Способ тарировки барометрических измерителей скорости изменения высоты
Союз Советских
Социалистических
Республик
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
«»763710
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 300578. (21) 2622648/18-10 с присоединением заявки ¹â€” (23) Приоритет
Опубликовано 150Я80, Бюллетень № 34 (51)М. Кл.
6 01 L 27/00
Государственный комитет
СССР по делам изобретений и открытий (53) УДК 531.787 (088. 8) Дата опубликования описания 15 0980 ° (72) Авторы изобретения
A.È.Êóïöoâ и Е.П.Черкасов (71) Заявитель (54) СПОСОБ ТАРИРОВКИ БАРОМЕТРИЧЕСКИХ
ИЗМЕРИТЕЛЕЙ СКОРОСТИ ИЗМЕНЕНИЯ
ВЫСОТЫ
Изобретение относится к области авиационного приборостроения, в частности к способам тарировки измерителей скорости изменения высоты, принцип действия которых основан на методе дифференцирования выходного сигнала барометрического датчика высоты.
Известен способ тарировки измерителей скорости изменения высоты с помощью лабораторных вариометров (1) .
Известен также способ тарировки, заключающийся в определении величины выходных сигналов при подаче на
15 вход контролируемого прибора и эталонного жидкостного вариометра давления воздуха, изменяющегося соответственно значениям тарируемой вертикальной скорости во всех интервалах высот полета, т.к. характеристика измерителя зависит от высоты (2) .
Однако известный способ обладает следующими недостатками: ограниченным диапазоном рабочих высот, на которых возможна тарировка по эталонному жидкостному вариометру, т.к. на высотах свыше 20 KM жидкость в эталоне чачинает кипеть,невысокой точностью тарировки, т.к. эталон имеет высокую точность только на узком, конкретном для каждого эталона, отрезке высот; необходимостью большого числа эталонных измерителей, чтобы обеспечить точность тарировки во всем диапазоне скоростей и на всей области рабочих высот," сложностью процесса тарировки.
Целью предполагаемого изобретения является повышение точности тариров.— ки и расширение диапазона тарируемых высот указанная цель достигается тем, что при тарировке тарометрических измерителей скорости изменения высоты, содержащих барометрический датчик и дифференциатор, путем определения величины выходных сигналов при подаче на вход контролируемого прибора и эталонного вариометра давления воздуха, изменяющегося соответственно значениям тарируемой вертикальной скорости во всех интервалах высот полета, контролируемый высотный диапазон разбивают на элементарные участки и на каждом из них определяют отношение. приращения выходного сигнала барометрического датчика
763710 высоты к величине элементарного участка, затем сравнением с эталонным вариометром определяют у контролируемого прибора величину выходного сигнала 0 „ на том элементарном участке по высоте и на той вертикальной скорости Й и, на которых эталонный вариометр имеет минимальную паспортную .погрешность, а значения выходных сигналов U;,„для остальных высот Н„ и вертикальных скоростей
Й„„ определяют из выражения
Hm »
U =U — — ) и i-i
П где U„ — значение выходного сигнала измерителя при тарировке по эталонному вариометру;
Нп — вертикальная скорость при тарировке на высоте, соответствующей максимальной 20 точности эталонного вариометра;
Й,„ — значение тарируемой вертикальной скорости;
Л вЂ” отношение приращения сигнала датчика высоты к величине элементарного участка высоты, на котором проводилась тарировка по эталону;
Л вЂ” то же самое отношение, но на произвольном элементарном участке высоты.
Такой способ существенно упрощает процесс тарировки, т.к. при его осуществлении требуется всего лишь один эталонный жидкостной вариометр; расширяет диапазон тарируемых высот на высоты свыше 20-ти км; повышает точность тарировки, т.к. для определения выходной характеристики барометрического датчика высоты используют 40 стандартную прецизионную аппаратуру (вольтметр, эталонный барометр).
На фиг. 1 изображена блочная схема первого этапа тарировки; на фиг. 2 выходная характеристика барометричес 4 кого датчика высоты и зависимость параметра ;от высоты; на фиг. 3 представлена блочная схема второго этапа тарировки.
Схема первого этапа тарировки со- ®0 держит эталонный барометр 1, вольтметр 2 и подлежащий тарировке измеритель .3 вертикальной скорости, состоящий из барометрического датчика высоты 4,и дифференциатора 5.
Выходная характеристика б барометрического датчика высоты и зависимость 7 параметра А; от высоты (ломаная) представлены на фиг. 2.
Блочная схема второго этапа тарировки содержит кроме измерителя и ц) эталонного барометра эталонный жидкостной вариометр 8 и вольтметр 9.
Предлагаемый способ тарировки осуществляется в два этапа. На первом этапе весь диапазон высот та- у рировки (Но, Н„) разбивают на элементарные участки д Н;, на каждом из которых с помощью эталонных барометров 1 (фиг. 1) и вольтметра 2 опреде-, ляют приращение ь Ч; выходной характеристики б (фиг. 2) барометрического датчика высоты 4 и параметр Я;,. равный отношению приращения выходной характеристики датчика к длине эле- ментарного участка (ломаная 7) аМ, — На втором этапе с помощью
» эталонного барометра 1, эталонного жидкостного вариометра 8 (фиг.3) и вольтметра 9 определяют путем сравнения величину 0„ выходного сигнала измерителя З,т.е.величину сигнала на выходе дифференциатора 5 на элементарном участке, соответствующем минимальной паспортной погрешности эталона 8, и при вертикальной скорости Й»»
Этому участку высоты соответствует
ЬЧ параметр il= вЂ,. Значения U выьН
»»»» ходных сигналов измерителя 3 на других произвольных i-ûõ элементарных участках высот и при произвольной тарируемой вертикальнЬй скорости Йщ определяют из выражения
Hm R» и =.u н„
Предлагаемый способ позволяет расширить диапазон высот тарировки на высоты свыше 20 км, в 1,5-2 раза повысить точность тарировки, существенно сократить потребное количество эталонных вариометров.
Формула изобретения
Способ тарировки барометрических измерителей скорости изменения высоты, содержащих барометрический датчик и дифференциатор, путем определения величины выходных сигналов при подаче на вход контролируемого прибора и эталонного вариометра давления воздуха, изменяющегося соответственно значениям тарируемой вертикальной скорости во всех интервалах высот полета, о т л и ч а юшийся тем, что, с целью повышения точности тарировки и расширения диапазона тарируемых высот, контролируемый высотный диапазон разбивают на элементарные участкй и на каждом из них определяют отношение ; приращения выходного сигнала барометрического датчика высоты к величине данного элементарного участка, затем у контролируемого прибора сравнением с эталонным вариометром определяют величину выходного сигнала Оп на элементарном участке по высоте и на вертикальной скорости Й„, на которых эталонный вариометр имеет
763710 минимальную паспортную погрешность, а значения выходных сигналов U ùäëÿ остальных высот Н; и вертикальных скоростей Й,„ определяют из выражения й„, U =U
<Н A !
1 где 0 - значение выходного сигнала . измерителя при тарировке по эталонному вариометру, Й„ — вертикальная скорость при тарировке на высоте, соответствующей максимальной точности эталонного вариометра значение тарируемой вертиФ кальной скорости;
Риг.! и, Hyper
Hjwf ф баронетричасноя Ьггота. и
Фис.2 \ а
1 .
Ф
1 ф
Ъ ,ф
4 3
А — отношение прир щения сигнала датчика высоты к величине элементарного участка высоты, на котором проводилась тарировка по эталону,"
А — то же самое отношение на
1 произвольном элементарном участке высоты.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Браславский Д.А., Логунов С.С.
Приборы на самолете. М., Оборонгиз, 1947.
2. Купцов A.È. Эталонный жидкост- ной вариометр. Труды предприятий отрасли. ОЦАОНТИ, вып. Р 91, 1977
15 (прототип).
4иеЗ
Составитель О. Сафонов
Редактор E. Абрамова Техред И. Асталош Корректор С. Шекмар
Заказ 6270/35 Тираж 1019 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытый, 113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4