Устройство согласования для бесконтактного двигателя постоянного тока

 

Союз Советских

Социалистических

Республик

О П И С А Н И Е «7487ОО

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ е (61 ) Дополнительное к авт. свии-ву (22) Заявлено 19.06.78 (21) 2632145/24-07

Ъ (5! )М. Кл.

Н 02 К 29/02 с присоединением заявки ¹Государственный комитет

СССР (23)Приоритет(53 ) Уд К 621,313. .0 14.2: 62 1. . 282 (088. 8) пс делам изобретений н открытий

Ону 15.07.80. Бюллетень №26

Дата опубликования описания 15.07.80 (72) Авторы изобретения

Я. И. Онацкий и В. С. Бердяев

Минский рациотехнический институт и Научноисследовательский институт средств автоматизации (71) Заявители (54) УСТРОЙСТВО СОГЛАСОВАНИЯ

ДЛЯ БЕСКОНТАКТНОГО ДВИГАТЕЛЯ

ПОСТОЯННОГО ТОКА

Изобретение относится к электротехнике, а именно к бесконтактным двигателям постоянного тока и может быть использовано цля согласования датчиков положения ротора с двигателями при различном числе пар полюсов между ними, а также при различных скоростях вращения двигателя и датчика положения, Известен бесконтактный электроцвигатель постоянного тока, соцержащий датчик скорости вращения, выполненный на основе обращенного бесконтактного сель сина, подключенного ко-фазному генератору опорной частоты и соединенного с коммутатором тока обмоток через п дешифраторов, кажцый из которых двумя входами подключен к выходу датчика, а цругими входами — к соответствующей фазе генератора опорной частоты $1).

Устройство управления двигателем обеспечивает работу только при одном за» цанном соотношении числа пар полюсов двигателя и сельсина, поэтому известное устройство не может работать, если чис2 ло пар полюсов двигателя и сельсина от» личается от заданного.

Известно также устройство согласования цля бесконтактного двигателя постоян5 ного тока, которое содержит синусно--косинусный вращающийся трансформатор . (СКВТ}, синхронизатор, два модулятора с фильтрами нижних частот, устройство: запоминания, выходной усилитель и двига 1O тель с К парами полюсов. СКВТ, имеющий м пар полюсов, укреплен на одной оси сдвигателем,,причем КЪИ и К/й является целым числом. Выходное напряжение СКВТ, являющееся функцией угла

1.> поворота, преобразуется синхронизатором в импульсную форму и синхронизирует работу устройства запоминания двух управ- ляющих сигналов, сдвинутых друг по ог, ношению к другу на 90О. Управляющие сигналы от запоминающего устройства преобразуются в сигналы, модулированные по ширине импульса, которые управляют двигателем. Устройство управления обеспечи00 а тремя вхоцами логического блока перекл1очения скоростей, вторые три входа которого соединены с каждым из трех выходов формирователя, а три выхода - с коммутатором, причем логический блок пере ключения скоростей снабжен входом для подключения управляющего устройства.

На фиг. 1 изображена структурная схема устройства; на фиг. 2 - структурная схема формирователя; на фпг. 3 — структурная схема логического блока переключения скоростей; на фиг. 4 и 5 - циаграммы сигналов на различных элементах устройства.

Устройство (фиг. 1) содержит цвигатель 1 с трехфазной обмоткой с m napa ми полюсов, датчик 2 положения (сельсин) с и парами полюсов, коммутатор 3, формирователь 4, логический блок 5 переключения скоростей, делитель 6 периода, на 6, кольцевой счетчик 7 на 9, дешифратор 8, триггеры 9-11, вход 12 сигнала управления при одинаковой скорости вращения цвигателя и цатчика положения, либо при одинаковом числе пар полюсов, вход 13 сигнала управления при отношении скорости вращения двигателя и датчика 0 —" = 2, либо отношение числа пар полю + сов двигателя к числу пар полюсов датчика III /n = 2, вход 14 сигнала ,правления при отношении скорости враще.ния цвигателя и датчика — ALII= 3 либо от

, yarn ° ношение числа пар полюсов двигателя к числу пар полюсов цатчика a/8 = 3,вход 15-17 сигналов формирователя на логическое устройство, выход 18-20 сигналов управления коммутатором, вхоц. 21-23 сигналов коммутатора от триггеров, выход 24 сигнала управления цешифратором, вхоц

25-27 сигналов управления на формирователь от датчика положения, выход 28 импульсной последовательности Ва целитель периода, сигнал 29 установки триггеров

9-11 и кольцевого счетчика 7.

Устройство (фиг. 2) также соцержит фазочувствительные триггеры 30-32, схемы 33-35 вьшеления перецнего и зацнего фронтов, элемент 36 ИЛИ.

Недостатком известного устройства управления является сложность и громоздкость схемы при использовании двигателя и цатчика положения с различным числом пар полюсов.

Наиболее близким по технической сущности к изобретению является устройство 10 согласования цля бесконтактного цвигат ля постоянного тока, имеющего п пар полюсов, с СКВТ, имеющим w пар полюсов, содержащее цвигатель, СКВТ, генераторы, формироввтели, делители частоты, схему сравнения, логические элементы, " трпггерй, схему зацержки и фазосцвигаюшие цепи. B этом устройстве обеспечивается"согласование СКВТ, который имеет пар полюсов, с цвигателем, имеющим 20

m пар полюсов, Согласование обеспечивается за счет использования генератора с номинальной частотой xm Ilm, где

Х вЂ” целое число;(д — частота возбуждения СКВТ 131.

Недостатком этог устройства управления является сложность схемы управления прп согласовании машин, наобхоцимость иметь cTàáèëüíblé номинальный генератор, частота которого должна быть 30 изменена в случае применения СКВТ с другим числом пар полюсов.

Бель изобретения — повышение надежностии при оцновременном упрощении устройства согласования двигателя с цатчи- 35 хами положения при различном числе пар полюсов этих элементов, а также при различных скоростях вращения двигателя и датчика положения.

Эта цель достигается тем, что в ус 40 ройство согласования цля бесконтактного цвпгателя постоянного тока, содержащее двигатель, коммутатор, датчик положения, формирователь и триггеры, ввецен логический блок переключения скоростей, це- 45 шифратор, кольцевой счетчик и делитель ! ! перпоца импульсов, вход которого соеди " Не)I с выхоцом формирователя, BblxoII — . со счетным входом кольцевого счетчика

) разрядные выходьl которого соединены с S0 цешифратором, вход которого соединен с выхоцом логического блока переключения скоростей, один из выхоцов - со входом сброса кольцевого счетчика, а три других выхоца соецпнены со счетными входами ss — - триггеров,"уг. тановочйые входы которых

coeIImle«bI с формирователем и вхоцом с сброса xoIll,цевого счетчика, а выходы кажцого нз триггеров соецинены с первыми

3 7487 вает сдвиг по фазе сигналов управления и деление частоты на коэффициент g tN.

Кроме того, устройство (фиг.3) содержит элементы 37-39 И, элемент 40 НЕ, элементы 41-43 И, элементы 44-46

ИЛИ, R-5 триггер 47.

На фиг. 4 привецены диаграммы для случая работы устройства при отношении скорости вращения двигателя и цатчика, равного 2, или отношении числа пар полюсов цвигателя к числу пар по-. люсов датчика m/n =- 2:

5 а - сигнал выхода формирователя 4 по линиям 1 5«17, б - выходные сигналы формирователя|

4 по линии 28; в выходной сигнал после делителя

6 периода; г разрядные выходы кольцевого счет» чика 7, д, выхопные сигналы пешифратора 8; е - сигналы управления коммутатором

3 по линиям 21 - 23 при скорости вращения пвигателя больше скорости вращения датчика в цва раза или отношении г /n = 2.

На фиг. 5 приведены диаграммы для случая работы устройства при отношении скорости вращения пвигателя и датчика, равного 3, или отношении числа пар полюсов двигателя к щслу пар полюсов датцатчика го /,= 3:

20 а - сигнал выхода формирователя 4 по линиям 15-17; б - выходные сигналы формирователя

4 по линии 28; в - выходной сигнал после делителя 6 пери оца;

r - -разрядные выходы кольцевого счеч чика 7; д - выхоцные сигналы дешифратора 8; е - сигналы управления коммутатором . ЗО

3 по линиям 21-23 при скорости вращения цвигателя больше скорости вращения датчика в три раза или. отношениигп/о = 3.

Датчик 2 положения предназначен для

35 определения положения ротора в текущий момент времени, В качестве цатчика положения может быть использован любой датчик (сельсин,фотоэлектрический датчик, датчик Холла и др.),обеспечивающий на линиях 15-17 сигналы, изображенные на фиг., 4 а и 5 а. В устройстве используется сельсин с о парами полюсов и двигатель- постоянного тока с тремя обмотками ию парами полюсов. В случае

45 использования вместо сельсина СКИТ пе- рехоц СКВТ-сельсин может быть осуществлен с помощью, например, трансформато ра Скотта.

Коммутатор 3 используется цля nepeS0 ключения тока в обмотках пвигателя 1 в последовательности, определяемой управляющими сигналами, изображенными на. на фиг. 4е и 5е.

Формирователь 4 предназначен для пре

55 преобразования входных сигналов сельсина, поступающих по линиям 25-27, к виду, изображенному на фиг. 4а и 5 а. Указанное преобразование осуществляется

748700 6 при использовании известных фазочувствительных триггеров 30-32. Кроме этого, формирователь 4 с помощью схем 33-35 осуществляет выделение этих фронтов и сложение полученных импульсов на элементе 36 ИЛИ. Выход элемента 36 ИЛИ по линии 28 изображен на фиг. 4б и Gб.

По линии 29 по переднему фронту сигнала от фазочувствительного триггера 30 осуществляется установка триггеров 911 и кольцевого счетчика 7. Сигналы фазочувствительных триггеров по линиям

15-17 поступают на логический блок 5 переключения скоростей.

Логический блок 5 переключения скоростей предназначен цля выдачи на комму» татор 3 управляющих сигналов в зависимости от соотношения между скоростями вращения двигателя и датчика, равного

1: 1„2: 1 и 3: 1, или в зависимости от оготношения числа пар полюсов между ними, которое может быть равным п /й = 1,2 и

3. Выдача сигналов на коммутатор осуше ствляется по линиям 18-20 при подаче соответствующих сигналов на шйны управ ления 12 14 (см. фиг. 1 и 3). При подаче управляющего сигнала на шину 12 (например, высокого уровня) открываются элементы 37-39 И и на выход 18-20 через элементы 44-46 ИЛИ подаются сигналы управления коммутатором при соотношении между скоростями вращения двигателя и датчика 1;1: или одинаковом числе полюсов. При этом управляющие сигналы от триггеров 9-11 по линиям

21-23 не проходят на элементы 44-46

ИЛИ, так как разрешающий сигнал (вы- сокий уровень на шине 12) инвертируется инвертором 40 и закрывает элементы

И 41-43, При подаче на шину 12 (например, низкого уровня ) элементы 37-39 И закрыты, а элементы 41-43 И открьпзаются вслецствие инвертирования низкого уровня шины 12 инвертором 40. При этом на выходе 18-20 через элементы 44-46

ИЛИ в зависимости от сигнала 24 управления дешифратором 8 поступают сигналы управления коммутатором при соотнош нии между скоростями:вращения цвигareля и патчика 2: 1 или отношении числа пар полюсов цвигателя к числу пар полюсов датчика гп/и= 2. Это происходит при низком уровне на линии 24 P-5 триггера

47 при управляющих сигналах высокого и низкого уровня соответственно на шинах

13 и 14. При сигналах, соответствующих низкому и высокому уровню на шинах 13 и 14, на линии 24 обеспечивается высо00 8

Изменение уровней разрядов кольцево-, го счетчика 7 показано на фиг. 4 г и 5 г.

Поразряпно выхоцные уровни кольцевого счетчика поступают на дешифратор 8, который в случае согласования при соотг ношении между скоростями вращения двигателя и цатчика в цва раза или отношении числа пар полюсов двигателя к чис лу пар полюсов патчикап1 = 2 осуществляет управление триггерами 9-11 от коцов 0001, 0111 и 0100 соответственно, как это показано на фиг. 4 ц и 4е.

В случае согласования при соотношении между скоростями вращения двигателя и датчика в три раза или отношении числа пар полюсов двигателя к числу пар полюсов цатчикапф= 3 управление триггерами 9-11 осуществляется от дешифратора

8 при наличии коцов 000 1, 0 10 1 и

0011 соответственно, как это показано на фиг. 5 д и 5е. Управление переключением цешифраторов осуществляется от логического блока 5 переключения скороо» тей прп наличии соответствующих сигналов нуля или единицы на линии 24.

Сформированные сигналы управления с выходов триггеров 9-11поступают на. логический блок 5 переключения скоростей, который вьщает сигналы управления на - вхоц коммутатора 3 (см. фиг. 4е и 5 е).

При этом при поцаче на шину 12 сигнала управления высокого уровня осуществляется работа цвигателя при оцинаковой скорости вращения двигателя и датчика псложения или оцинаковом числе пар полюсов межцу ними, так как на коммутатор 3 поступают сигналы управления непосредственно с датчика 2 положения через формирователь 4.

Таким образом, цанное устройство tlaет воэможность согласования двигателей и датчиков при оцинаковом значении их скоростей вращения и одинаковом числе пар полюсов, а также при соотношении между ними 2:1 и 3:1, 15

Устройство работает следующим об, разом.

При вращении ротора двигателя в пат» чике 2 положения вырабатываются сигналы, спвинутые цруг TIo отношению друга;. на 120 эл. град. !

В формирователе 4 указанные сигналы йривойятся к випу, показанному на фиг.4 а и Ga. Помимо этого формирователь 4 осуществляет выделение среднего и заднего фронтов сформированных сигналов и их сложение, как это изображено на фиг. 4 б и 5б. По переднему фронту первой фазы от цатчика 2 положения осуществляется установка триггеров 9 и 10 в положение О, триггера 11 — в положение 1 и сброс кольцевого счетчика 7, как это показано на фиг. 4е и 5е. Периоц импульсной последовательности от формирователя 4 с помощью делителя 6 периоца

aåëèòñII на 6 равных частей. Выхоцной сигнал целителя периоца изображен На фиг. 4 в и 5в, где сигналы фронтов дат чика 2 положения имеют условно большую

40 амплитуцу, Сформированная импульсная последовательность (фиг. 4в и 5в) с периодом, равным периоца сигналов датчи4 ка положения, поступает на кольцевой счетчик 7 с коэффициентом счета равю 45 ным 9. Выбранный коэффициент целення периоца на 6 и коэффициент счета 9 обеспечивают согласовайие при соотношении между скоростями вращения цвигателя и цатчика в ця, а и три раза йли соотношении числа пар полюсов двигателя к

50 числу пар полюсов датчикаоу = 2 и 3.

При необходимости согласования скоростей вращения или числа полюсов двигателя и цатчйка в отличное число от выше55 приведенных значений коэффициенты деления делителя 6 периода и счета кольцевого счетчика 7 цолжны быть соответствующим образом поцобраны.

7 7487

"кий уровень и, следовательно, на выход

18-20 поступают сигналы управления коммутатором при соотношении межпу скоростями вращения двигателя и цатчика 3:1 или отношении числа дар полюсов QBHI aòåëÿ к числу пар полюсов дат чика гг /и .3.

Делитель 6 периода осуществляет деление периода поступающих импульсов на

6 равных частей. 1Î

Назначение остальных элементов, входящих в состав устройства согласования для бесконтактного двигателя, определяется их названием.

Использование прецложенного устрой ства согласования дает возможность при» менения разнообразных цвиигателей постоянного тока совместно с цатчиками, имеющими межцу собой различное число пар полюсов.

Формула изобретения

Устройство согласования для бесконтактного двигателя постоянного тока, со держащее 2 в-полюсный цвигатель и ф, 74

2п-полюсный датчик положения ротора, установленный на валу цвигателя, коммутатор, подключенный к двигателю, формирователь и триггеры, о т л и ч а ю щ е с я тем, что, с целью повышения надежности и упрощения, оно содержит логический блок перекЛючения скоростей, дешифратор, кольцевой счетчик и целитель периода импульсов, вход которого соединен с выходом формирователя, выход - со. входом кольцевого счетчика, разрядные выходы которого соединены с выходами цешифратора, вход которого поцключен к одному выходу логического блока, один из выхоцов соецинен с вхоцом сброса кольцевого счетчика, а три других выхода соединены со счетными входами триггеров, установочные входы которых соединены с

8700 10 формирователем и входом сброса кольце вого счетчика, а выходы каждого из rpsr геров соединены с первыми тремя входами логического блока переключения сксь ростей, вторые три входа которого соедннены с вйходами формирователя, а три выхода - с. вхоцами коммутатора, причем логический блок переключения скоростей: снабжен входом цля подключения управляющего устройства.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР № 327552, кл. Н 02 К 29/02, 1969.

2. Патент США № 3465226, кл. 318-138, 1969.

3. Патент CIOA № 3483457, кл. 318-138, 1969.

748700

Составитель B. Комаров

Редактор С. лыжова 1 ехред А ШепанскаЯ КоРРектоР И. МУска

Заказ 4380/l8 Тираж 783 Подписное

UHHHHH Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушскаянаб., д. 4/5

Филиал ЛПП Патент, r.Óæãîðîä, ул. Проектная, 4

Устройство согласования для бесконтактного двигателя постоянного тока Устройство согласования для бесконтактного двигателя постоянного тока Устройство согласования для бесконтактного двигателя постоянного тока Устройство согласования для бесконтактного двигателя постоянного тока Устройство согласования для бесконтактного двигателя постоянного тока Устройство согласования для бесконтактного двигателя постоянного тока Устройство согласования для бесконтактного двигателя постоянного тока Устройство согласования для бесконтактного двигателя постоянного тока 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к вращающимся электрическим машинам и может быть использовано в вентильных электродвигателях с постоянными магнитами на роторе

Изобретение относится к области электротехники, а именно к формированию обмотки многорядовой катушки каркасного или бескаркасного типа, преимущественно для статоров вентильных двигателей

Изобретение относится к электротехнике, а именно к бесконтактным электрическим машинам, и может быть использовано в качестве электродвигателя для приведения в движение технологических рабочих машин и транспортных установок, работающих с изменяющимися значениями нагрузок и скоростей движения, а также в качестве генератора, работающего в окружающих средах с высокой влажностью, запыленностью, с содержанием химически агрессивных веществ

Изобретение относится к области электротехники и касается особенностей конструктивного выполнения электрических машин с возбуждением от постоянного магнита

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано в автономных системах электрооборудования в качестве источника переменного или постоянного тока (вентильные генераторы постоянного или переменного тока) или в качестве электромеханической части бесконтактного двигателя постоянного или переменного тока

Изобретение относится к области электротехники и касается устройств для изготовления катушек обмотки возбуждения электрических машин, в частности бескаркасных полюсных катушек статоров вентильных двигателей

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано в системе электропривода

Изобретение относится к электротехнике, в частности к электромагнитным двигателям, используемым в различных отраслях науки и техники

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано в вентильных электрических машинах с индукторами на базе постоянных магнитов и магниточувствительными датчиками положения ротора, срабатывающими от поля магнитов индуктора

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано в электроприводе, на транспорте, в энергетике
Наверх