Тормозная жидкость

 

Й-С-- А= -Й=:

<о767183

Союз Советских

Социалистических

Республик

Оп ИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. саид-ву (22) Заявлено 04.1278 (23) 2695386/23-04 Я)М. Кл.

:С 10 М 3/14 с присоединением заявки йо(23) Приоритет

Государственный комитет

СССР но делам изобретений и открытий (53) НЖ 62 1. 892. 2 (088 8) Опубликовано 3ppg80 бюллетень М 36

Дата опубликования описания 3ppg80 (72) Авторы изобретения

Б.П.Холодов,- A.A Гундырев., Л.П.Казакова, А.А.Гуреев, . Л.В.Романова и Г.A.Øàðàïîâà

Московский ордена Трудового Красного Знамени институт нефтехимической и газовой промышленности имени И.М.Губкина (71) Заявитель (54) ТОРМОЗНАЯ ЖИДКОСТЬ

Изобретение относится к области тормозных жидкостей, обладающих улучшенными эксплуатационными свойствами и находящих применение в гидравлических тормозных системах автомобилей.

Известна тормозная жидкость, содержащая 10-20% третичного эфира бора. Но этот эФир, гидролизуясь, образует борнуЮ кислоту, что ухудшает антикоррозионные свойства жидкости.

Известна тормозная жидкость, содержащая ацетали гликолей, мокрая точка (температура кипения жидкости, содержащей 3,5 мас.Ъ воды) которой находится на уровне 140оС.

Эта жидкость обладает пониженной вязкостью при 50 С (3,4-3 сСт). г

Наиболее близкой по составу к изобретению является применяемая в настоящее время тормозная жидкость Нева, содержащая в своем составе моноэтиловый эфир диэтиленгликоля, полигликоли, имеющие молекулярные, массы 500 и 3000, модификатор набухания резины — эФир моноэтиловОго эфира диэтиленгликоля и синтетических жирных кислот С -Сь (эфир ЛЗ-ЭК) 2 и присадки дифенилолпропан,морфолин н бензтриазол.

Одним иэ главных недостатков жидкости Нева является ее по5 вышенная гигроскопичность, которую можно объяснить тем, что в молекулах полигликолей имеются гидро- " ксильные группы; обладающие способностью образовывать прочные воt0 дородные связи с молекулами воды.

При поглощении воды ухудшаются свойства тормозной жидкости: резко снижается температура кипения (при увеличении содержания воды в жидкости Нева от 0 до 3,5 мас.В температура кипения снижается с

198 до 134оС). Учитывая, что при работе автомобильных тормозов температура жидкости в них может"достигать

2() 120- 140 Ñ, возникает вероятность возникновения паровой пробки в гидроприводе, приводящая в свою очередь к отказу в работе тормозной системы автомобиля.

25 Кроме того, при увеличении содержания воды в этой тормозной жидкости увеличивается коррозия металлических деталей гидропривода. . Для уменьшения набухания резиновых

30 уплотнительных деталей тормозной

767183

24

0,5

ОР4

О,l

2060 1000

6,75 . 5,00

2260 1050

5,9 5,28

1000

6,2Прозрачная жидкость без расслоения и осадка

5 2 5

198 198.- 198

198 системы в Неву добавляют модификатор набухания эфир ЛЗ-ЭК.

Целью предлагаемого изобретений †являет создание тормозной жидкостй с пониженной гигроскопичностью:и улучшенными свойствами по совместимости с резиновыми уплотнительными де» талями тормозных систем.

Поставленная цель достигается:тем, что тормозная жидкость, содержащая полигликоль,моноэтиловый эфир диэтиленгликоля, дифенилолпропан, морфолин 1ч и бензтриазол, дополнйтельно содержит адипинат моноэтилового эфира . диэтиленгликоля и в качестве полигликоля содержит полигликоль молекулярной массы 680-720 йри следу - 15 ющем соотношении компонентов,мас.В:

Адипинат моноэтилового эфира диэтиленгликоля 23-25

Полигликоль молекулярной массы 680-720 23-25 Ю

Дифенилолцропан 0,5-0,55 .

Морфолин 0,4-0,45

Бензтриазол О, 1-012

Моноэтиловый эфир диэтиленгликоля Остальное 35

Тормозную жидкость готовят сме-, шением компонентов при 20-25 С.

Получено четыре образца тормозной жидкости пониженной, гигроскопичности. Састав,.мас.Ъ:

Образец 1 ..

Моноэтиловый эфир диэтиленгликоля 31

Адипинат моноэтилового эфира диэтиленгли- коля 50

Полигликоли 2900-3310о 18

Кинематическая вязкость,сСт,приг минус 40 С, не более плюс 50 С, не менее

Испытание низкотемпературных свойств

Состояние жидкости после выдержки при минус 50аС в течение 6 ч а) внешний вид б) время прохождения пузырь- ка воздуха через слой жидкости прй опрокйдывании сосуда,с

Температура кипения, С

Дифенилолпропан 0.,5

Морфолин 0.,4

Бензтриазол 0,1

Образец 2

Моноэтиловый эфир диэтиленгликоля, 50

Адипинат моноэтилового эфира диэтиленгли- . коля 25

Полигликоли молекулярной массы 680-720 24..

Дифенилолпропан 0,5

Морфолин 0,4

Бензтриазол 0il

Образец 3

Моноэтиловый эфир диэтиленгликоля

Адипинат моноэтилового эфира диэтиленгликоля 50

Полиглйколи с молекулярной массой 2900-, 3100

Дифенилолпропан

Морфолин

Бензтриазол

Образец 4

Моноэтиловый эфир диэтиленгликоля 52

Адипинат моноэтилового эфира диэтиленгликоля 23

Полигликоли с молекулярной массой 680-720 24

Дифенилолпропан 0,5

Морфолин 0.,4

Бензтриазол 0,1.

Характеристика полученных образцов тормозных жидкостей приведена в таблице.

767183

Продолжение таблииц

Стабильность при высокой температуре, C

Воздействие на резиновые дета- . ли (манжеты автомобиля Москвич иэ резины 2462, ч 7ц"C) а) набухание по объему,Э

3,5 2,65 3,7

8,.68

2,7

Клейкость и.шелуше- . ния отсутствуют б) внешний вид после очистки в) изменение твердости,ед, Взаимодействие с металлами:

2 а) изменение массы пластин мг/см медь М-1 алюминий Д-16 латунь JI-62 сталь СТ 10 чугун СЧ 1 8- 36 белая жесть б) внешний вид пластин

Признаки коррозии отсутствуют

Значение рН:

8 4 8,4 . 8,4

76276.77

8,4

7,4

8,5

8,2 а) до коррозии б) после коррозии

Совместимость с водой при минус 40 С в течение 22 ч:. а) внешний вид

Соот- Соот- Соот- Соответст- ветст- ветст- ветст вует вует вует вует

Прозрачная жидкость без рас-. слоения и .

I дка

Испаряемость: . а) летучие, sec.Ф б) состояние осадка после испытания

50. 32 ото.. отс. отс. отс. ото .

Температура кипения мокрой точки, С.

134

144 144

144 140 имечание, П р и м е и а н и е., Температура кипения мокрой точки определяют температуру кипения с добавлением 3,5 см воды.

0,00

0,00

0,08

0,00

0,02

0,00 оса б) время прохождения пузырька через слой жидкости при опрокидывании, сосуда,с 5

0,02 0,04 0,01

0,00 0,00 0,01, 0,06 0,1. 0,1

0,00 0,00 0,00

0,02 Oi02 Oi02

0,00 0,00 0,00

Соответствует

0i 04

0,00

0,1

0,00

0,02

0,00

767183 формула изобретения

Составитель Л.Иванова

Редактор Л.Герасимова Техред Е.Гаврылешко Корректор .Н.Григорук.

Заказ 7133/23 Тираж 545 Подписное .

ВНИИПИ Государстве»йй»ого комйтета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП Патент, г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Как видно из таблицы, наилучшими показателями обладают образцы

2 и 4. Образцы 1 и 3 непригодны к использованию в качестве тормозных жидкостей, так как они имеют повышенную вязкость при — 40 С. .Уменьшение содержания адипината моноэтилового эфира диэтиленглико ля менее 23 мас.% недопустимо, так как это приведет к уменьшению вязкости при 50 С ниже 5 сСт. Увеличение количества этого эфира выше 25 % повысит вязкость при — 40 С, поэтому экономически нецелесообразно.

Сравййвая физико-химические псказатели образцов 2 и 4 тормозной жидкости пониженной гигроскопич» ности с тормозной жидкостью Нева, можно сделать следующие выводы.

При одинаковых температурах кипения образец 2 имеет на 100С более вйсокую мокрую точку кипения, чем Нева (образец 4 — на боС) . Образцы 2 и 4 обладают несколько лучшими показателями стабильности-при вы сокой температуре.йнтикоррозионные свойства образцов 2 и 4 находятся в полном соответствии с требованиями

ТУ 6-09-550-73, а изменение массы пластины из латуни Л-62 в 8 раз меньше, чем для Невы . Эти образцы тормозной жидкости вызывают в 3 раза меньшее набухание резины.

Применение адипината моноэтилового эфйра диэтиленгликоля позволило отказаться,от использования в составе тормозной жидкости модификатора набухания резины. Очень. важным является то обстоятельство, что скорость поглощения воды тормозными жидкостями 2 и 4 на 32% меньше, чем тормозной:жидкостью Нева, Применение такой тормозной жидкости позволит на 1/3 повысить срок ее службы.

Тормозная жидкость, содержащая. полигликоль, моноэтиловый эфир диэтиленгликоля, дифенилолпропан, морфолин и бензтриазол, о т л и ч аю щ а я с я тем, что, с целью снижения гигроскопичности тормозной жидкости и улучшения совместимости с резиновыми уплотнительными дета20 лями, жидкость дополнительно содержит адипинат моноэтилового эфира диэтиленгликоля и в качестве по лигликоля содержит полигликоль мо лекулярной массы 680-720 при сле-, дующем соотношении компонентов,мас.%:

Адипинат моноэтилового эфира диэтиленгликоля 23-25

Полигликоль молекулярной массы 680-720 23-25

30 ифенилолпропан

0,5-0,55 ., Морфолин . 0,4-0,45

Бензтриазол

0,1-0,2

Моноэтиловый эфир дизтиленгликоля Остальное,

Тормозная жидкость Тормозная жидкость Тормозная жидкость Тормозная жидкость 

 

Похожие патенты:
Наверх