Стержень обмотки статора электрической машины

 

Союз Советскик

Социалистических

Республик

ОПHCA HE

ИЗОБРЕТЕНИЯ

Х АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

<„, 752627 (61) Дополнительное к авт. саид-ву (22) Заявлено 03. 07. 78 (21) 2641591/24-07 с присоединением заявки ¹ (23) Приоритет

Опубликовано 300780. Бюллетень № 28

Дата опубликования описания 03.08.80 (51)м. Кл.З

Н 02 К 3/14

Государственный комитет

СССР по делам изобретений н открытий (53) УДК 621. 313. .045.13 (088,8) (72) Авторы изобретения

Г. М. Хуторецкий и А. Д. Игнатьев (71) Заявитель (54) СТЕРЖЕНЬ ОБМОТКИ СТАТОРА ЭЛЕКТРИЧЕСКОИ

МАШИНЫ

Изобретение относится к электромашиностроению, точнее к конструкции стержня обмотки статора крупной электрической машины переменного тока, например турбогенератора. 5

Известен стержень обмотки статора электрической машины переменного тока, в котором элементарные проводники транспонированы в пазовой части на 360 и в каждой из двух лобовых частей стержня с постоянным па длине шагом сделана транспозиция проводников на 180 1Ц .

Недостаток этой конструкции стержня заключается в том, что она не обес45 печивает компенсацию циркуляционных потерь в лобовой части стержня от собственных потоков.

Известен также стержень обмотки статора электрической машины, содер- 20 жащий два ряда изолированных между собой элементарных проводников, электически соединенных на концах и разделенных по длине пазовой части на три участка транспозиции, на крайних 25 участках транспозиция проводников выполнена на 180" . B этом стержне проводники в пазовой части транспонированы на 540, участки транспозиции неравные по длине и на каждом участ- 3() 2 ке транспозиция выполнена на 180 >, причем крайние участки в два раза короче среднего участка и шаг транспозиции на крайних участках равен 54 )=

1 р —, а на среднем участке1 що = -— „- 8.

Таким образом шаг транспозиции на крайних участках в два раза меньше о шага транспозиции на 360 при одинаковой длине проводников и одинаковом их количестве 21 .

Недостаток этой конструкции заключается в том, что шаг транспозиции мал на крайних участках стержня, поэтому такой стержень сложен в изготовлении, недостаточно технологичен и, кроме того, недостаточно надежен, так как при изготовлении такого стержня с малым шагом транспозиции не исключена воэможность повре>кдения собственной изоляции проводников на их резких перегибах при транспонировании.

Цель изобретения — повышение надежности и технологичности путем увеличения шага .транспозиции.

Укаэанная цель достигается тем, что в стержне обмотки статора электрической машины, содержащем два ряда изолированных между собой элементарных проводников, электрически соеди752627 ненных на концах и разделенных по длине пановой части на три участка транспозиции, на крайних участках транспозиция проводников выполнена на 180 полная транспозиция проводников в пановой части выполнена на 450 >, участ

Ки транспозиции выполнены равными по длине, причем средний участок стержня разделен на три части и на средней части длиной, равной 1/6 длины пазоной части стержня, транспозиция проводников выполнена на 90, а соседние части, длиной, равной 1/12 длины пазовой части, выполнены без транспозиции проводников.

На фиг. 1 схематически показан стержень обмотки статора, вид сбоку, 1$ на фиг. 2 — вид А на фиг. 1 (торец стержня ), на фиг. 3 — вид Б на фиг.1 (торец стержня); на фиг. 4 — стержень обмотки статора, вид сверху, на фиг. 5 — правый ряд элементарных про- 2О водников стержня, на фиг. 6 -вид B на фиг. 5 (торец правого ряда проводников в начале стержня); на фиг.7 вид Г на фиг. 5 (торец правого ряда проводников в конце стержня); на фиг. 8 — правый ряд элементарных проводников стержня, вид сверху; на фиг. 9 — левый ряд элементарных провоцников стержня; на фиг. 10 — вид Д на фиг. 9 (торец левого ряда проводников в начале стержня); на фиг. 11 вид Е на фиг.9 (торец левого ряда проводников в конце стержня);на фиг. 12 — левый ряд эдлементарных проводников стержня, вид сверху.

Стержень обмотки статора электри- 3S ческой машины содержит дна ряда, левый 1 и правый 2„ изолированных между собой элементарных проводников 3, электрически соединенных на концах стержня. Стержень разделен по длине gg пазовой части 1 на три участка транспозиции 1,, 1>, 1, причем на крайних участках 1„ и 1 транспозиция проводников выполнена на 180, т.е. каждый элементарный проводник 3 стержня на этих участках последовательно занимает различные положения по высоте паза, т.е. делая полоборота.

На всех чертежах для наглядности последовательного перемещения проводников в пазу один пронодник показан затемненным. Участки транспозиции

1„, 1, 1 стержня выполнены равными по длине 1 пазовой части. Средний участок 1 разделен на три части и на средней части 14, длиной равной

1/6 длины 1 пазовой части, проводники транспонированы на 90О, à соседние части 1э и 1 длиной, >анной 1/12 длины пазовой части 1, выполнены без транспозиции проводников.

Шаг транспозиции на всех транспочированных участках равномерный и раBBH 54(у) 3 и 8 т. е. в 4/3 Раза больше, чем малый шаг при известной транспоэиции проводников в пазу на

540О .

Описанная конструкция стержня обмотки статора электрической машины более технологична, так как имеет больший шаг транспозиции, и более надежна, в связи с тем, что при транспониронании проводников с большим шагом меньше вероятность цовреждения собственной изоляции на перегибах проводников. Поэтому эта транспозиция может применяться для стержней с относительно малой длиной и большим количеством проводников.

Формула изобретения

Стержень обмотки статора электрической машины, ссдержащий два ряда изолированных между собой элементарных проводников, электрически соединенных на концах и разделенных по длине пазовой части на три участка транспозиции, на крайних участках транспозиция проводникон выполнена на

180О, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности и технологичности, транспозиция проводников в пазовой части выполнена на

450, участки транспозиции выполнены о равными по длине, причем средний участок стержня разделен на три части и на средней части длиной, равной 1/6 длины пазовой части стержня, транспозиция проводников выполнена на 90, а соседние части длиной, равной 1/12 длины пазовой части, выполнены без транспозиции проводников.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1..Патент Франции Р 1.269541, кл. Н 02 К, 1960.

2. Домбровский В.В.,Хуторецкий Г.И.

Основы проектирования электрических машин переменного тока. ЛО, "Энергия", 1974, с. 122-123.

Стержень обмотки статора электрической машины Стержень обмотки статора электрической машины Стержень обмотки статора электрической машины Стержень обмотки статора электрической машины 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области электротехники и электромашиностроения и может быть использовано в производстве стержней статорных обмоток электрических машин, в частности турбо- и гидрогенераторов

Изобретение относится к области электротехники и касается особенностей конструктивного выполнения стержней обмоток машин переменного тока с расширенным уравниванием полей и может быть использовано в машинах средней и большой мощности, например турбо- и гидрогенераторах

Изобретение относится к области электротехники и касается электрических машин, в частности особенностей конструктивного выполнения статоров электрических машин и их сборки

Изобретение относится к конструкции статоров крупных электрических машин переменного тока, например , Турбои гидрогенераторов

Изобретение относится к облас ти электромашиностроения
Наверх