Муфта

 

Союз Советскмх

Социапнстических

Республик

О П И С А Н И Е 1,742644

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (6l ) Донолннтельное к авт. свил-ву (51)М. Кл. (22) Заявлено 06.03.78 (21) 2588019/25-27 с присоединением заявки .% (23) Приоритет

F 16 0 9/00

Государственный комитет по делам изобретений и открытий

Опубликовано 25.06.80. Бюллетень Р 23

Дата опубликования описания 25.06.80 (5З ) УЙ К 621.825. .5 (088.8) (72) Авторы изобретения

В. И. Васильев и Ю. А. Убранцев (7I) Заявитель (54) МУФТА

Изобретение относится к машиностроению, в частности, к устройствам для передачи вращения.

Известна муфта, содержащая две концентрично расположенные полумуфты, взаимодействующие через легкоплавкий металл (1).

Однако такая муфта имеет низкую надежность в работе.

Наиболее близким к изобретению по технической сущности и достигаемому результату является муфта, содержащая две концентрично расположенные ведущую и ведомую полумуфты, размещенный в зазоре между ними слой легкоплавкого сплава, а также нагрева-. тель (2).

Недостатком этой муфты является невозможность многократного включения.

Цель изобретения — обеспечение возможности многократного включения.

Это достигается тем, что ведущая полумуфта выполнена в виде открытой сверху тороидальной чаши, а ведомая полумуфта,. размещена в ней и выполнена в виде стакана.

Нагреватель выполнен в виде кольцевого теплообменника и расположен концентрично ведутцей полумуфте.

На фиг. 1 изображен общий вид муфты в разрезе; на фиг. 2 — разрез А-А на фиг.1; на фиг. 3 представлена схема возможного использования муфты.

Муфта состоит из ведомой цилиндрической полумуфты 1, насаженной на ведомый вал 2, и фланца 3, закрепленного на ведущем вале 4. К фланцу 3 на болтах крепится ведущая тороидальная верхняя полумуфта 5, в нижней части которой находится жидкий металл 6 (при кинематически разобщенной муфте).

Концентрически соосное расположение полумуфт 1 и 5 и ведомого вала обеспечивается подшипниками 7 качения.

Снаружи муфта окружена нагревателем и виде цилиндрической рубашки 8, в которую qeрез штуцер 9 может подаваться греющий пар, а через штуцер 10 отводятся пароводяная смесь или при необходимости охлаждающая среда, 3 7426

Муфта работает следующим образом.

При вращении ведущего вала 4 и включении парового обогрева рубашки 8 жидкометаллическое рабочее тело под действием центробежной силы из нижней части полумуфты 5 перемещается в кольцевой-зазор ll, образованный полумуфтами 1 и 5. После отключения обогрева, при охлаждении оно переходит в твердое кристаллическое состояние, образуя кольцевое промежуточное тело, жестко соединяющее иолу- lp муфты 1 и 5. При этом крутящий момент от ведущего вала через фланец 3 и верхнюю полумуфту S передается при помощи застывшего в кольцевом зазоре 11 легкоплавкого сплава полумуфте 1, закрепленной на ведомом вале 2.

При подаче пара в цилиндрическую рубашку

8 легкоплавкий сплав, находящийся в кольцевом зазоре 11, переходит в жидкое состояние. Муфта разобщается и, после . прекращения вращения 20 ведущего вала 4, жидкий металл иэ зазора 11 собирается в нижней части полумуфты 5.

Муфта может быть использована s составе турбонасосного агрегата с комбинированным приводом от паровой турбины. 25

В пусковом режиме вращение вала насос 12 через редуктор 13 осуществляет от электродвигателя 14 при помощи разобщаемой муфты

15. При этом паровая турбина 16 вращается вхолостую, 30

44 4

С появлением. пара необходимых параметров с помощью дистанционно управляемой арматуры 17 включается подача пара на паровую турбину 16 и в рубашку 8 на обогрев муфты, которая разобщается. После этого электродвигатель 14 отключается и работа турбонасоса эсуществляется только от паровой турбины 16.

Формула изобретения

1. Муфта, содержащая две концентрично расположенные ведущую и ведомую полумуфты, размещенный в зазоре между ними слой легкоплавкого сплава, а также нагреватель, отличающаяся тем, что, с целью обеспечения многократного включения, ведущая полумуфта выполнена в виде открытой сверху тороидальной чаши, а ведомая полумуфта размещена в ней и выполнена в виде" стакана.

2. Муфта по п.l, отличающаяся тем, что нагреватель выполнен в виде кольцевого теплообменника и расположен концентрично ведущей полумуфте.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР Р 180096, кл. F 16 0 9/00, 1964.

2. Авторское свидетельство СССР N 99456, кл. F 16 О 9/00, 1954 (прототип).

Муфта Муфта Муфта Муфта 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к затвору с функцией тепловой защиты

Изобретение относится к затвору с функцией тепловой защиты для гидродинамической или гидравлической машины. Затвор вставляется в корпус гидродинамической или гидравлической машины с рабочей средой. Затвор содержит тело затвора для монтажа на корпусе, например, путем ввинчивания или вставки. Тело затвора имеет пропускное отверстие, в которое вставлен сердечник затвора. Сердечник затвора непосредственно соединен с телом затвора с помощью плавкого элемента, плавящегося при заданной температуре. Также сердечник может быть соединен с промежуточным элементом, герметично установленным в теле затвора таким образом, что пропускное отверстие герметизировано от протекания рабочей среды. Сердечник имеет глухое отверстие, открытое к рабочему пространству, так что рабочая среда может втекать в сердечник затвора. Технический результат - упрощение конструкции и уменьшение времени срабатывания затвора. 6 з.п. ф-лы, 1 ил.

Изобретение относится к области машиностроение и может быть использовано в компенсирующих муфтах. Компенсирующая муфта предназначена для работы при низких температурах, например, в космосе. Муфта снабжена тригенерационным узлом. При температурах выше температуры плавления легкоплавкого металла (8) и при необходимости передачи вращающего момента с ведущего на ведомый механизм включается абсорбционная холодильная машина (10), которая охлаждает легкоплавкий металл (8), и он переходит в твердое состояние, фиксируя опорные втулки (3) фланцевых полумуфт (2) относительно друг друга. Чтобы прекратить передачу вращающего момента абсорбционная холодильная машина (10) отключается. При низких температурах для отключения ведомого механизма от ведущего включается электронагреватель (11), в результате легкоплавкий металл (8) переходит в жидкое состояние, тем самым исключается жесткое фиксирование фланцевых полумуфт (2) относительно друг друга. При отключении электронагревателя (11) происходит фиксация опорных втулок (3) относительно друг друга, происходит передача вращающего момента. Достигается повышение функциональности. 1 ил.
Наверх