Устройство для регулирования тока электродвигателя

 

Союз Советскик

Социалистическик

Республик

ОП ИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

< 1773882 (6I ) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 20.04.79 (2I ) 2757637/24-07

3 (5I ) M. Кл.

Н 02 P 5/16 с присоединением заявки №3Ьеударстеенный кемнтет (23} ПриоритетОпубликовано 23.10.80. Бюллетень ¹ 39

Дата опубликования описания 25.10.80

IIo делам нзебретеннй н открытнй (53) УДК 621.316. .718(088.8) »

Д1: >ч 1 1 (72) Авторы изобретения

Ю. В. Колоколов, В. Г. Букреев, А. П. Зайцев и В. В. Болотов

Научно-исследовательский институт автоматики и электромеханики при Томском институте автоматизированных систем управления и радиоэлектроники (71) Заявитель (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТОКА

ЭЛЕ КТ РОД ВИГА TE ЛЯ

Изобретение относится к электротехнике, в частности к электроприводам постоянного тока с тиристорными:прерывателями.

Известно устройство для репулирова5 ния тока электродвигателя, содержащее тиристорный прерыватель и частотный датчик тока в цепи якоря электродвигателя, формирователь пилообразного напряжения, вход которого соединен с выхо. дом датчика тока, а выхoq — со входом Ф балансного диодно-регенеративного компаратора, выход которого соединен совходом тиристорного прерывателя $1) .

Недостатком этого устройства являют» 5

15 ся повышенные пульсапии тока электродви гателя.

Наиболее близкое предлагаемому по технической сущности устройство для регулирования тока электродвигателя содержит тиристорный прерыватель и частотный датчик тока в цепи якоря электродвигателя, формирователь пилообразного напряжения, вход которого соединен с выходом датчика тока, а выход — со входом компаратора, и последовательно соединенные дифференцирующие н усилительные звенья в цепях управления включением и выключением тиристорного прерывателя, вход первой из которых соединен с выходом компаратора, а в качестве усилительного элемента второй использован блокинг-генератор, блокнруемый компаратором.

Недостатком этого устройства является пониженное быстродействие из- а вносимого KpoHHpóþùèì конденсатором блокинг-генератора за наздывания на выключение тиристорного прерывателя при превышениях заданного значения якорного тока.

Цель изобретения — повышение быстродействия устройства пля регулирования тока электродвигателя.

Указанная цель достигается за счет того, что в известное устройство, содержащее тиристорный прерыватель и частотный датчик тока в цепи электро82 4

4S

3 7738 двигателя, формирователь пилообразного напряжения, вход которого соединен с выходом цатчика тока, а выход — со входом компаратора, и последовательно соединенные дифференцирующие и усилительные звенья в цепях управления включением и выключением тиристорного прерывателя, вход первой из которых соединен с выходом компаратора, ввецены послецовательно соединенные триггер и схема 0 совпадения, причем первый вход триггера

I соединен с выходом компаратора, вторые входы триггера и схемы совпаденияс выходом датчика тока, а инверсный выхоц схемы совпадения подключен к IS входу дифференцирующего звена в цепи выключения тиристорного прерывателя.

На фиг. 1 показана схема предлагае-. мого устройства; на фиг. 2 - временная диаграмма его работы.

Устройство содержит тиристорный преобразователь 1 и частотный датчик тока 2 в цепи якоря 3 электродвигателя, формирователь пилорбразного напряжения.

4, вход которого соединен с выходом, 2S датчика тока 2, а выход - со входом компаратора 5, триггер 6, первый вход которого соединен с выходом компаратора 5, а второй - с выходом датчика тока 2 и со вторым входом схемы совпаце- 30 ния 7, первый вход которой соединен с . выхоцом григгера 6, а инверсный выход через последовательно соединенные дифференцирующие 8 и усилительное 9 звенья со входом выключения тиристорного пре- З рывателя l. Через аналогичные звенья

lO и 11 выход компаратора соединен со входом включения тиристорного прерывателя. Якорь двигателя и обмотка цатчика тока шунтированы обратным ди- 40 одом 12.

Устройство для регулирования тока электродвигателя работает следующим образом.

В момент пуска ток электродвигателя равен нулю, подмагничивание сердечника датчика тока 2 отсутствует, и последний имеет первоначальную частоту переключений, а с выходной обмотки снимается напряжение Ц (фиг. 2). За полупериод формируется пилообразное напряже ? ние 04 максимальной амплитуцы. Напряжение Ц4 сравнивается с напряжением уставки " 0Ч и при 04 Ъ ЦЧ на выходе компаратора 5 формируется логический нуль напряжения Ц .. Перепад напряжения 0 g цо нуля дифференцируется цепочкой 10, усиливается в звене 11 и передается с помощью импульсного трансформатора этого блока на включение тиристорного прерывателя 1. Последний включается, ток якоря начинает возрастать, что вызывает увеличение частоты цатчика тока 2. При этом импульсы включения продолжают поступать HB тиристорный прерыватель, а импульсы выключения блокируются тем, что триггер 6, переключаемый логическими нулями напряжения

Ц, каждый раз возвращается в исходное состояние логическими нулями напряжения Llg, и совпадения сигналов 0 2 и

Og на входах схемы 7 не наступает.

По мере увеличения тока якоря и частоты цатчика тока уменьшается амплитуда пилообразного напряжения Ц4, и как только последняя уменьшается цо величины 04 < 0 по всему периоду, сравнения на компараторе 5 и, следовательно, импульсы на включение тиристорного прерывателя прекращаются. Вслед за этим по первому же спацающему фронту напряжения U g поскольку не произошло сравнение и логическим нулем Ц триггер не переключился в исходное состояние, происходит совпадение сигналов

0 и U g нHа в х оoд а х с х е мMbы I 77, а на ее выходе формируется логический нуль, фронт образования которого после дифференцирования и усиления на звеньях 8, 9 вызывает выключение тиристорного прерывателя 1., В результате ток якоря начинает уменьшаться, замыкаясь через диод 12 до тех пор, пока частота датчика тока не уменьшится, а амплитуда напряжения 04 не увеличится цо величины

0ц . Затем процессы повторяются.

Таким образом, в предлагаемом устройстве запаздывание на выключение тиристорного прерывателя не может превышать половины периода колебаний частотного датчика, что практически оказывается пренебрежимо малым и приводит к по- . вышению быстродействия электропривода в целом.

Формула изобретения

Устройство для регулирования тока электродвигателя, соцержащее тиристорный прерыватель и частотный цетчик тока в цепи якоря электродвигателя, формирователь пилообразного напряжения, вход которого соединен с выхоцом цатчика тока, а выход - со входом компаратора, и послецовательно соединенные цифференци773882

2!

Составитель В. Самохин

Редактор А. Маковская ТехрецМ.Табакович Корректор

Заказ 7527/77 Тираж 783 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП "Патент", r. Ужгород, ул. Проектная, 4 рующие и усилительные звенья в цепях управления включением и выключением тиристорного прерывателя, вход первой из которых соединен с выходом компаратора, отличающееся тем,что,с целью увеличения быстродействия устройства, в него введены последовательно соединенные триггер и схема совпадения, причем первый вход триггера соединен с выхоцом компаратора, вторые входы триг«10 гера и схемы совпадения - с выходом датчика тока, а инверсный выход схемы совпадения соединен со входом дифференцирующего звена в цепи выключений тиристторного прерывателя.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР

J4 364061, кл. Н 02 P 7/28, 1973.

2. Авторское свидетельство СССР

kf. 488296, кл. Н 02 P 5/16, 1976.

Устройство для регулирования тока электродвигателя Устройство для регулирования тока электродвигателя Устройство для регулирования тока электродвигателя 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано для привода различных механизмов с питанием от однофазной сети переменного тока

Изобретение относится к тяговым электроприводам транспортных средств, питающихся от сети постоянного тока

Изобретение относится к устройствам для регулирования и стабилизации скорости электродвигателей постоянного тока

Изобретение относится к тяговым электроприводам постоянного тока

Изобретение относится к тяговым электроприводам постоянного тока

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в качестве тягового электропривода в электроподвижном составе метрополитена и наземных железных дорог

Изобретение относится к области электротехники, а именно к вентильным электроприводам с обратной связью по ЭДС

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в маломощных приводах различных механизмов, требующих регулирования скорости вращения вниз от номинальной скорости
Наверх