Компенсационная муфта

 

ке.О П И С А -" Я- -"Р

ИЗОБРЕТЕН Ия

; 14о994

Союз Советских

Социалистических

Республик

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. cBNfl-ву (22) Заявлено 18.04.78 (21) 2603922/25-27 (51)М. Кл. с присоединением заявки ¹

F 16 I) 3/74

Государственный комитет (23) Приоритет (Ç) ЙК 621.825, .8(088.8) Опубликовано 15.06.80. бюллетень № 22 но делам изобретений н открытий

Дата опубликования описания 15.06.80 (72) Авторы изобретения

В. А Дьяченко, В. В. Михайлов, А. С. Климук и А. И. Стефанович

Институт проблем надежности и долговечности машин

АН Белорусской CCP (71) Заявитель (54) КОМПЕНСАЦИОННАЯ МУФТА

Изобретение относится к машиностроению.

Известна упругая муфта, содержащая две полумуфты, соединенные с валами при помощи винтовых шлицев, и упругий элемент, расположенный между полумуфтами

11).

Однако у этой муфты низкая компенсир гющая способность.

Наиболее близкой к предлагаемой по технической сущности является компенсационная муфта,.содержащая две полумуфты, соединенные.между собой пакетами гофрированных металлических полос (2).

Недостаток этой муфты заключается в большой тангенциальной жесткости и низкой демпфирующей способности.

Пель изобретения — уменьшение тангенциальной жесткости и повышение демпфирующей способности.

Это достигается тем, чт"о в предлагаемой конструкции одна из полумуфт муфты соединена с валом при помощи винтовых шлицев и имеет воэможность осе вых перемещений.

Между каждыми из двух соседних полос расположен слой эластомера, На фиг. 1 представлена конструкция описываемой муфты на фиг. 2 — вид по

1 стрелке А на фиг, 1; на фиг. 3 — схема сил, действующих в шлицевом соединении, на фиг. 4 — муфта с кулачками, на ф|тг. фиг. 5 — вид по стрелке Б на фиг. 4.

Компенсационная муфта состоит из двух полумуфт 1 и 2, в пазах которых радиально расположены пакеты упругих гофрированных металлических полос 3, крепящихся Н8 полумуфтах болтами 4.

Полумуфта 1 соединяется с соответствующим валом 5 винтовыми шлицами.

Пространство между металлическими пластинами пакета 3 заполняется эластомером 6 для улучшения демпфирования.

Работает муфта следующим образом, Внерабочем,положении полумуфта 1 торцовой поверхностью соприкасается с полумуфтой 2. При передаче расчетного

740994

2И (3

Рш т cosy

P =Pcos pp и

cosP где F

Т (2) 35

3 крутящего момента полумуфта 1 путем осевого перемещения из указанного положения устанавливается таким образом, что что на нее действуют осевая сила от передаваемого крутящего момента с одной стороны и сумма осевой составляющей сисилы трения и сила упругости пластинс другой . Пакет гофрированных металлических полос 3 устанавливается изогнутым своей нижней частью в сторону полу- 10 муфты 2 дпя компенсации износа в шлицевом соединении.

В момент перегрузок за счет увеличения осевой составляющей усилия на шлицах полумуфта 1 смешается в осе 15 вом направлении от полумуфты 2, изгибая пакет металлических пластин 3, Недогруженность муфты моментом компенсируется движением полумуфты 1 в сторону полумуфты 2. Демпфирование в муф- 20 ту будет осуществляться за счет наличия сил трения в шлицевом соединении и между полосами пакета 3. Помимо наклонных шлицев могут применяться направленные в противоположные стороны своими кли- 25 новыми поверхностями кулачки 7, изготовляемые на торцовых поверхностях полумуфт. Расположение кулачков поясняется схемой (фиг. 4 и 5).

Смешение полумуфты 1 в осевом направлении происходит за счет колебания значений крутящего момента, стабилизация которого осуществляется демпфированчем в пакетах полос и шлицевом со-. единении.

Предлагаемая муфта может работать в качестве индикатора передаваемого крутящего момента. Для этого между валом

5 и подвижной полумуфтой 1 следует устаустановить датчик линейных перемещений, 40 шкала которого проградуирована в соответствии с величиной передаваемого момента.

При выборе угла наклона шлицев исходят из того, что угол должен быть та- 45 ким, чтобы при передаче номинального момента осевое усилие, действующее на полумуфту 1, было равно сумме осевой составляющей силы трения в шлицевом соединении и усилия изгиба пакетов 50 полос

Условные обозначения на схеме (фиг. 3):

P — окружное усилие в шлицевом соединении;

М вЂ” номинальная составляющая усилия, Рос — осевое усилие, — сила трения в шлицах, ф

P — сила трения, приведенная к оси

Ba JIB, )Ъ вЂ” угол наклона шлицев, Ц„ — сила упругости пакета полос.

Исходя иэ вышеизложенного ос Рш + пр. (1)

С другой стороны, гду,Π— номинальный момент; передаваемый муфтой — средний диаметр шлицевого вал;.

Из механики известно:

Д - коэффициент трения, считая, что сила трения подчиняется закону КулонаАмонтона.

Тогда, если учесть, что:

Р = Pfgg, (3) то, подставляя в уравнение (1), уравнения (2), (3), получим;

ping p = p co@ (,о Исп (4) Но известно:

- величина осевого перемещения полу муфты 1, С вЂ” упругость одного паке а полос, И вЂ” количество пакетов пластин.

После преобразования уравнения (4) получаем: = о с ь "- - - -"— (C ll- А + @ 1 (2М 2М

Таким образом, при такой величине угла наклона шлицев устройство обеспечивается нормальная работа муфты, а следовательно, и всего узла или механизма в целом.

Форму ла изобретения

1. Компенсационная муфта, содержащая две полумуфты, соединенные между собой пакетами гофрированных металлических полос, отличающаяся тем, что, с целью уменьшения тангенциальной жесткости и повышения демпфирующей способности, одна из полумуфт соединена с валом при помощи винтовых шлицев с возможностью осевого перемещения.

2. Компенсационная муфта по п. 1, отличающаяся тем, что меж-. ду каждыми иэ двух соседних полос пакета расположен слой эластомера.

Источники информации, принятые во внимание при акспертизе

740994

1. Авторское свидет льство СССР

% 89709, кл. F 16 33 3/10, 1947.

2. Авторское свидетельство СССР

М 507717, кл, F 16 D 3/74, 1976

5 (прототип} е

7" 1994

N Р

Ч иг.5

Составитель Ю. Абалтусов

Редактор Г. Нечаева Техред И. Асталощ Корректор С. Шомак

Заказ 3180/38 Тираж 1095 Подписное

0НИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП "Патент, г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Компенсационная муфта Компенсационная муфта Компенсационная муфта Компенсационная муфта 

 

Похожие патенты:

Муфта // 685859

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к устройствам для передачи крутящих моментов

Изобретение относится к машиностроению, в частности к устройствам для передачи вращения

Изобретение относится к конструкциям машин и может быть использовано в различных устройствах в качестве вала привода различных исполнительных механизмов

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к устройствам для передачи вращения;, и может быть использовано для соединения несоосно расположенных валов, например, между двигателем и насосом для увеличения надежности в работе

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для снижения уровня шума различных трансмиссий, в частности при соединении валов

Изобретение относится к машиностроению, а именно к упругим резинокордным элементам высокоэластичных муфт и других аналогичных устройств

Изобретение относится к машиностроению, а именно к резинокордным оболочкам для высокоэластичных муфт и других аналогичных устройств, и может быть использовано во всех отраслях промышленности для передачи крутящего момента в условиях повышенных перекосов и смещений осей соединяемых валов машин и механизмов

Изобретение относится к машиностроению, а именно к производству упругих резинокордных элементов высокоэластичных муфт и других аналогичных устройств, и может быть использовано во всех отраслях промышленности для производства плоских резинокордных элементов из заготовок, имеющих цилиндрическую форму

Изобретение относится к машиностроению, а именно к соединительным муфтам для передачи вращения в различных приводах

Изобретение относится к машиностроению, в частности к муфтам с упругим кольцевым элементом
Наверх