Система централизованного маслоснабжения

 

СОюз СОветскик

Социалистическик

Республик (6!) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 19.06.78 (2() 2630205/25-08 с присоединением заявки ¹â€” (23) Приоритет—

Государственный комитет

Опубликовано 5.07.80. Бюллетень № 26

Дата опубликования описания 25.07.80 (53) УДК 621:89 (088.8) по делам изобретений и открытий (72) А втор изобретения

В. Н. Казанский

Уральский филиал Всесоюзного дважды ордена Трудового Красного

Знамени теплотехнического научно-исследовательского института им. Ф. 3. Дзержинского (7I) Заявитель (54) СИСТЕМА ЦЕНТРАЛИЗОВАННОГО МАСЛОСНАБЖЕНИЯ.Изобретение относится к системам централизованного маслоснабжения турбинного оборудования мощных энергетических блоков на тепловых электростанциях.

Известны системы централизованного маслоснабжения турбинного оборудования энергетических блоков тепловых электростанций, содержащие объединенный маслобак с маслонасоснымн агрегатами и маслоохладителямп, после которых от маслораздаточного коллектора по локальным трубопроводам смазочный материал отводится к различным узлам смазывания (I)

В этих системах трассировка маслораздаточного коллектора выполняется исходя из условий компоновки оборудования энергоблока. Сам коллектор может содержать различные сочетания вертикальных и горизонтальных, а также наклонных участков. Вода, используемая в маслоохладителях, находится под большим давлением, чем масло. Вследствие этого возрастает возмож; ность попадания воды в узлы смазывания при нарушении герметичности трубного пучка маслоохладителей, что снижает надежность системы.

Это объясняется тем, что некоторые узлы смазывания, например, радиальные подшипники, могут безаварийно работать даже при обильно-обводненном масле (при содержании высокодиспергированной воды до 15 — 25%). В централизованной системе также имеются узлы смазывания, очень чувствительные к обводненному маслу. Например, элементы гидроавтоматики, .убчатые редукторы (питательных электронасосов, бустерных насосов, валоповоротных устройств и др., и масловодородные уплотнения электрогенератора требуют для нормальной работы чистого масла (без воды).

В известной же системе маслоснабжения обводненное масло (в случае нарушения герметичности маслоохладителей) будет раздаваться из единого коллектора но всем узлам смазывания, в том числе и чувствительным к обводненному маслу. что недопустимо.

Известна также система маслоснабжения, содержащая бак с маслонасосами, полнопоточный локальный фильтр-влагоотделитель, установленный после маслоохладителей на маслораздаточном коллекторе с

748080 вертикальным участком перед трубопроводами для отвода масла к узлам смазывания чувствительным и нечувствительным к обводненному маслу (2).

Недостатком указанной системы является. невозможность предотвращения поступления обводненного масла в узлы смазывания при аварийных разрывах трубок маслоохладителей, когда содержание воды в масле может увеличиться до 5 — 10 /z и более.

Цель изобретения — упрощение системы маслоснабжения и повышение надежности узлов смазывания путем частично-поточного обезвоживания масла. Эта цель достигается тем, что вертикальный участок маслораэдаточного коллектора установлен после маслоохладителей, снабжен рассекателем потока, размещенным на выходе вертикального участка коллектора и образующим с его стенками кольцевой зазор, при этом трубопроводы для отвода масла к узлам смазывания, чувствительным к обводненному маслу, подключены к коллектору в месте кольцевого зазора, а локальные фильтры-влагооотделители установлены на этих трубопроводах. Кроме того, вертикальный участок маслораздаточного коллектора до рассекателя потока снабжен внутренним продольным оребрением, а сам вертикальный участок маслораздаточного коллектора в месте размещения рассекателя выполнен перфорированным и заключен в рубашку.

На фиг. 1 показана общая система централизованного маслоснабжения; на фиг. ,2 — вертикальный участок маслораздаточного коллектора, содержащий внутреннее продольное оребрение и участок с перфорацией, заключенный в рубашку; иа фиг. 3— конструкция коллектора с моногокаскадным рассекателем и рекомендуемыми размерами.

К масляному баку 1 последовательно подключены масляный насос 2, маслоохла- дитель 3, вертикальный участок 4 маслораздаточного коллектора, оснащенный трубопроводами 5 (для отвода масла к радиальным подшипникам 6) и 7 (для отвода масла к масловодородным уплотнениям электрогенератора 8, зубчатым редукторам 9, элементам 10 гидроавтоматики. На выходе из вертикального участка 4 маслораздаточного коллектора установлен рассекатель l l потока, образующий со стенками кольцевой зазор 12, к которому подключен трубопровод

7 с локальным фильтром-влагоотделителем

13 и маслонасосом 11. Коллектор ll5 служит для сбора отработанного масла и возврата его в маслобак 1. Вертикальный участок 4 может содержать внутренние продольные ребра 16, перфорацию 17 и рубашку 18 с трубопроводом 7.

Система работает следующим образом.

Нефтяное масло с относительной плотностью меньше единицы забирается масло$O

Если в системе используется масло с относительной плотностью выше 1,0, например, синтетическое огнестойкое масло на базе эфиров фосфорной кислоты (иввиоль, ОМТИ), то для использования поперечных гидродинамических сил с целью перемещения капель.воды (которые легче масла) от стенки коллектора в зону устойчивого равновесия необходимо организовать нисходящее движение потока.

Если возникает необходимость более выраженного концентрирования капель воды в ядре потока (что возможно при повышенных расходах масла к узлам смазывания, насосом 2 из масляного бака l и подается через маслоохладитель 3 на вертикальный участок 4 маслораздаточного коллектора.

Верти кальное восходя щее осеси м метри чное ламинарное движение масла вызывает в потоке появление поперечных гидродинамических сил, которые, воздействуя на капли воды (которые тяжелее масла), попавшие через негерметичный маслоохладитель, перемещают их в зону устойчивого равновесия, находящуюся на расстоянии 0,4 — 0,5 радиуса от стенки коллектора. Рассекатель 1 отделяет центральный поток обводненного масла (отводимый далее по трубопроводу

5 к радиальным подшипникам 6) от периферийного потока обезвоженного масла, который отводится из кольцевого зазора 12 по трубопроводу 7 к узлам смазывания, чувствительным к обводненному маслу, уплотнениям вала генератора 8, зубчатым редукторам 9, элементам 10 гидроавтоматики. Локальный фильтр-влагоотделитель 13 осуществляет тонкую доочистку масла от воды.

Масляный насос 14 повышает давление до уровня, необходимого для нормальной работы уплотнений вала генератора 8. Отработанное и нагретое масло по коллектору

15 сливается в бак 1.

Поперечные гидродинамические силы, перемещающие капли воды от пристеночной области вертикального участка коллектора в зону устойчивого равновесия, наиболее интенсивны при ламинарном режиме зе потока. Поэтому в тех случаях, когда в маслораспределительном коллекторе возможно возникновение турбулентнога движения, вертикальный участок 4 до рассекания ll оснащается внутренними продольными ребрами 16, которые ламинаризируют пристеночный поток и создают наиболее благоприятные условия для. перемещения водяных капель от стенки коллектора. во внутрь ядра потока.

Для того, чтобы при отводе обезвожен р ного масла из кольцевого зазора между рассекателем и сгенкой коллектора не произошло локальное возмущение осесимметричного потока, участок коллектора 17 в месте размещения рассекателя 11 выполнен перфорированным и заключен в рубашку 18.

748080 чувствительным к обводненному маслу), то на вертикальном участке маслораздаточного коллектора может быть установлено несколько рассекателей, размещенных с перекрытием, при этом должно соблюдаться следующее соотношение диаметров коллектора и рассекателей:ct;(OP+07)< o,ñ 106i0ô,.

Расход масла на узлы смазывания, чувствительные к обводненному маслу, обычно не превышает !О /0 от общего нотребления масла турбинным оборудованием энергоблока. Поэтому применение частично-поточного фильтра-вла гоотделителя вместо пол нопоточного позволит приблизительно на90 /о снизить капитальные затраты на приобретение и монтаж фильтровального оборудования при одновременном упрощении условий эксплуатации, так как вертикальный участок маслораздаточного коллектора с рассекателем потока практически не потребует никакого обслуживания.

Формула изобретения

l. Система централизованного маслоснабжения турбинного оборудования энергетического блока тепловой электростанции, содержащая бак с маслонасосами, локальные фильтры-ила гоотделктели, маслоохладители и маслораздаточный коллектор с вертикальным участком с трубопроводами для отвода масла к узлам смазывания, чувствительным и нечувствительным к обводненному маслу, отличающаяся тем, что, с целью упрощения системы н повышения надежности узлов смазывания путем частично-поточного обезвоживания масла, вертикальный участок маслораздаточно коллектора установлен после маслоохладителей, снабжен рассекателем, размещенным иа выходе вертикального участка коллектора и образующим

1О с его стенками кольцевой зазор, при этом трубопроводы для отвода масла к узлам смазывания, чувствительным к обводиенному маслу, подключены к коллектору в месте кольцевого зазора, а локальные фильтрывлагоотделителн установлены на этих трубопроводах.

2. Система по п, 1, отличающаяся тем, что вертикальный участок маслораздаточного коллектора до рассекателя потока снабжен внутренним продольным оребрением.

2о 3. Система по пп. 1 и 2, отличающаяся тем, что вертикальный участок маслораздаточного коллектора в месте размещения рассекателя выполнен перфорированным и заключен в рубашку.

Источники информации, принятые во внимание прн экспертизе

l. Слонимский И. Б. Монтаж масляных систем турбоагрегатов, М., «Энергия», 1969, с. 8, рис. 2.

2. Патент США № 3991564, кл. 60-325, Зп опублик. 1975.

Составитель В. Гришков

Редактор П.Макаревич Техред К. Шуфрич Корректор М. Вигула

Заказ 4341/8 Тираж 1095 Подписное

Цг1ИИПИ Государственного комитета СССР по делан изобретений н открытий

113035, Москва, )K — 35, Раушскаи наб., д. 4 /5 тнлиял ППП «Патентэ, г. Ужгород, ул. Проектная. 1

Система централизованного маслоснабжения Система централизованного маслоснабжения Система централизованного маслоснабжения Система централизованного маслоснабжения Система централизованного маслоснабжения 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению и может использоваться в конструкциях горных машин и в других областях машиностроения

Изобретение относится к смазочной технике и может быть использовано в системах централизованного маслоснабжения

Изобретение относится к насосостроению и может быть использовано в нефтепромысловых и химических плунжерных насосах, перекачивающих различные среды, в том числе коррозионные и абразивосодержащие

Изобретение относится к смазыванию механизма вращения хвостовика бура в бурильной машине для горной породы. Направляют к механизму вращения хвостовика бура по меньшей мере часть потока текучей среды под давлением гидравлического контура ударного механизма бурильной машины, или вращающего устройства бурильной машины, или устройства для отталкивания хвостовика бура от бурильного инструмента бурильной машины. При этом обеспечивают циркуляцию текучей среды под давлением, используемой при смазывании механизма вращения хвостовика бура, обратно в гидравлическую систему бурильной машины для горной породы, в гидравлический контур ударного механизма бурильной машины, или вращающего устройства бурильной машины, или устройства для отталкивания хвостовика бура от бурильного инструмента бурильной машины. В результате обеспечивается эффективная смазка и охлаждение хвостовика бура и механизма его вращения, а также исключается использование дополнительного оборудования для смазки. 2 н. и 12 з.п.ф-лы, 9 ил.

Гидростанция предназначена для обеспечения непрерывного циркуляционного смазывания и охлаждения подшипниковых узлов центробежных насосов, применяемых в кустовых насосных станциях. Гидростанция содержит гидробак несущей конструкции, на верхней плите которого смонтированы два погружных насоса, систему переключения и технологически связанную между собой систему контроля рабочего реагента, содержащую датчики давления и уровня, теплообменник, фильтры очистки с датчиками загрязнения, систему слива, при этом внутренняя полость гидробака герметично разделена продольной перегородкой на две секции, в которых закреплены вертикально с зазором к наклонному в сторону слива днищу поперечные перегородки, а в систему контроля установлен датчик содержания воды в рабочем реагенте, и на торцевой стенке гидробака, противоположной от погружных насосов, размещены в верхней части секций патрубки залива, и в нижней части патрубки слива рабочего реагента, а между ними смонтирован с переключающим устройством входной коллектор приема рабочего реагента от подшипникового узла насоса, на верхней плите гидробака установлены два съемных люка, а система контроля снабжена байпасной линией в обход теплообменника. Технический результат – повышение надежности. 3 з.п. ф-лы, 3 ил.
Наверх