Способ контроля изготовления конических колес с круговыми зубьями

 

О П И С А Н И Е < 175БЗЗ

Союз Советских

Социалистических

Республик

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительн1ое к гвт. Сз;д-ву— (22) За",çëe. 1:i 09.11.78 (21) 2697996/25-08

5; J м, К.а. в 23 F 9,0л

В 23 . 23/10 с присоед11нс ни ем заявки в—

Государственный комитет (23) Приоритет— по делам изобретений и открытий (43) Опубликовано 30.07,80. Бюллетень № 28 153) УДК 621.9.08 (088.8) (45) Дата сгублнкозання описан:1я 30.07.80 (72) Авторы изобретения

А. И. Друзенко и И. Г. Ромашко (71) Заявитель (54) СПОСОБ КО НТРОЛЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ

КОНИЧЕСКИХ КОЛЕС С КРУГОВЫМИ ЗУБЬЯМИ

Изобретение относится к способам контроля производства шестерен, а 1менно к способам контроля изготовления конических колес с круговыми зубьями.

Известны способы изготовления и контроля качества конических колес, которые предусматривают подгонку пятна контакта в зубчатой паре путем корректировки наладок станка 11).

Форма и расположение пятна контакта являются одним из наиболее распространенных критериев в оценке качества зацепления контролируемой конической зубчато11 пары.

После того, как нарезаны зубья колеса на расчетных установках зуборезного стан,а режущим инструментом с рас- .етнымн геометрпческими параметрами, у обработанного колеса контролируют разм ; зуба по зубо.;1еру, внешнюю высоту зуба и шеероховатость поверхности. Затем производят черновое и чистовое нарезание зубьев шестерен на расчетных установках, сохраняя при этом полную высоту зуба, величину припуска Il равномерное его распределение по сторонам зуба. Колесо и шестерню, нарезанные на расчетных установках зуборезного станка, устанавливают на контрольнообкатных станках и определяют размеры зубьев, форму и расположение пят:-:;-, контакта.

Как правило, после первого нарсзания шестерни на p3c - å-.:.ых установках. пятно контакта не имеет правильного распсложння. поэтому вносят корректировки ". наладкп, пока не добьются нссбходиз1.1х рзультатов.

Недостатком такой последовательности изготовления пара! конических колес явлчется Т0, что не обеспечивается вз3èìîç;;меняемость элементов пар. Конические колеса комплектуются. как правило, в п3ре, а затем скомплектованная пара монтируется в изделии. При необходимости замены одного из элементов пары, например Ili:-стерни, возникает необходимость замены всей па1ры, TBK как B противном случае пара будет не скомплектована и ее удовлетворительная работа не может бь|ть гаг,".нт рована.

Цель изобретения — обеспечение взаимозаменяемости элементов зубчатых пар р33личных партий изготавливаемых кон1гческнх

25 колес с круговь1мн зубьями в узлах приводов.

Для этого в ка-1естве управляемого параметра используо-. отклонения профиля и направления зубьев одного цз элементов зубчатой пары — колеса, которые опрсделя751533 г;; записям профиля в трех сечениях по ""..ë",t.íå зуба, а направления — в трех се:=«иях tto высоте зуба, после чего вносят ко)рре:;тпровку в наладку станка и достига.от неооходимых значений откло:-:е; .:й проф. :,;я и направления, а затем осущ"сгвляют по "itîíêó пятна контакта в;.аре и. гем корректировки наладок станка при г""отс пленив шестерни, причем зна -.ение стило«ений профиля и направи ния з; "ье-.. колеса выдерживают постоянными для разли-ных партий шестерен.

;ертеже изображена с>.ема:амера проф...ля в сечениях 1. 2, 3 по длине зуба и направления — в сечениях 4, б, о по выс".т-; =-уба.

Прп изготовлении шестерен по данному способу, контроля в перву)о счередь пo, ac:,;Ti- bf»1 наладкам нарезают ведомый элемент пары — колесо. Снимают колесз со сганка и на приборе, например КР-42, за.):-."..-.: т его профиль в трех сечениях по лли е зуба. Первое сечение располагают у малого модуля на расстоянии 1 — 2 чл от

"ot)ttа. второе сечение — среднее pac;àòíoå с:: чение зуба, третье — It большого» G ля, на расстоянии 1 — 2 льи от его торца. 1»o )кроль осуществляют по выпуклой и вогну-ой стороне, используя конусные нако е-.. -.нки, если колесо устанавливают на угол делительного конуса колеса, либо

C -градусные, если на угол oct.oattого конуса.

Аналогично замеряют и напразленпе зуба на специальном приборе, располагая сечения по высоте зуба. Если необходимо скооректировать профиль либо направление — вносят корректировку в наладку станка до тех пор, пока не будуг получены необходимые значения отклонений. После

:-того нарезают либо шлифуют второй эле енг пары — шестерню, раздельно выпуклуюю н вогнутую стороны. На каждой стороне зуба шестерни подгоняют необходимое пятно контакта с ранее прошлифованг.ым (,) л ес о,ь

Зна",ение отклонений профиля и направления зу ьев колеса выдерживают постояннымп для различныh партий шестерен.

Таксе отличие в способе управления качеством изготовления шестерен позволит е комплектовать попарно, а обеспечивать взаимозаменяемость элементов пары, т. е. модульность апрегатов. Взаимозаменяемость

10 элементо"-: пары обеспечивается тем, что боковая поверхность зубьев колеса имеет стабильное значение, общее для всех nap"", ttt колес.

Формула изобретения

Способ контроля изготовления конических колес с круговыми зубьями, при ко20 тором осуществ.чяют подгонку пятна контакта в зубчатой паре путем корректировки

):аладок станка, отл ич а ющи йся те»:, . то, с целью обеспечения взаимозаменяемости элементов зубчатых пар различных пар25 тий изготавливаемых конических колес с круговыми зубьями в узлах приводов, определяют отклонение профиля зубьев одного из элементов зубчатой пары — колеса по записям профиля в трех сечениях по длине

30 зуба, и нап)равление зубьев колеса в трех сечениях по высоте зуба, после чего путем корректировки наладок станка добиваются. соответствия этих параметров заданным значениям, а затем осуществляют подгонку пятна контакта s паре путем корректировки наладок станка при изготовлении шестерни, причем значение отклонений профиля и направление зубьев колеса выдерживают постоянными для различных партий шестерен.

Источник информации, принятый во внимание при экспертизе:

1. Калашников С. Н. и др. Контроль производства конических зубчатых колес.

45 «.Чашпностроение», M.. 1976, с. 82 — 90.

751533

) !

1

) )

Сост! гптсд T. К дгх!.. :.a

Текрсд A. Еам .шиикоза

Редактор Г. Улыбпиа

1;ор;.ектeð С. Файн

Заказ 829/1015 Тир : 1160 Г)одписиэе

НПО «Поиск» Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

Москва, Ж-35, Рзушская наб., д. 4/5

Тип. Харьк фпл. пред. «Патент»

Способ контроля изготовления конических колес с круговыми зубьями Способ контроля изготовления конических колес с круговыми зубьями Способ контроля изготовления конических колес с круговыми зубьями 

 

Похожие патенты:
Наверх