Добавка для снижения гидродинамического сопротивления теплоносителя

 

Союз Советских

Социалистических

Реслублии

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 20.09.78 (21) 2672372/25-08 с присоединением заявки Ке (23) Приоритет (51) M Кл з

F 17 D 1/02

Гасударственный комитет (43) Опубликовано О?.11.80. Бюллетень М 41 (53) УДК 621.643.006.8 (088.8) по делам изобретений н открытий (45) Дата опубликования описания 07.11.80 (72) Авторы изобретения

И. Л. Повх, Н. П. Коваленко, А. И. Сердюк, В. Г. Львов, А. А. Заика, А. Б. Ступин и А. П. Симоненко

Донецкий государственный университет (71) Заявитель (54) ДОБАВКА ДЛЯ СНИЖЕНИЯ ГИДРОДИНАМИЧЕСКОГО

СОПРОТИВЛЕНИЯ ТЕПЛОНОСИТЕЛЯ

Изобретение относится к области транспорта теплоносителя по трубопроводам в замкнутых системах и может быть использовано преимущественно в котельных установках, в которых в качестве теплоносителя 5 циркулирует вода.

Известны добавки для снижения гидродинамического сопротивления теплоносителя, которые представляют собой высокомолекулярные вещества, г, частности поли- )О этиленоксид (1).

Однако эти добавки подвергаются необратимой механической деструкции, в результате чего гидродинамическое сопротивление теплоносителя снижается на ко- 15 роткий срок. Для сохранения свойств теплоносителя в замкнутом контуре требуется непрерывное введение добавок высокомолекулярных веществ.

Целью изобретения является повышение 20 эффективности снижения гидродинамического сопротивления теплоносителя при одновременном упрощении технологического процесса, а также защита трубопроводов замкнутых систем от коррозионных по- 25 вреждений;

Эта цель достигается тем, что в качестве добавки для снижения гидродинамического сопротивления теплоносителя применяется

P- (IN-метил-N-оленоил) этилсульфонат натрия

О !!

C,̈́— CH=CH(CH,),— С вЂ” N — C,Н,$0,Na !

СН, с электролитами NaCI u NagCOg.

Эта добавка в настоящее время применяется в промышленности в качестве активной основы моющих средств, При использовании ее в циркуляционном контуре уменьшаются потери на трение, что дает возможность уменьшить затраты энергии на циркуляцию теплоносителя, либо увеличить расход теплоносителя при одних и тех же затратах энергии.

Изобретение проверено в промышленных условиях на котельной установке. В качестве добавки был испытан водный раствор

P-(N-метил-N-оленоил) этилсульфоната натрия в присутствии электролитов (NaCI, NaqCOq) как теплоносителя, обладающего антикоррозионными свойствами и уменьшенным сопротивлением по сравнению с водой.

Определение уменьшения потерь давления определялось по выражению

S — площадь пластинки (см );

t — время погружения (час).

Z= Г У 10004, V

5 где

Z — процент защиты металла от коррозии;

V и V — скорость коррозии в воде и испытуемом теплоносителе.

10 Результаты исследований приведены в таблице 1 и 2.

Зависимость уменьшения потерь давления от температуры при циркуляции испытуемого теплоносителя (NaCI — 4,3%, 15 Ка2СОз — 3,5%, р-;(К-метил-N-оленоил! этилсульфоната натрия — 0,25%) при постоянном расходе.

V= а! 2

5 t

Таблица 1

Р1 Р2

100 яо

Р|

45 43 41 37

41

44 45

50 55 60 65

35

40 45

30

Таблица 2

Влияние теплоносителя на коррозию металла

1(онцентрация составных частей, о;

Время (сутки) р — (N — метил N — оленоил) этилсульфонат натрия

Ха2СОа

NaC1

0,2

3,5

4,3

0,3

3,5

4,3

3,5

4,3

0,5

3,5

4,3

Используемый теплоноситель не теряет эффективности во времени и термически 20 не разлагается.

Исходя из полученных данных видно, что предлагаемый теплоноситель, обладающий пониженным гидродинамическим сопротивлением по сравнению с водой и антикоррозийными свойствами, может быть использован в тепловых сетях.

Предлагаемый теплоноситель имеет по сравнению с известными ряд преимуществ.

При равном эффекте снижения гидродинамического сопротивления ip-,(N-метил-Nоленоил) -этилсульфонат натрия в совокупности с NaCl и 1чаяСОз не теряет своих свойств при многократном использовании и, будучи раз введен в систему, может использоваться без дополнительного введения сколь угодно долго.

Предлагаемый теплоноситель обладает побочным полезным свойством — он ингиНПО «Поиск» Заказ 2710/13 Изд. № 600 Тираж 583 Подписное т пография, пр. Сапунова, 2 где Р, — потери давления в гидроконтуре на воде;

P, — потери давления при циркуляции испытуемого теплоносителя;

q — расход.

Определение ингибирующих свойств проводилось весовым методом по уменьшению веса отдельной пластины после семидневного погружения в испытуемый теплоноситель, Расчеты проводились по формулам: где а1и а2 — вес пластинки до и после погружения (грамм); бирует коррозию трубопроводов, тем самым увеличивая срок их службы, Теплоноситель готовится на основе многотоннажных продуктов, выпускаемых промышленностью и поэтому очень дешев.

Формула изобретения

Применение р- (N-метил-N-оленоил) этилсульфоната натрия

О !!

С,Н,-,— СН=СН(СН,),— С вЂ” N — С,Н,$0,Na

СН, с электролитами NaC1 и Na2CO3 в качестве добавки для снижения гидродинамического сопротивления теплоносителя.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Розенфельд М. Л. «Ингибиторы коррозии», М., «Химия», 1977, с. 352.

Добавка для снижения гидродинамического сопротивления теплоносителя Добавка для снижения гидродинамического сопротивления теплоносителя 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к энергосберегающим технологиям транспорта газа и может быть использовано при создании автоматизированной системы управления технологическим процессом магистрального газопровода

Изобретение относится к газовым сетям, а также к холодильной технике и может быть использовано в системах комбинированного использования сжиженного (например, нефтяного, под давлением) углеводородного газа (пропана, пропан-бутановой смеси), который служит одновременно топливом для двигателя автомашины и хладагентом для холодильной установки, предназначенной для охлаждения изотермического кузова авторефрижератора, кабины водителя, отдельных отсеков автомашины, транспортных систем кондиционирования

Изобретение относится к газовым сетям, а также к области холодильной техники и может быть использовано в системах охлаждения, где сжиженная смесь углеводородов (например, пропан-бутан) находится под давлением, служит одновременно топливом для автомобильного двигателя и холодильным агентом для холодильной установки с целью охлаждения теплоизолированного кузова авторефрижератора

Изобретение относится к нефтяной промышленности и может быть использовано для уничтожения донных отложений мазутохранилищ путем введения в топливо, подаваемое на сжигание

Изобретение относится к газовой промышленности, в частности к способу транспортировки газообразных продуктов на длительные расстояния от источника к потребителю

Изобретение относится к области насосо- и компрессоростроения и может быть использовано в нефтяной, газовой и других отраслях промышленности для перекачки жидкостей и газов

Изобретение относится к трубопроводному транспорту, в частности к магистральным трубопроводам для транспортирования криогенных сред

Изобретение относится к энергосберегающим и экологически безопасным технологиям трубопроводного транспорта газа, нефти, нефтепродуктов и может быть использовано при сооружении новых и модернизации действующих магистральных трубопроводов

Изобретение относится к технологии подготовки углеводородных газов к приему на компрессорные станции или газораспределительные станции

Изобретение относится к энергосберегающим и экологически безопасным технологиям трубопроводного транспорта газа и может быть использовано при сооружении новых и модернизации действующих магистральных газопроводов
Наверх