Подшипниковый узел
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Со.оз Советских ю 744I59
Социалистических
Республик (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 16.03.78 (21) 2590623/25-06 с присоединением заявки №вЂ” (23) Приоритет— (43) Опубликовано 30.06.80. Бюллетень № 24 (45) Дата опубликования описания 30.06.80 (51) М.Кл. F 16 С 25/02
F 04 D 29/04
Государственнык комитет по делам изобретений и открытий (53) УДК 62-233.22 (088.8) (72) Авторы изобретения
А. Н. Виноградов, В. А. Нефедов и А. В. Скворцов
Московское ордена Ленина и ордена Трудового
Красного Знамени высшее техническое училище им. Н. Э. Баумана (71) Заявитель (54) ПОДШИ П Н И КОВЫЙ УЗЕЛ
Изобретение относится к области машиностроения;и касается конструкции подшипников скольжения.
Известен подшипниковый узел, содержащий ось,и расположенный,на ней вращающийся элемент (1 ).
Недостатком такого узла является завышенные его габаpiHTbI. наиболее близок по конструкции к изобретенному птодшипниковый узел, содержа- 10 щий,корпус с расположенной .в,нем осью, .Кмеющей каналы для подач и смазки, сообщенные с масляной IIIîëîñòbþ, и сопряженной:с внутренней расточкой .вращающегося элем.ент,а (2).
l5
Недостатком узла является, низкая долговечность из-за одностороннего износа оси.
Целью )изобретения является повышение дол говечности узла.
Поставленная цель достигается тем, что ось установлена в карпусе с,возможностью поворота, масляная;полость,размещена от торца оси на расстоянии, не превышающем /з,длины участка сопряжения. Тарец можег быть выполнен в виде усеченного конуса, 25 между, которым и цилиндрической частью
îcIH размещена масляная IIIîëîñòü, или в ввиде осесимметричной DQBBpxiHocTB тела вращения, плавно сопряженной с цилиндрической частью оси,,и установлен относительно дна расточки с зазором, служащим масляной полостью.
На фиг. 1 — изображен узел, продольный р азрез; на фиг. 2 — вариант выполненптя торца в аиде усеченного конуса; на фиг.
3 — вариант .выполнения торца в виде осесим метричной поверхноспи тела вращения.
Узел содержит корпус 1, в .котором установлена с возможностью поворота ось 2, имеющая осевой 8 и радиальные 4 каналы для:подачи смазки, сообщенные с масляной полостью, выполненной .в виде кольцевой канавки 5 или торцового зазора 6. Ось 2 сопряжена с вйутренней р асточкой 7 вращающегося элемента 8, например ваЛа ротора турбокампрессора. Воз можноcть поворота оаи 2 обеспечена за счет установки в корпусе 1 посредством симметрично расположенных крепежных элементов,,например болтов 9. Канавка 5 размещена от торца оси на р1асстоянии,не более /3 длины участка сопряжения оси 2 с вращающимся элементам 8.
Торец оси 2 мажет, быть выполнен в виде усеченного конуса 10 с размещен нем канавки 5 между последним iH цилиндрической частью оси 2. Торец может быть выполнен ,в вире осесим метричной поверхности 11 тела вращения и установлен относительно дна
744159
Pre.1
Лиг,2
Заказ 676/954 Изд. ¹ 332 Тираж 1095 Подписное
НПО «Поиск»
Тип. Харак, фил. пред. «Патент»
12 расточки 7 с зазором о, служащим масляной лолостью.
Узел работает следующим образом.
Пр и вращении элемента 8 на оси 2 между последними образуется масляный:клин за счет подачи;масла по каналам 8,и 4 в масляную полость.
Повышение срока службы достигается за счет того, что прои одностороннем износе оси ее поворачивают на,некоторый угол и в работу вступает неизношенная часть ее .поверхности.
Формула изо брете ния
1. Подшипниковый узел, преимущественно туубокомпрессора, содержаш ий корпус с расположенной в,нем осью, имеющей ка.налы,для подачи смазки, сообщенные с масля ной полостью, и солряжекной с внутренней расточкой вращающегося элемента, о тл и ч а ю щи и с я тем, что, с целью повыше;ния срока службы, ась установлена .в корinyce с возможностью поворота.
2. Узел по п. 1, о т ч и ч а ю шийся тем, что масляная полость, размещена от торца оси на расстоянии, не превышающем /3 длины участка сопряжения.
3. Узел по,п. 1, о т л и ч а ю щ.и и с я тем, что торец оси выполнен в виде уоечен- ,ного конуса,,и масляная полость размещена между цилиндрической частью оси и,конусом.
4. Узел по п. 1, от л и ч а ю шийся тем, что торец оаи выполнен;в .виде осесимметричной поверхности тела, вращения, главно сопряженной с цилиндрической частью оси, 15 н установлен относительно дна расточки с зазором, служащим масляной полостью.
Источники IHнфоражации, принятые во внимание л ри экспертизе:
20 1. Авторское свидетельство СССР № 405434, кл. F 16 С 25/02, 1976.
2. «Детали машин» атлас конструкций под ред. Л. H. Решетова, М, Машка, 1963, с. 241, лист. 192,