Подшипник качения

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОЬЕЕтЕНИ Я

Союз Советских

Социалистических

Республик

«»777273

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 28.03.79 (21) 2742784/25-27 (51) М.Кл 3 F 16 С 19/02

F 16 С 33/32 с присоединением заявки—

Государственный комитет

СССР (23) Приоритет— (43) Опубликовано 07.11.80. Бюллетень № 41 (45) Дата опубликования описания 04.12.80 по делам изобретений и открытий (53) УДК 621.822 71 (088.8) (72) Авторы изобретения

В. И. Курихин и В. А. Соловьев (71) Заявитель (54) ПОДШ И П Н И К КАЧЕНИЯ

Изобретение относится к машинострое,нию, а именно к устройству подшипников качения, эффективно работающих в условиях высоких температур,,сухого трения, глубокого вакуума, при многократных пусках в работу.

Известен подшипник .качения, содержащий внутреннее и наружное колвца с размещенными между ними пустотелыми телами, качения, частично заполненными теплоносителем 1(1).

Недостаток известного подшипника состоит в том, что при использовании его в указанных выше условиях, особенно при многократных пусках в ра боту, может проявляться дисбаланс массы тел .качения в связи с несимметричным расположением теплоносителя в полости тела качения, вызываемым затвердеванием теплоносителя в неподвижном и охлажденном состояниях подшипника. Это снижает надежность п одшипника при режимах с многократными пусками подшипника в работу. Последнее обстоятельство ограничивает выбор эффективных теплоносителей на основе жидких металлов (натрий, литий и .др.), которые в неподвижном и охлажденном состояниях подшипника затвердевают, вызывая дисбаланс в пусковом периоде в течение щремени, необходимого для оплавления теплоносителя.

Цель изобретения — повышение долговечности подшипника качения путем ооес5 печения автоматической балансировки массы тел качения.

Указанная цель достигается тем, что в подшипнике качения, содержащем внутреннее,и наружное .кольца и полые тела качения, частично заполненные теплоносителем, внутренняя поверхность каждого тела качения имеет капиллярно-пористую структуру. После остановки подшипника (в статическом состоянии тела качения) жидкий теплоноситель за счет молекулярных сил сцепления с капиллярно-пористой структурой растекается по всей поверхности и фиксируется на ней порами .введенного слоя, при этам отпадают ограничения на вид теплоносителя.

На фиг. 1 — 3 изображен предлагаемый подшипник качения. "

Подшипник качения содержит внутреннее кольцо 1, наружное кольцо 2, полое тело качения 8, теплоноситель 4, внутреннюю полость тела-.качения 8 с капиллярно пористой структурой 5, поры которой сообщаются с полостью б тела качения 8.

777273

При работе подшипника качения происходит нагрев тела качения 8 в зоне контакта с внутренним 1 и наружным 2 кольцами подшипника, при этом тело качения 8 вращается относительно оси 7. Тепловой поток

8 передается теплоносителю 4 в слое 9, за"* -- полняющему капиллярно-пористую структуру 5. Испарением теплоносителя из слоя

9 тепловой поток с помощью пара 10 переносится со звуковой скоростью к «холод ным» поверхностям тела качения, т. е. к тем частям его стенки, которые находятся вне контакта с кольца ми. С открытых поверхностей тела качения тепловой поток 8 отводится в окружающую среду. При конденсации теплоносителя 4 на холодных частях слоя 9 последним передается переносное тепло. Возврат теплоносителя из зон "конденсации в "зону испарения "идет- по капиллярно-пористой структуре,в направлении 11 как за счет капиллярного напора, так и за счет действия центробежных сил, обеспечивая этим непрерывно теплопередачу.

В неподвижном и охлажденном состояниях подшипника обеспечена автоматическая балансировка массы тела качения, Это достигнуто тем, что при остановке подшипнйка теплоноситель заполняет поры слоя 9, фиксируя тем .самым свое положение независимо от гравитационных сил, ра внамерно по всей внутренней поверхности полого тела качения. При этом объем теплоносителя не должен превышать объем пор слоя 9.

Равномерность заполнения пор слоя сохраняется как для жидкого, так и за5 твердевающего при охлаждении теплоносителя.

При очередном пуске подшипника при любом, виде теплоносителя (жидкого или затвердевшего) дисбаланс массы шарика исключается.

:Капиллярно-пористые структуры могут быть разнообразны: слой из металлических гранул, из сеток и т. д.

В качестве теплоносителей могут ис15 пользоваться натрий, литий и др.

Формула изобретения

Подшипник качения, содержащий внутреннее и наружное кольца с размещенными,между ними полыми телами качения, частично заполненными теплоносителем, от ли ч а ю щи и с я тем, что, с .целью повышения долговечности подшипника путем 5. обеспечения автоматической балансировки массы тел качения, внутренняя поверхность каждого тела качения имеет капиллярнопористую структуру.

Источник информации, принятый во внимание при экспертизе:

1. Авторское свидетельство СССР по заявке № 1943407/25i27, 1973 (прототип}.

777273

pgz./

Риг /

Редактор Т. Зубкова

Корректор И. Осиповская

Заказ 1478/1478 Изд. № 547 Тираж 1095 Подписное

НПО <Поиск» Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, K-35, Раушская наб., д. 4/5

Тип. Харьк. фил. пред. <Патент»

Составитель Л. Иванова

Техред И. Пеичко

X(y

Подшипник качения Подшипник качения Подшипник качения 

 

Похожие патенты:
Наверх