Статор электрической машины
Союз Советских
Социалистических
Республик
О П И С А Н И Е (, 771806
ИЗОБРЕТЕН ИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (6l) Дополнительное к авт. свнд-ву— (22) Заявлено 2.12.78 (21) 2695235/24-07 с присоединением заявки №вЂ” (5l) M. К..
}102 К5/20
Н 02 К9/22 (23) Приоритет—
Государственный комитет (53) УДК 021.313. . 713 (088.8) Опубликовано 15.10.80. Бюллетень № 38
Дата опубликования описания 25.10.80 ло делан изобретений н открытий
В. М. Петров, В. Е. Коркин, Э. A. Мотин, H. И. Леонов, }О. Г. Ивченко и Э. А. Бауман (72) Авторы изобретения (7I) Заявитель (54) МУТАТОР ЭЛЕКТРИЧЕСКОЛ МАШИНЫ
Изобретение относится к электромашиностроенню н может найти применение, например, в электрических машинах кратковременного режима работы, автомобильных генераторах н электродвигателях.
Известны электрические машины, содержащне статор с обмоткой, лобовые части которых размещены в оболочках 11).
В этих электрических машинах отвод тепла от обмотки ннтенснфицнруется за счет применения оболочек лобовых частей.
Наиболее близким к изобретению по технической сущности является статор электрической машины, содержащий сердечник с каналами на наружной поверхностн, обмотку с лобовыми частями, заключенными по меньшей мере в одну оболочку, и расположенные в упомянутых каналах элементы соединяющие оболочку с сердечником 12).
Недостатком известного технического решения является то, что применение продольных выступов приводит к увеличению рас. хода материала.
Целью изобретения является уменьшение расхода материалов.
Цель достигается тем, что оболочка нме. ет каналы на наружной поверхности, которые выполнены в осевом направлении н являются продолжением хотя бы части каналов сердечника, а элементы, соединяющие оболочку н сердечник, имеют удлинения, расположенные в каналах оболочки.
Оболочка лобовых частей выполняет роль защитного средства обмотки от механического повреждения и может служить также объемом для размещения охлаждающей массы.
Оболочка может быть вь1полнена нэ ме10 талла нлн диэлектрических пластических масс, например, полиэтилена.
Оболочка может быть выполнена различной формы, например, в виде двух коаксиальных цилиндров, соединенных с торца
15 перегородкой.
Соединительные элементы могут быть выполнены в виде металлических скоб нли путем заполнения каналов сердечника и оболочки склеивающей массой, например, эпоксидным клеем.
2о На торцовой поверхности оболочки, противоположной сердечнику статора, могут быть выполнены выемки, в которых размещаются концы соединительных элементов, отогнутые в этн выемки. Укаэанные выемки
771806
3 могут быть выполнены в виде кольцевого паза или внутренних карманов. Отклоненные концы соединительных элементов в виде скоб могут быть соединены с поверхностью оболочки путем сварки или пайки.
На торцовой поверхности оболочки, примыкающей к ярму сердечника или на торцовой поверхности оболочки, примыкающей. к зубцовой зоне. сердечника, может быть выполнен кольцевой паз с установленным в него уплотнительным кольцом.
На соединительных элементах могут быть выполнены элементы крепления электрической машины, например, к фундаменту.
На фиг. l представлен статор электрической машины, содержащий по меньшей мере одну оболочку лобовых частей обмот- 1 ки с каналами на наружной поверхности, которые являются продолжением хотя бы части каналов сердечника; на фиг. 2 показана в изометрии оболочка, на торцовой поверхности которой со стороны, противополож- >< ной сердечнику статора, выполнена выемка в виде кольцевого паза; на фиг. 3 показана в изометрии оболочка, на торцовой поверхности которо" со стороны, противоположной сердечнику статора, выполнены выемки в виде внутренних карманов.
Статор электрической машины содержит сердечник 1 с каналами на наружной поверхности, обмотку с лобовыми частями 2, оболочку 3 лобовых частей. На наружной поверхности оболочки выполнены каналы 4 в осевом направлении. Оболочка 3 расположена относительно сердечника таким образом, что каналы 4 являются продолжением каналов сердечника. Для соединения оболочки с сердечником в упомянутых каналах расположены соединительные элемен- и ты 5, На торцовой поверхности оболочки, противоположной сердечнику, могут быть. выполнены выемки 6, в которые могут быть отогнуты концы соединительных элементов. Выемки 6 могут быть выполнены в виде ло кольцевого паза или внутренних карманов.
Соединительные элементы могут быть выполнены в виде металлических скоб или получены путем заполнения каналов оболочки и сердечника склеивающей массой, например, эпоксидным клеем. Соединительные эле- щ менты в виде скоб могут быть соединены с поверхностью оболочки путем сварки или пайки. С целью уплотнения соединения оболочки и сердечника на торцовых поверхностях оболочки, примыкающих к ярму и зубцовой зоне сердечника, могут быть выполнены кольцевые пазы 7 с установленными в них уплотнительными кольцами. На соединительных элементах может быть выполнен элемент 8 крепления электрической машины к фундаменту.
Изготовлен опытный образец электрической машины мощностью 500 Вт. Опыт показывает, что при изготовлении электрической машины с оболочкой по предлагаемому изобретению снижается расход материала на 110г за счет уменьшения отходов.
Экономический эффект при изготовлении в 1980 г. 500000 электродвигателей кратковременного режима работы составит
16500 рублей.
Формула изобретения
l. Статор электрической машины, содержащий сердечник с каналами на наружной поверхности, обмотку с лобовыми частями, заключенными по меньшей мере в одну оболочку, и расположенные в упомянутых каналах элементы, соединяющие оболочку с сердечником, отличающийся тем, что, с целыв экономии материалов, оболочка имеет на наружной поверхности осевые каналы, являющиеся продолжением по меньшей мере части каналов сердечника, а элементы, соединя1ощие оболочку с сердечником, имеют удлинения, расположенные в каналах оболочки.
2. Статор по и. l, отличающийся тем, что концы элементов, соединяющих оболочку с сердечником, отогнуты, а торцовая поверхность оболочки, противоположная сердечнику, имеет выемки, в которых расположены отогнутые концы.
3. Статор по п. 1, 2, отличающийся тем, что торцовая поверхность оболочки со стороны сердечника имеет кольцевой паз с расположенным в нем уплотнительным кольцом.
4. Статор по пп. 1, 2, 3, отличающийся тем, что элементы, соединяющие оболочку с сердечником, снабжены деталями для крепления электрической машины, например, к фундаменту.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
l. Патент ФРГ № 2503574, кл. Н 02 К 5/16, 1976.
2. Авторское свидетельство СССР по заявке № 2494712/24-07, кл. Н 02 К 5/18, 1977.
77l806
Puz 2
Фиг 3
Редактор Т. Лошкарева
Заказ 67 l 3/68
Составитель Л. Карцева
Техред К: Шуфрич Корректор Н. Бабииец
Тираж 793 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР Ito делам изобретениЯ н открытиЯ
1l3035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП аПатентэ,. г. Ужгород, ул. Проектная, 4