Тормозной привод прицепа

 

Союз Советских

Социалистических

Республик

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ и11 7497.И... (б1) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 01. 03. 77 (21) 2458573/27-11 (51) М КЛ

3 с присоединением заявки ¹â€”

В 60 Т 13/28

В 60 Т 15/42

Государствеииый комитет

СССР ио делам изобретений и открытий (23) Приоритет (53) ЫК 629 113-592.5 (088.8) Опубликовано 230780. Бюллетень №27

Дата опубликования описания 25.0780

{72) Авторы изобретения

Н. Ф. Метлюк, В. П. Автушко и П. P. Бартош (71) Заявитель

Белорусский ордена Трудового Красного Знамени политехнический институт (54) ТОРМОЗНОЙ ПРИВОД ПРИЦЕПА

Изобретение относится к области транспортного машиностроения и может быть использовано в тормозной системе автопоезда в качестве пневматичес- 5 кого тормозного привода прицепа.

Известен тормозной привод транспортного средства, быстродействие которого при экстренном торможении повышается с помощью дополнительного 10 устройства Г11

Однако в указанном устройстве исключено следящее действие в начальный период торможения, т.е. повышено быстродействие управления, но не 15 уменьшено время наполнения тормозных камер, а следовательно, и время срабатывания привода в целом.

Наиболее близким к изобретению яв-20 ляется тормозной привод прицепа, содержащий магистрали питания и yriравления, воздухораспределитель, ресивер и тормозные камеры (2)

В данном приводе установлен также 25 клапан ограничитель, связанный с воздухораспределителем. Привод обладает достаточным быстродействием при использовании на прицепах средней грузоподъемности. 30

Применение указанного пневматического привода на специальных прицепах, оборудованных тормозными камерами большого объема, не позволяет достичь требуемого быстродействия при экстренном торможении. форсирование срабатывания воздухораспределителя с помощью клапанного ограничителя давления незначительно увеличит быстродействие привода,при экстренном торможении, так как проходные сечения клапанов в известных воздухораспределителях, которые можно применить в тормозном приводе прицепа, не позволяют пропустить за короткое время количество воздуха, необходимое для быстрого наполнения тормозных камер. При увеличении проходного сечения клапана воздухораспределителя увеличивается эона нечувствительности воздухораспределиталя, ухудшающая статические характеристики тормозного привода.

Кроме того, известный привод не может применяться в двухпроводной тормозной системе, получившей широкое распространение в автомобилестроении.

Цель изобретения — повышение быстродействия привода при экстренном торможении.

749714

Это достигается тем, что привод снабжен пневмоуправляемым клапаном, установленным в магистрали, соединяющей ресинер и тормозные камеры.

Кроме того, пневмоуправляемый клапан снабжен установленным между полостью подключения ресиверса и полостью подключения тормозных камер запорным элементом и подвижным элементом, установленным с воэможностью взаимодействия с ним, причем укаэанным подвижным элементом образована полость управления.

Целесообразно эапорный элемент выполнить в виде тарельчатого клапана, а подвижный элемент — в виде поршня со штоком для взаимодействия с запорным элементом, причем в поршне необходимо установить дроссель.

В двухпроводной схеме привода поршневая полость сообщена с магистралью управления. 20

В однопроводной схеме привода штоковая полость сообщена с магистралью управления.

На фиг. 1 изображена схема однопроводного пневматического привода 5 тормозов прицепа; на фиг. 2 — схема двухпроводного привода.

Тормозной привод содержит магистраль питания 1, являющуюся в однопроводной схеме и магистралью уп- 30 равления, ноздухораспределитель прицепа 2, ресивер 3, тормозные камеры

4 (на чертежах покаэаиа только одна камера, другие камеры имеют аналогичное соединение) и пненмоуправляемый клапан. 5.

Трубопровод 6 подключен к ресиверу 3 и воздухораспределителю 2, а последний трубопронодом 7 связан с тормозными камерами 4.

Пневмоуправляемый клапан 5 установлен между тормозными камерами 4 и ресивером 3 в магистрали, представляющей два соединительных трубопровода 8 и 9. Пневмоуправление клапана 5 осуществляется по трубопроводу 45

10.

В трубопроводе 11, соединяющем магистраль 1 с ресинером 3, установлен обратный клапан 12. Указанный клапан 12 может быть установлен и в 5О воэдухораспределителе 2.

Для заполнения привода сжатым воздухом магистраль 1 подключается к тягачу (на чертеже не показан).

При этом заполняется ресинер 3, полость 13 воздухораспределителя, штоковая полость 14 в однопроводной схеме по фиг. 1, подключенная к магистрали 1 через трубопровод 10, поршневая полость 15 через дроссель 16.

Одновременно заполняется полость под- 40 ключения ресивера 17 в пневмоуправляемом клапане 5 и другая полость 18 воэдухораспределителя 2. При этом полость 19 подключения тормозных камер.в пневмоуправляемом клапане 5 со- б5 об1цена через тормозные камеры 4 с полостью 20 воздухораспределителя 2 и с атмосферой °

Пневмоупранляемый клапан 5 снаб-, жен подвижным элементом, выполненным в виде поршня 21, которым образована полость управления — полость 14. Дроссель 16 может быть установлен в поршне 21. Когда система наполнена сжатым воздухом, поршень 21 находится в левом крайнем положении (по чертежу).

Как и обычный, комбинированный воз-. духораспределитель 2 имеет следящий механизм 22 и перепускной клапан 23, конструктивное выполнение которых может быть различным и представлены на чертежах схематично. В ноэдухораспределителе 2 образована управляющая полость 24, которая не подключена к аппаратам привода н однопроводной схеме

Между полостями 17 и 19 н пневмоуправляемом клапане 5 установлен запорный элемент, выполненный в виде тарельчатого клапана 25. Взаимодействие клапана 25 с поршнем 21 осуществляется посредством штока 26, связанного с поршнем 21 или выполненным заодно с ним. Пружина 27 установлена между поршнем 21 и перегородкой в корпусе пневмоклапана 5. В схеме по фиг. 1 заглушка 28 изолирует поршневую полость

15.

В двухпроводной схеме привода по фиг. 2 магистраль питания 1 не является магистралью управления, а магистраль 29 является магистралью управления и сообщается с полостью 24 ноздухораспределителя 2 и с полостью управления в клапане 5, которой является поршневая полость 15. Штоковая полость 14 при этом изолирована заглушкой 28.

При служебном торможении, когда водитель сравнительно медленно нажимает на тормозную педаль, осуществляется плавное падение давления на входе в магистраль управления 1 (фиг.1), трубопроводе 10 и полостях 13 и 14.

Сжатый воздух успевает перетечь из полости 15 через дроссель 16 в по-. лость 14,поддерживая равными по величине давления в этих полостях. Поршень 21 находится в крайнем левом положении, пневмоуправляемый клапан

5 не включается в работу принода. С падением сжатого воздуха в магистрали управления 1 и полости 13 следящий механизм 22 воздухораспределителя 2 перемещается вниз, в результате чего клапан 23 перекрывает сообщение тормозной камеры 4 с атмосферой и подает сжатый воздух иэ ресивера 3 через трубопровод 6, полость 18, клапан 23, трубопровод 7 в камеру 4. Причем интенсивность наполнения тормозной ка-. меры 4 сжатым воздухом зависит от величины падения давления в полости 13.

749714

При экстренном торможении происходит интенсивное гадение давления на входе в магистраль управления 1, а также в полостях 13 и 14. Вследствие уменьшения давления воздуха в полости .13, следящий механизм 22 воздухо- 5, распределителя 2 перемещается вниз, воздухораспределитель включается в работу и сжатый воздух из ресивера

3 через трубопровод 6, полость 18, клапан 23, трубопровод 7 наполняет 10 камеру 4. Сразу же после срабатывания клапана 23 воздухораспределителя 2 включается в работу пневмоуправляемый клапан 5, так как сжатый воздух не успевает перетечь через 15 дроссель 16 из полости 15 в полость

14. Поэтому в течение некоторого промежутка времени давление в полости 15 превышает давление в полости

14 и поршень 21 со штоком 26, преодо- 20 левая упругость пружины 27, перемещается вправо (по чертежу), открывает тарельчатый клапан 25, в результате чего из ресивера 3 через трубопровод 9,полости 17 и 19, трубопровод 8 поступает дополнительное количество сжатого воздуха в тормозную камеру 4. Вследствие подбора конструктивных параметров трубопровода

10 и пневмоуправляемого клапана 5 последний включается в работу сразу же после открытия клапана 23 в воздухораспределителе 2. В этом случае сжатый воздух поступает в тормозные камеры по двум параллельным пневматическим цепям, что обеспечивает 35 быстрое наполнение тормозных камер прицепа. Причем поступление сжатого воздуха через клапан 25 осуществляется до момента, при котором начинают выравниваться давления в поло- 40 стях 14 и 15. С наступлением такого момента поршень 21 возвращается в исходное положение и клапан 25 закрывается. Необходимая величина повышения быстродействия привода может 45 быть задана с помощью размеров отверстия в сменном дросселе 16.

Схема двухпроводного тормозного привода (см. фиг. 2) незначительно отличается от однопроводной (см. 50 фиг. 1) .

Взаимодействие элементов и узлов в двухпроводном приводе такое же, как и в описанном однопроводном приводе (за исключением того, что в расторможенном состоянии двухпроводного привода полость 14 через дроссель 16, полость 15, трубопровод 10, полость 24, магистраль управления 29 сообщается с атмосферой). Кроме того, при служебном торможении, когда осуществляется плавное нарастание давления на входе в магистраль управления 29 в полостях 15 и 24 и трубопроводе 10 сжатый воздух успевает перетечь из полости 15 через дроссель 65

16 в полость 14, поэтому пневмоуправляемый клапан 5 в работу не включается.

При экстренном торможении происходит интенсивное нарастание давления воздуха на входе в магистраль управления 29 (см.фиг. 2)и в полостях 24 и 15. Вследствие увеличения давления воздуха в полости 24 механизм 22 перемещается вниз и открывает клапан 23, через который сжатый воздух из ресивера 3 поступает в тормозную камеру 4. При таком режиме работы двухпроводного привода воздух не успевает перетечь через дроссель 16 из полости 15 в полость 14, поэтому в течение некоторого проМежутка времени давление в полости 15 превышает давление в полости 14 и поршень 21 со штоком

26 перемещается вправо, открывая клапан 25 и в дальнейшем процессы в двухпроводном приводе протекают также, как и в однопроводном.

Опытным путем установлено, что усовершенствованный пневматический тормозной привод прицепа, выполненный по одно-и двухпроводной схемам, может использоваться на прицепах большой и особо большой грузоподъемности, обеспечивая необходимое время срабатывания тормозной системы при экстренном торможении.

Формула изобретения

1. Тормозной привод прицепа, содержащий магистрали питания и управления, воздухораспределитель, ресивер и тормозные камеры, о т л и ч аю шийся тем, что, с цельЮ повышения быстродействия привода при экстренном торможении, привод снабжен пневмоуправляемым клапаном, установленным в магистрали, соединяющей ресивер и тормозные камеры.

2. Привод по и. 1, о т л и ч а ю шийся тем, что пневмоуправля" емый клапан снабжен установленным между полостью подключения ресивера и полостью подключения тормозных камер запорным элементом и подвижным элементом, установленным с возможностью взаимодействия с ним, причем указанным подвижным элементом образована полость управления.

3. Привод по п.2, о т л и ч а юшийся тем, что запорный элемент выполнен в виде тарельчатого клапана.

4. Привод по п. 2, о т л и ч а юшийся тем, что подвижный элемент выполнен в виде поршня со штоком для взаимодействия с запорным элементом, причем в поршне установлен дроссель.

5. Привод по.п. 4, о т л и ч а юшийся тем, что в двухпроводной

749714

Фиг.2

Составитель В. Чернов

Редактор Н.Воликова Техред М.Петко Корректор М,Вигула

Тираж 763 Подписное

ЦНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035 Москва Ж-35 Раушская наб. д. 4/5

Заказ 4532 13.Филиал ППП "Патент, r. Ужгород, ул. Проектная, 4 схеме привода поршневая полость сообщена с магистралью управления.

6. Привод по п. 4, о т л и ч а юшийся тем, что в однопроводной схеме привода штоковая полость сообщена с магистралью управления.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР

Р 329052, кл. В 60 Т 13/66, 1971.

2. Авторское свидетельство СССР

Р 331948, кл. В 60 Т 15/42, 1963 (прототип)..

Тормозной привод прицепа Тормозной привод прицепа Тормозной привод прицепа Тормозной привод прицепа 

 

Похожие патенты:
Наверх