (Oy 0,4р О,бр 0,8) приведены кривые зависимости m = f (d), период изменения которой составляет 90

Видно, что при любой средней скорости амплитуда .пульсации электромагнитног(;) момента очень велика и состав)ляет 9,325 М„ „ причем с ростом скорости относительное значение пульсаций момента возрастает. Естественно, что такие пульсации момента обуслов55 ливают значительную неравномерность вращения ротора двигателя.

Пример 2. ЭДС удвоенной час тоты введена в схему. 0

ЭДС источников 9 и 10 обозначена соотв етств енно

es = К "Е,соз 2 4, е„о= -К Ессоз 2<„ где К вЂ”, коэффициент, йоказыв ающий какую часть от амплитуды ЭДС секции составляет амплитуда

65 ЭДС удвоенной частоты.

738060

Пользуясь выражениями (1), (2) с учетом того, что теперь токи

v — Е sins -K Е cos 2л.

r с

v — Е сон . К Е сов 2г

3 т находят выражение для мгновенного

I значения электромагнитного момента

I двигателя

m = — (s1Ы+ сosd)

Л (1 — К cos 2 (соз,л,— sink.) ) (8)

На фиг. 3-5 представлены кривые зависимости m = f(А), построенные по выражению (8) для различных значений скорости и и различных значе:ний К: К = 0,45 (фиг. 3), К 0,5 (фиг. 4), К = 0,55 (фиг. 5) .

Анализ укаэанных завнсимостей показывает, что введение в цепь пита- 2() ,ния двигателя добавочной ЭДС удвоенI ,ной частоты существенно снижает пуль- . сации электромагнитного момента и повышает равномерность вращения ротора; каждому значению коэффициента К соответствует определенное значение скорости, при которой указанные пульсации минимальны.

На фиг. 9 представлена кривая, по,казывающая, как должен корректиро ваться коэффициент. К, чтобы при из- З0 менении средней скорости (Q) пульсации мгновенного значения момента оставались минимальными (для данного случая — в пределах 5-6Ъ от среднего значения момента). 35

Пульсаций электромагнитного момента вентильного электродвигателя, ЭДС секций которого имеет синусоидальную

Форму, снижаются еще в большей сте пени, если ЭдС удвоенной частоты име- 4О ет треугольную форму.

Для этого случая выражение мгновенного значения электромагнитного момента двигателя имеет вид ш = — (sin<+ созА) -К со(, + sin2<) (9) 45 ш =я- к

На фиг. 6, 7, 8 изображены семейства кривых зависимости m = f(<), построенные по выражению (9) для разных значений скорости о и разных зна- о чений К, а именно для К 0,45(фиг.6), К = 0,5 (фиг. 7), К " 0,55 (фиг. 8) .

Анализ этих кривых, а также обработка вычислений, произведенных с по-. мощью ЭВМ, показывают, что при опре- 55 деленных средних скоростях (со) пульсации электромагнитного момента не превышают 2Ъ.

Из зависимости, приведенной на фиг. 9 вытекает вывод, что для обес- 6Î печения минимума пульсаций электромагнитного момента (a следовательно, и пульсаций скорости) при изменении рреднего значения скорости, вызванном, например изменением нагрузки, 65

1 еобходимо соответственно изменять реличину К. При реализации устройст

-ва эту Функцию выполняет регулятор

11, в оздействующий на амплитуду ЭДС источников 9 и 10 по сигналу измерителя 12 среднего значения скорости.

Если ЭДС секций обмотки якоря электродвигателя имеют треугольную

Форму, то выражение для электромагнитного момента имеет вид — (8, з

Я. лПульсации Электромагнитного момента (фиг. 10) воздействуют с увеличением скорости (при со = 0 пульсации отсутствуют) °

При введении в цепь питания обмотки двигателя дополнительной ЭДС тдвоенной частоты и треугольной фориы (К = 0,5) выражение для электромагнитного момента приобретает вид

Я-

2 1. т.е. пульсации момента полностью от- . сутствуют при любом значении скорости (фиг, 11) .

Таким образом введение в цепи питания вентильного электродвигателя

ЭДС удвоенной частоты по отнбшению к частоте ЭДС, индуктируемой в обмот ке якоря, существенно снижает пульсации электромагнитного момента, а следовательно, повышает равномер ность вращения ротора.

Источником ЭДС удвоенной частоты может быть, например, синхронный генератор, выполненный в одном корпусе с вентильным электродвигателем или сидящий на валу, последнего. Соединение валов двигателя и генератора должно обеспечивать требуемый фазовый сдвиг ЭДС основной и удвоенной частот. Применение синхронного генератора дает возможность осуществить требуемое регулирование величины ЭДС удвоенной частоты, обеспечивающее минимальные пульсации электромагнит- ного момента при различных значениях скорости.

Формула изобретения

1. Вентильный электродвигатель, содержащий ротор, статор, обмотка якоря которого подсоединенная через коммутатор к зажимам для подключения к источнику постоянного тока, состоит из и пар секций, причем секции в каждой паре сдвинуты относительно друг друга на 180 а пары — относительно о друг друга на (180/n) и дополнительный источник, имеющий и элементов с переменной ЭДС, частота которой в два раза больше частоты комму" тации тока в каждой секции двигателя, а элементы дополнительного источника по отдельности включены последовательно с парами секций обмотки якоря, 7

738060

05 отличающийся тем, что, с целью сйижения пульсаций вращающего момента, двигатель снабжен дополнительно измерителем скорости вращения и регулятором величины ЭДС дополнительного источника, причем вход регулятора соединен с выходом датчика скорости вращения.

2. Электродвигатель по и. 1, о т л и ч а ю щ и й с я тем, что регулятор выполнен в виде преобразовате-. ля электрического сигнала, пропорцио нального скорости вращения, в электрический сигнал, обратно пропорциональный скорости, Ист оч ник и инф ормаци и, принятые во внимание при экспертизе

1 . Овчинников И. Е., Лебедев Н. И.

Бесконтактные двигатели постоянного тока автоматических устройств, Наука, 1966, с. 18-22.

2, Авторское свидетельство СССР

9 550734, кл. Н 02 К 29/02, 1975..Заказ 2573/9

Тираж 783 Подписное

ЦНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

ll3035q Москва, 3-35, Раушская наб., д. 4/5

Фйлиал И

ПП Патент, г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Редактор Л. Вес

Составитель A. Санталов еповск ая Техред Ж. Кастелевич корректор. В, Син цка,

Вентильный электродвигатель Вентильный электродвигатель Вентильный электродвигатель Вентильный электродвигатель Вентильный электродвигатель Вентильный электродвигатель Вентильный электродвигатель Вентильный электродвигатель 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к вращающимся электрическим машинам и может быть использовано в вентильных электродвигателях с постоянными магнитами на роторе

Изобретение относится к области электротехники, а именно к формированию обмотки многорядовой катушки каркасного или бескаркасного типа, преимущественно для статоров вентильных двигателей

Изобретение относится к электротехнике, а именно к бесконтактным электрическим машинам, и может быть использовано в качестве электродвигателя для приведения в движение технологических рабочих машин и транспортных установок, работающих с изменяющимися значениями нагрузок и скоростей движения, а также в качестве генератора, работающего в окружающих средах с высокой влажностью, запыленностью, с содержанием химически агрессивных веществ

Изобретение относится к области электротехники и касается особенностей конструктивного выполнения электрических машин с возбуждением от постоянного магнита

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано в автономных системах электрооборудования в качестве источника переменного или постоянного тока (вентильные генераторы постоянного или переменного тока) или в качестве электромеханической части бесконтактного двигателя постоянного или переменного тока

Изобретение относится к области электротехники и касается устройств для изготовления катушек обмотки возбуждения электрических машин, в частности бескаркасных полюсных катушек статоров вентильных двигателей

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано в системе электропривода

Изобретение относится к электротехнике, в частности к электромагнитным двигателям, используемым в различных отраслях науки и техники

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано в вентильных электрических машинах с индукторами на базе постоянных магнитов и магниточувствительными датчиками положения ротора, срабатывающими от поля магнитов индуктора

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано в электроприводе, на транспорте, в энергетике
Наверх