Система управления положением судна в доке

 

Союз Советскик

Социалистических

Реслублик

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свил-ву— (22) Заявлено 20.02.78 (21) 2582855/18-24 (51) М. Кл з с присоединением заявки Ме— 105 D 1/00

Государственный комитет (23) Приоритет— (53) У Д К 622.67, .38 (088.8) Опубликовано 23.07.80. Бюллетень М 27

Дата опубликования описания 28.07.80 ло делам изобретений и открытий (72) Авторы изобретения

С. Д. Кутис и В. М. Хоботилов (7() Заявитель (54) СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ПОЛОЖЕНИЕМ

СУДНА В ДОКЕ

Изобретение относится к области судостроения, в частности к устройствам для центровки судов в доке.

Известно устройство для центровки судов в сухом доке, включающее два лазерных излучателя, расположенных за береговым концом дока, генерирующих два параллельных луча. Лучи проходят симметрично относительно диаметральной плоскости дока и проецируются на светящийся экран, установленный на судне (1).

Указанное устройство имеет ограниченную область применения, предусматривает установку на судне дополнительных элементов. Автоматизировать процесс возможно при использовании дополнительных индикаторных устройств.

Наиболее близкой к предлагаемой по технической сущности является система управления положением судна в доке, в состав которой входит ультразвуковое приемно-передающее устройство, состоящее из нескольких рядов ультразвуковых вибраторов, усгановленных на дне дока симметрично относительно его продольной оси. В каждом ряду вибраторы устанавливаются в виде цепочки, идущей в травезном направлении. В сос2 тав системы входит также блок коммутации, который изменяет с заданной временной выдержкой режимы работы вибраторов приемно-передающего устройства, а также режимы работы задающего генератора и приемно-усилительного блока, и блок индика5 ции положения судна в доке, реагирующии на величину выходного сигнала приемно-усилительного блока (2) .

Точность этой системы зависит от шага установки вибраторов. Большое количество

1о вибраторов определяет сложность блока коммутации и значительную длину кабельных линий.

Цель изобретения — повышение точности и упрощение системы.

Указанная цель достигается тем, что в систему, содержащую ультразвуковые вибраторы, расположенные на одном уровне симметрично относительно диаметральной плоскости дока, блок коммутации, блок формирования передающих сигналов, первый блок щ формирования приемных сигналов и блок индикации, введены блок задержки, блок сравнения, второй блок формирования приемных сигналов, а ультразвуковые вибраторы попарно установлены на башнях дока

750443

Формула изобретения друг против друга, причем первые ультразвуковые вибраторы всех пар через блок коммутации подключены соответственно к. первым входам первого и второго блоков формирования приемных сигналов, а вторые ультразвуковые вибраторы всех пар — к соответствуюгцим первым выходам блока формирования передающих сигналов, вторые выходы которого соединены со вторыми входами первого и второго блоков формирования приемных сигналов, а третий выход — со входом блока задержки, выходы которого подключены к третьим входам первого и второго блоков формирования приемных сигналов, выход блока сравнения соединен со входом блока индикации, а входы — с выходами первого и второго блоков формирования приемных сигналов. fS

На фиг. 1 изображена блок-схема предлагаемой системы; на фиг. 2 — схема установки ультразвуковых вибраторов; на фиг. 3 — разрез А — А на фиг. 2. зо

Система включает два канала, носовой и кормовой, и содержит блок 1 коммутации, блок 2 формирования передающих сигналов, состоящий из задающего генератора 3 и формирователя 4 импульсов, блок 5 задержки, состоящий из элемента 6 задержки и ждущего мультивибратора 7, два блока 8 и 9 формирования приемных сигналов, состоящие из селективных усилителей 10 и 11, триггеров

12 и 13 Шмидта, блокинг-генераторов 14 и 15 с задержанной обратной связью, блок зр

16 сравнения, состоящий из фазоинвертора

17 и интегратора 18, блок 19 индикации, состоящий из стрелочного индикатора 20 и фазочувствительного реле 21. Ультразвуковые вибраторы носового канала обозначены сплошными линиями, кормового — пунктирными. Каждый из каналов имеет два ультразвуковых вибратора-приемника 22, 23, 24 и 25 и два ультразвуковых вибратора излучателя 26, 27 и 28, 29, объединенных в пары

«излучатель-приемник», которые смонтирова40 ны на башнях дока симметрично относительно его диаметральной плоскости на одном уровне. Приемник 22 и излучатель 26 установлены на правой башне, а приемник 23 и излучатель 27 на левой.

4S

С.истема работает следующим образом.

Импульсы с задающего генератора 3 поступают одновременно на формирователь 4 импульсов, блокинг-генераторы 14 и 15 с задержанной обратной связью блоков формирования приемных сигналов, а также че- SO рез элемент 6 задержки на ждущий мультивибратор 7. Сформированные импульсы излучаются передающими ультразвуковыми вибраторами 26 и 27 и, отразившись от бортов судна, попадают на приемные вибраторы 22 и 23. Выделенные и усиленные селективными усилителями 10 и 11 импульсы заданной частоты формируются в прямоугольные импульсы триггерами 12 и 23

Шмидта и срывают генерацию блокинг-генераторов 14 и 15, запускаемых импульсами задающего генератора 3. Элемент 6 задержки задерживает запуск ждущего мультивибратора 7, открывающего входы селективных усилителей на время продолжительности импульса задающего генератора 3. Продолжительность открытого состояния селективных усилителей определяется длительностью импульсов ждущего мультивибратора 7 и задается из условия отсечки сигналов, выработанных излучателем противоположной башни дока.

Импульсы блокинг-генераторов 14 и 15 поступают на блок 16 сравнения, при этом с блокинг-генератора 14 импульс поступает на фазоинвертор 17, а затем на интегратор

18, а с блокинг-генератора 15 непосредственно на интегратор 18. Число поступивших на интегратор импульсов зависит от времени генерации блокинг-генераторов, которое пропорционально расстоянию между ультразвуковыми вибраторами и бортами судна.

Интегратор 18 вырабатывает аналоговый сигнал, амплитуда и полярность которого зависят от разности импульсов, поступивших с блоков формирования приемных сигналов, а следовательно, и от зазора между башнями дока и бортами судна.

Результирующий сигнал поступает на блок 19 индикации, стрелочный индикатор

20 которого регистрирует величину и направление смещения диаметральной плоскости докуемого судна относительно диаметральной плоскости дока, а фазочувствительное реле 21 вырабатывает сигнал, используемый для приведения в действие соответствующих рабочему каналу исполнительных механизмов.

Использование устройства позволяет сократить общее количество ультразвуковых датчиков, протяженность кабельных линий, упростить общую конструкцию системы.

Система управления положением судна в доке, содержагцая ультразвуковые вибраторы, расположенные на одном уровне симметрично относительно диаметральной плоскости дока, блок коммутации, блок формирования передающих сигналов, первый блок формирования приемных сигналов и блок индикации, отличающаяся тем, что, с целью повышения точности и упрощения системы, она содержит блок задержки, блок сравнения, второй блок формирования приемных сигналов, а ультразвуковые вибраторы попарно установлены на башнях дока друг против друга, причем первые ультразвуковые вибраторы всех пар через блок коммутации подключены соответственно к первым входам первого и второго блоков формирова750443

4)иг. 8 ния приемных сигналов, а вторые ультразвуковые вибраторы всех пар — к соответствующим первым выходам блока формирования передающих сигналов, вторые выходы которого соединены со вторыми входами первого и второго блоков формирования приемных сигналов, а третий выход — со входом блока задержки, выходы которого подключены к третьим входам первого и второго блоков формирования приемных сигналов, выход блока сравнения соединен со входом блока индикации, а входы — с выходами первого и второго блоков формирования приемных сигналов.

Источники информацйи, принятые во внимание при экспертизе

1. Патент ФРГ № 2357689, кл. В 63 с 1/10, опублик. 1976.

2. Патент Японии № 21629, кл. 84 k 2, опублик. 1974 (прототип) .

750443

Составитель Л. Цаллагова

Редактор В. Зарванская Техред К. Шуфрич Корректор М. Шароши

Заказ 4463/! 8 Тираж 956 Подписное

ЦНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП «Патент» г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Система управления положением судна в доке Система управления положением судна в доке Система управления положением судна в доке Система управления положением судна в доке 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области неразрушающего контроля технологических процессов в строительной индустрии и может быть использовано для получения данных о параметрах предварительно напряженных арматурных элементов (стержней, канатов и т.д.) при изготовлении железобетонных конструкций, в частности, для определения требуемого удлинения арматурного элемента, измерения напряжений в арматурном элементе и корректировки его длины

Изобретение относится к технике антенных измерений и может быть использовано для измерения положения измерительного элемента для дефектоскопии стен строительных сооружений, для определения ближнего поля антенн с большой апертурой защищенных обтекателем сложной формы, например в виде полусферы ил конусообразной формы

Изобретение относится к двигателестроении, в частности, к газовым двигателям внутреннего сгорания, а более конкретно - к устройствам для регулирования давления топливного газа в газовых двигателях внутреннего сгорания

Изобретение относится к области автоматического регулирования, предназначено для регулирования давления жидкости или газа и может быть использовано в системах гидропневмоавтоматики как звено, преобразующее входной электрический сигнал в давление жидкости или газа на выходе системы, управляющей гидравлическими и пневматическими исполнительными механизмами

Изобретение относится к регулятору скорости объекта производственного процесса для монотонного изменения от максимально возможной величины и обратно линейной скорости транспортируемого объекта

Изобретение относится к авиационным комплексам, обеспечивающим условия снижения аварийности при полетах по сложным маршрутам, в районах взлетно-посадочных полос (ВПП) и при посадке - наиболее ответственного этапа эксплуатации летательного аппарата (ЛА)

Изобретение относится к технике автоматического регулирования и может быть использовано в системах коммунального газоснабжения

Изобретение относится к автоматике и может быть использовано в устройствах управления транспортными средствами

Изобретение относится к технике автоматического регулирования давления газа и может быть использовано как в промышленности, так и в быту
Наверх