Устройство для контроля взаимного расположения пары зубчатых колес

 

Союз Советскик

Социалистическик

Республик

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (ц750255 (61) Дополнительное к авт, свид-ву(22) Заявлено21. 11. 77 (21) 2545456/25-28 (51)М. Кл, с присоединением заявки Й9—

G 01 В 5/20

Государственный комитет

СССР по делам изобретений н открытий (23) Приоритет—

Опубликовано 230780. Бюллетень ¹ 27

Дата опубликования описания 2507,80 (53) УДК 5 31. 717. 2:

: 621. 833 (088. 8) (72) Авторы изобретения

А. A. Кычма, Ю. Н. Микольский и В. Т. Павлище (71) Заявитель

Львовский ордена Ленина политехнический институт (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ КОНТРОЛЯ ВЗАИМНОГО РАСПОЛОЖЕНИЯ

ПАРЫ ЗУБЧАТЫХ КОЛЕС

Изобретение относится к контролю в машиностроении, а именно, к устройствам для контроля взаимного положения пары зубчатых колес, находящихся в зацеплении.

Известно устройство для контроля взаимного расположения валов зубчатой передачи, содержащее базирующие элементы, на которых располагаются валы червячной пары, микрометрические винты для поворота базирующих элементов относительно осей валов, уровни для фиксации исходного положения базирующих элементов, индикаторы для отсчета величины перекоса в алов. g1) Наиболее близким к изобретению по техническому существу и достига- 20 емому эффекту является устройство для контроля взаимного расположения пары зубчатых колес, содержащее два баэирующих элемента, каждый из которых выполнен в виде пары дисков, соеди- 25 ненных между собой стержнем, располагаемых во впадине зубьев соответствующего колеса, и индикаторы и измерительный наконечник, ощупывающий поверхность зуба колеса 2 30

Недостаток известных устройств заключается в невозможности контроля перекоса зубьев зубчатой пары, находящихся в зацеплении в процессе работы.

Цель изобретения — определение перекоса зубьев пары зубчатых колес.

Это достигается тем, что устройство снабжено шарнирно связанным со стержнями штоком, и закрепленнымь на штоке двумя кронштейнами, а индикаторы установлены на каждом кронштейне и предназначены для фиксации положения соответствующего стержня

s направлен :и, перпендикулярном положению другого стержня. Такое выполнение устройства обеспечивает определение перекоса и тем самым повышение точности монтажа пары зубчатых колес.

На чертеже изображена схема устройства в рабочем положении.

Устройство содержит стержни 1, 2, баэирующие элементы в виде дисков 3, 4, 5, 6, стержни связаны между собой штоком 7 посредством шарниров 8, 9, кронштейны 10, 11 закреплены жестко на штоке, несущие индикаторы 12, 13 и 14, 15, планки 16, 17, одни

750255

Формула изобретения

Составитель Л. Кенич

Редактор М. Ликович ТехредЖ.Кастелевич Корректор Г. Назарова

Заказ 4456/15 Тираж 801 Под пис ное

ЦНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035 Москва )(-35 Раушская наб. д. 4/5

Филиал ППП "Патент", r. Ужгород, ул. Проектная, 4

-концы которых взаимодействуют с инди каторами 14, 15, а другие концы планок 16, 17 жестко закреплены на стержне 2. Базирующие элементы в виде дисков 3, 4 и 5, 6 размещены во впадинах зубьев зубчатых колес 18 19. г ° 5 устройство работает следующим образом.

Стержни 1, 2 с соответствующими дисками 3, 4 и 5, 6 устанавливаются во впадины зубьев пары зубчатых ко- (g лес 18, 19, имеющих перекос зубьев.

Оси стержней получают такой же относительный перекос. Шарнир 8 позволяет стержню 1 совершать угловые перемещения в плоскости осей штока

7 и стержня 1. Шарнир 9 обеспечивает

15 возможность совершать угловые перемещения стержню 2 в плоскости, перпендикулярной оси штока 7 и линейные перемещения вдоль этой оси. Индикаторы

12, 13, измерительные наконечники которых контактируют со стержнем 1, показывают величину перекоса зубьев зубчатого колеса 19 в одной плоскости, а индикаторы 14, 15, измерительные наконечники которых взаимодействуют 25 с планками 16, 17, показывают перекос зубьев зубчатого колеса 18 в перпендикулярной плоскости.

Перекос зубьев устраняется регулированием положения одного из зубчатых колес, тем самым достигается повышение точности монтажа зубчатои передачи, валы которых не располагаются в одном общем корпусе, что дает возможность существенно повысить нагрузочную способность передачи и улучшить ее эксплуатационные показатели.

Устройство для контроля взаимного расположения пары зубчатых колес, содержащее два базирующих элемента, каждый из которых выполнен в виде пары дисков, соединенных между собои стержнем, располагаемых во впадине зубьев соответствующего колеса, и индикаторы, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью определения перекоса зубьев пары зубчатых колес, оно снабжено шарнирно связанным со стержнями штоком, и закрепленными на штоке двумя кронштейнами, а индикаторы установлены на каждом кронштейне и предназначены для фиксации положения соответствующего стержня в направлении, перпендикулярном положению другого стержня.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР

9 188042, кл. G 01 В 5/24, 1969.

2. Марков A. Л. Измерение зубчатых колес. Машгиз, 1968, с. 196, фиг. 65 (прототип).

Устройство для контроля взаимного расположения пары зубчатых колес Устройство для контроля взаимного расположения пары зубчатых колес 

 

Похожие патенты:
Наверх