Устройство для контроля изменения скорости движения транспортного средства

Авторы патента:

B60K31B60Q9 -

 

Союз Советских

Социалистических

Республик

<1ц 740546

Ч

Ф (6I ) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 21.06.76 (21) Государстееииый комитет с присоединением заявки №

В 60 К 31/00

В 60 6(9/00//

С, 01 Р 3/а6 (23) Приоритет до делам изаоретеиий и открытий

0публиковано15.06.80.

Дата опубликования описания 17 06 80 (72) Автор изобретения

Д. Г. Поляк центральный ордена Трудового Красного Знамени научноисследовательский автомобильный и автомоторный институт (71) Заявитель (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ КОНТРОЛЯ ИЗМЕНЕНИЯ

СКОРОСТИ ДВИЖЕНИЯ ТРАНСПОРТНОГО

С РЕДСТ HA

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано в системах автоматического управпе ния коробками передач, преимущественно автомобилей и автобусов, в автоблокировочцых устройствах тормозных систем, а также других системах автоматики транспортных средств, в состав которых входят электрические датчики скорости их движения.

I0

Известно устройство дпя контроля изменения скорости, содержащее трансформа тор, первичная обмотка которого подкпюче на к выходу датчика скорости, а вторичная обмотка подсоединена к регистрируто-, щему элементу P).

Ор.нако возможны ложное срабатьпиние устройства при резких изменением скорости, вращение вала датчика скорости, например при.пробуксовке ипи блокировании колес, Если датчик скорости отказывает в работе, что вызывает сравнительно медленное изменение его напряжения, то устройство

2376377/27 -11 (51) М. Кд.

Бюллетень № 22 (53) УЙК629,113.

598 4(088,8) 2 может не сработать. Кроме того, недостач ком известного устройства является зависимость его срабатывания от температуры, обусловленная изменением характеристик полупроводниковых элементов устройства прн изменении температуры.

Наиболее близким техническтп;т решением к изобретенщо является устройство дпя контроля изменения скорости движения транс» портного средства, содержащее связанный с колесом транспортного средства датчик скорости, к выходу которого подключены последовательно соединенные разделительньиве диод и конденсатор и параллельно им резистор, блок сравнений, включающий в себя транзистор и регистрирующий элемент

И

Это устройство имеет сложную конструкцщо, так как блок сравнения реализован на транзисторах, включенных по схеме дифференциального усилителя, поэтому необходима специальная настройка блока для обес печения балансировки дифференпиального усилителя.

3 7 405

1-!едостатком устройства является также возможность нарушения его нормальной работы при изменении в широких пределах температуры окружающей среды или временного изменения элементов, схемы, для устранения которого необходимо введение в схему дополнительных элементов, что также приводит к усложнению устройства, Цель изобретения — упрощение устройства.

Поставленная цель достигается тем, что разделительный диод предлагаемого устройство подключен параллельно переходу база-эмиттер транзистора блока сравнения, а регистрирующий элемент включен в коллекторную цепь упомянутого транзиотора, На фиг. 1 представлена принципиальная схема предлагаемого устройства; на фиг.2 « показан характер изменения фазового на-. 20 пряжения датчика скорости; на фиг. З вЂ” напряжения на выходе выпрямителя и на конденсаторе.

Устройство содержит датчик 1 скорос ти, выполненный, например в виде трех25 фазного тахометрического генератора с обмотками 2, подключенного к выпрямителю

3, собранному на диодах 3. 1-3.6 по трехфазной мостовой схеме.

К клеммам 4 и 5 выхода выпрямителя через разделительный диод 6 подключен конденсатор 7. Параллельно разделительному диоду 6 подключен переход эмиттербаза транзистора 8. База транзистора 8

35 подключена к клемме 5 выпрямителя и резистору 9, который другим концом подключен к клемме 4 выпрямителя.

Между эйиттером и базой транзистора

8 включен резистор 10.

Коллектор транзистора 8 соединен с

40 управляющим электродом тиристора 11, включенного на входе регистрирующего элемента 12. анод тиристора 11 подсоединен к ис45 точнику 13 питания, а катод - к элементу 12.

При нормальной работе датчика 1 скорости к выпрямителю подводится напряжение трехфазного тока U (фиг. 2). Получаемое выпрямленное напряжение О (фиг.3)

50 имеет очень небольшие пульсации, благодаря чему мгновенные значения напряжения между клеммами 4 и 5 выпрямителя в течение всего времени выше напряжения

55 1 с на конденсаторе 7, поскольку в раз делительном диоде 6 происходит падение напряжения порядка 0,6-0,8 В. Соответст ,венно к эмиттеру транзистора 8 подводится напряжение, меньшее, чем к его базе, что обеспечивает закрытие транзистора 8. В случае изменения .скорости движения происходит одновременное изменение напряжения на эмиттере и базе транзистора 8. При этом напряжение на базе больше, чем напряжение на эмиттере, что об опечивает закрытое состояние транзистора 8 и исключает ложное срабатывание зашиты.

При отказе в работе датчика 1 скорости при обрыве в моментободной из его фаэ на выходе выпрямителя появляется напряжение со значительными пульсациями в то время, как напряжение на конденсаторе 7 изменяется не столь резко, т.е. конденсатор является сглаживающим фильтром. Вследствие этого в течение части периода изменения напряжения на выходе выпрямителя напряжение на эмиттере транзистора 8 окажется больпшм,чем напряжение на его базе, что обеспечивает открытие транзистора 8. Эта часть периода обозначена индексом1, о,„ При этом происходит включение тиристора ll, вызываюшее срабатывание элемента 12.

Так как открытие транзистора 8 происходит в течение первого периода изменения напряжения на выходе выпрямителя, то предлагаемое устройство имеет высокое быстродействие. Благодаря этому для надежного действия нужен конденсатор 7 небольшой емкости. Чем меньше емкость данного конденсатора, тем меньше запазды.вание изменения напряжения на нем по отношению к изменению напряжения на выходе выпрямителя. Поэтому при нормальной работе датчика 1 скорости при быстрых изменениях частоты его вращения не может возникнуть большой разницы напряжений на выходе выпрямителя и конденсатора, что исключает ложное срабатывание.

При изменении температуры окружающей среды происходит изменение величины падения напряжения в диоде 6 и переходе эмиттер-база транзистора 8. В диапазоне

О температур окружающей среды от -40 С до +70 C это изменение не превышает

0,2-0,25 В, что практически не влияет на работу устройства, поскольку при нормальной работе датчика скорости напряжение на эмиттере транзистора 8 при самой высокой температуре окружающей среды. выше напряжения на его базе. Всли происходит отказ датчика скорости, то при ,этом разница напряжений между эмиттером и базой транзистора 8 исчисляется вольта5 740, ми, что при всех условиях обеспечивает надежное срабатывание устройства.

Таким образом, использование предлагаемого устройства, например, в схемах защиты системы автоматического управле- 5 ния коробкой передач, обеспечивает четкое срабатывание блока отключения передач при неисправностях датчика скорости. Тем самым предотвращается авария транспорт ного средства, которая могла бы произой- to ти при больших скоростях его движения.

Исключено ложное срабатывание устройся ва при резких изменениях скорости транопортного средства, а также исключена зависимость его срабатывания от температу-15 ры окружающей среды.

Формула изобретения устройство для контроля изменения сквера рости движения транспортного средства, 546 6 содержащее связанный с колесом транс,. портного средства датчик скорости, к выходу которого подключены соединенные последовательно разделительный диод и конденсатор и параллельно им резистор, блок сравнения, включающий в себя транзистор и регистрирующий элемент, о т л и ч аю щ е е с я тем, что, с целью упрощения, разделительный диод подключен па раллельно переходу база-эмиттер транзпотора блока сравнения, а регистрирующий элемент включен в коллекторную цепь упомянутого транзистора.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе .

1. Авторское свидетельство СССР № 564981, кл. 8 05 G 13/02, 04.01.71.

2. Патент СССР ¹ 566513, кл, В 60 Т 8/08, 13.06.71 (прототип).

740546

Составитель Л. Цобан

Редактор М. Харитонова Техред Я. Бирчак Корректор Н. Григорук

Заказ 3114/18 Ч ираж 763 Подписное

БНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35„Раушская наб., д. 4у5

Филиал ППП "Патент", r. Ужгород, ул. Проектнаи, 4

Устройство для контроля изменения скорости движения транспортного средства Устройство для контроля изменения скорости движения транспортного средства Устройство для контроля изменения скорости движения транспортного средства Устройство для контроля изменения скорости движения транспортного средства 

 

Похожие патенты:
Наверх