Датчик системы защиты турбомашины от осевого сдвига ротора
Союз Соаетскнх
Соцналнстнческнх
Республик
< >742611
Оп ИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) ЗаЯвлено 06.1278 (21) 2692091/24-06 (я)М. Кл.2 с присоединением заявки ¹
F 01 D 21/06
Государственный комитет
СССР по делам изобретений и открытий (23) Приоритет
Опубликовано 25.06,80. Бюллетень ¹23
Дата опубликования описания 2506.80 (72) Авторы изобретения
A. Е. Репников и И. Я.Камышев
Челябинский металлургический завод (71) Заявитель (54 ) ДАТЧИК СИСТЕМЫ ЗАЩИТЫ ТУРБОМАШИНЫ
OT ОСЕВОГО СДВИГА РОТОРА
Укаэанный датчик является ближайшим к предлагаемому по технической сущности и дос ти г аемому результату.
Недостатком этого датчика является невысокая надежность иэ-эа повышенного износа, возникающего иэ-за механического контакта сердечника с ротором.
Цель изобретения — повысить надежность датчика путем уменьшения износа, Для этого кинематическая связь сердечника с ротором выполнена в виде цвух постоянных магнитов, обращенных цруг к другу одноименными полюсами, причем один из магнитов закреплен на горце ротора, а другой — на торце серцечника °
На чертеже приведена схема предлагаемого датчика.
Датчик содержит измеритель 1 осевого перемещения с магнитопроводом в виде коаксиальных цилиндров 2 и 3, соединенных по торцам магнитопроводящими фланцами 4 и 5, кольцевыми обмотками 6 и 7, разделенными экраном 8 и подключенными к исполнительному блоку (на чертеже не показан), и подвижным сердечником 9, нагруженным пружиной
10. Регулируеьыми стойками 11 измеритель 1 прикреплен к корпусу 12 тур30
Изобретение относится к средствам автоматизации турбомашин и может быть ис поль з о вано в с ис темах э ащиты от осевого сдвига ротора.
Известны датчики осевого перемещения, содержащие измеритель с магнитопроводом, обмотками и подпружиненным подвижным сердечником, кинематически связанным с контролируемой деталью (1). Обмотки соединены по дифференциально-трансформаторной схеме и вырабатывают сигнал при изменении положения сердечника.
Укаэанные датчики не предназначены15 для контроля осевого положения вращающихся деталей и потому не могут ис.пользоваться в системах защиты турбомашин от осевого сдвига ротора.
Известен также датчик системы защитыы турбомашины от осевого сдвига ротора, содержащий измеритель осевого перемещения с магнитопроводом, обмотками и подпружиненным подвижным 25 сердечником, кинематически связанным с ротором (2) . В этом датчике кинема тическая .связь сердечника с ротором выполнена в виде шарика, опертого на торец ротора. (53) УДК 621 165 -759 (088. 8) 742611
Формула иэ обретен ия
ЗО
ЦНИИПИ Заказ 3430/31 Тираж 583 Подписное
Филиал ППП Патент, r. Ужгород, ул. Проектная, 4 бины, где расположен ротор 13. На оси вращения ротора 13 размещены постоянные мат ниты 14 и 15, обращенные друг к другу одноименными полюсами.
С помощью держателей lб и 17 магниты
Закреплены соответственно на торце ротора 13 и на торце сердечника 9.
5 работает датчик следующим образом.
При осевом перемещении вращающегося ротора турбомашины, например, в правую сторону происходит смещение постоянного магнита 14 вправо. Магнитное поле отталкивает магнит 15 и жестко связанный с ним сердечник 9 вправо и сжимает дополнительно пружину 10.
При осевом перемещении вращающегося ротора в левую сторону происходит смещение постоянного магнита
14 влево. Силы отталкивания между магнитами 14 и 15 уменьшаются, и пружина 10, разжимаясь, перемещает магнит 15 и жестко связанный с ним сердечник 9 влево.
Смещение сердечника 9 от среднего положения вызывает нарушение равенства индуктивных сопротивлений обмоток б и 7 и появление тока в измерительной цепи.
Так как магнитное сопротивление активных участков магнитопровода велико и равномерно по длине участков,зависимость между величиной тока и величиной перемещения якоря линейна на достаточно большой длине хода.
В момент достижения ротором rtpeдельного осевого перемещения исполнительный блок получает соответствующий сигнал и приводит в действие систему защиты турбомашины.
Эффективность данного датчика заключается в простоте конструкции механизма передачи перемещения сердечнику от вращающегося ротора турбомашины, в отсутствии изнашивающихся частей и обеспечении надежности и высокой степени точности измерения перемещений.
Датчик системы защиты турбомашины от осевого сдвига ротора, содержащий измеритель осевого перемещения с магнитопроводом, обмотками и подпружиненным подвижным сердечником, кинематически связанным с ротором, отличающий с я тем, что, с целью повышения надежности путем уменьшения износа, кинематическая связь сердечника с ротором выполнена в виде двух постоянных магнитов, обращенных друг к другу одноименными полюсами, причем один из магнитов закреплен на торце ротора, а другой на торце сердечника.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Патент Швейцарии 9594874, кл. G 01 В 7/00, опублик. январь 1978.
2. Авторское свидетельство СССР
9348871, кл, F 01 D 21/06, 1971.