Сиденье для пассажирского транспортного средства

 

Союз Советских

Социалистических

Республик

ОЛ ИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

<,765043 (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 03.07.78 (21) 2639070/27-11 (51)М. Кл. с присоединением заявки М—

В 60 N 1/00

Государстввнный комитат

СССР (23) Приоритет— по делам изобретений к аткрытнй

Опубликовано 23.09.80. Бюллетень Ле 35

Дата опубликования описания 23.09.80 (53) УДК 629.113. .042.2 (088.8) 3,р (t 10eg = (72) Автор: . изобретения

И. С. Мазяр

;gy г,„" с

Всесоюзный конструкторско-экспериментальный инстивут А автобусостроения 1. (7I ) Заявитель (54) СИДЕНЬЕ ДДЯ ПАССАЖИРСКОГО

ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА

Изобретение относится к транспортным средствам, в частности к сиденьям транспортных средств, и может быть использовано в автобусах и троллейбусах в качестве сидений, распо лагаемых возле запасных выходов.

Известны сиденья транспортных средств, пре5 имущественно автобуса, содержащие остов, состоящий из горизонтальной рамы и жестко связанных с кузовом опорных стоек, и закреплен ные на раме подушки сиденья и спинки (1).

А36

Эти сиденья, рассчитанные на несколько пассажиров, в.случае установки в зоне запасного выхода при аварийной ситуации не позволят осуществить быструю эвакуацию пассажиров из

15 салона транспортного средства.

Наиболее близким техническим решением к изобретению является сиденье для транспортного средства, преимущественно автобуса, которое содержит остов, состоящий из горизон20 тальной рамы, имеющей длину, соответствующую ширине кузова, и жестко связанных с кузовом опорных стоек, и закрепленные на раме подушки сиденья и спинки (21, Эти сиденья имеют тот же недостаток, что объясняется тем, что они имеют неразъемную раму, а подушки сиденья и спинки не являются легкосъемными. Поэтому в случае аварийной ситуации зти сиденья создают помеху пассажирам для эвакуации их через запасной выход, поскольку для демонтажа таких сидений потребуется много времени, что практически неосуществимо в аварийных ситуациях.

Iles изобретения — повышение степени безопасности пассажиров в аварийной ситуации путем образования прохода по ширине сиденья.

Указанная цель достигается тем, что рама выполнена составной иэ отдельных секций, которые связаны ьтежду собой легкоразъемными соединениями, опорные стойки расположены под крайними секциями рамы, а подушки сиденья и спинки каждой секции выполнены автономными, а средней секции — съемными.

Каждое из разъемных соединений состоит из закрепленной на одной из сопряженных секций рамы У-образной направляющей, выполненной с отверстием на одной из ее сторон, и пластины пля введения в направляющую при

765048 фиксации сиденья, выполненной с прорезью, соосной отверстию направляющей, при этом в прорези и отверстии установлен стопорный палец, связанный с подпружиненной рукояткой.

Для ускорения аварийного соединения секций рамы рукоятки стопорных пальцев соединений соседних секций рамы направлены навстречу другу другу.

На фиг. 1 изображено сиденье, установленное в транспортном средстве, общий вид; на фиг. 2 — узел L на фиг. 1 в изометрии; на фиг. 3 — вид по стрелке А на фиг. 1; на фиг. 4 — разрез Б-Б на фиг. 3 (в увеличенном виде).

Сиденье содержит остов, состоящий из горизонтальной рамы, соответствующей по длине ширине кузова 1. Рама выполнена составной из отдельных секций — средней 2 и двух крайних

3 и 4. Под крайними секциями рамы установлены опорные стойки 5 и 6, жестко связанные с кузовом. Подушки сиденья 7 и спинки 8 как ° крайних секций рамы, так и подушки 9 сиденья и спинки 10 средней секции выполнены автоном. ными, при этом подушки средней секции являются и легкосъемными.

Секции рамы связаны между собой легкоразьемными соединениями. Для этого к средней секции рамы по ее бокам жестко прикреплены .У-образные направляющие 11, в которые входят пластины 12, прикрепленные к кра" íèì сек-зо циям 3 и 4 рамы. По бокам средней секции рамы расположены фиксаторы, выполненные в виде стопорных пальцев 13, подпружиненных пружинами 14. Стопорные пальцы установлены в отверстиях 15, выполненных в У-образных направляющих 11 и прорезях 16, расположенных на торцах сторон пластин 12, при этом отверстия направляющих размещены соосно прорезям пластин, Стопорные пальцы 13 соединены с Г-образ- 4, ными тягами 17, установленными в кронштейнах 18, которые жестко прикреплены к средней секции рамы. Отогнутые концы тяг 17 образуют рукоятки 19, расположенные в средней части остова на расстоянии, обеспечивающем 45 одновременный захват их одной рукой.

В рабочем положении сиденья секция 2 рамы посредством У-образных направляющих 11 соединена с крайними секциями 3 и 4 рамы и фиксируется посредством подпружиненных пру50 жинами 14 стопорных пальцев 13 установленных в отверстиях 15 направляющих и совмещенных с этими отверстиями прорезях 16 пластин, Для обеспечения свободного выхода через запасную дверь 20, смежно с которой располо4 жено сиденье, перемещением рукояток 19 навстречу друг к другу выводят стопорные пальцы 13 иэ прорезей 16. Далее, воздействуя на среднюю секцию рамы, перемещают последнюю с закрепленными на ней подушками 9 сиденья и спинки 10 вперед, или при открытой запасной двери назад до полного выхода пластин 12 из У-образных направляющих 11 и тем самым освобождают проход к запасной двери.

Освобождение занимаемого сиденьем прохода может выполняться как из салона транспортного средства, так и снаружи через открытую запасную дверь.

Формула изобретения

Сиденье для пассажирского транспортного средства, преимущественно автобуса, содержащее остов, состоящий из горизонтальной рамы, по длине соответствующей ширине кузова, и жестко связанных с кузовом опорных стоек, и закрепленные на раме подушки сиденья и спинки, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения степени безопасности пассажиров в аварийной ситуации путем образования прохода по ширине сиденья, рама выполнена составной из отдельных секций, которые связаны между собой легкоразъемными соединениями, а опорные стойки расположены под крайними секциями рамы, при этом подушки сиденья и спинки каждой секции выполнены автономными, а средней секции — съемными.

2. Сиденье по п. 1, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что каждое разъемное соединение состоит из закрепленной на одной из сопряженных секций рамы У-образной направляющей, выполненной с отверстием на одной иэ ее сторон, и пластины для введения в направляющую при фиксации сиденья, выполненной с прорезью, соосной отверстию направляющей, при этом в прорези и отверстии установлен стопорный палец, связанный с подпружиненной рукояткой.

3. Сиденье по п. 2, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью ускорения аварийного рассоединения секции рамы, рукоятки соединений соседних секций рамы направлены навстречу друг другу

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Патент США Р 3897974,.кл. 297 — 457, 1975.

2. Сарафанов Ю. К. и др. Автобус КАВ3-685, Транспорт, 1976, с. 231,-233 (прототип).

765048

Составитель Г. Петрова

Редактор Т. Зубкова ° Техред А. Бойкас

Корректор О. Билак

Э.

Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Заказ 6420/17 Тираж 763 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Сиденье для пассажирского транспортного средства Сиденье для пассажирского транспортного средства Сиденье для пассажирского транспортного средства Сиденье для пассажирского транспортного средства 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к способу безопасности удержания пассажиров или водителей аварийного транспортного средства

Изобретение относится к автомобилестроению и предназначено для обеспечения повышенной безопасности водителя и пассажиров в случае дорожно-транспортного происшествия
Изобретение относится к области автомобильного транспорта, а именно к тормозным системам транспортных средств

Изобретение относится к устройству с подушкой безопасности для автомобильного сиденья в соответствии с ограничительной частью п.1 формулы

Изобретение относится к демпферу, предназначенному для гашения движения поворачивающегося тела, и сиденью транспортного средства с таким демпфером

Изобретение относится к железнодорожному транспорту
Наверх