Способ определения предварительного осевого натяга шарикоподшипников гиродвигателя

 

- 7ги;. ;:; ° е

ОписАние

ИЗОБРЕТЕНИЯ щ 777430

Oom Советских

Социалистических

Реснуб

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Ъ (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 20.02.79 (21) 2728404/40-23 с присоединением заявки № (23) Приоритет (51) М, Кл.

G 01С 19/16

G 01С 25/00

Госуаарстеенный комитет (43) Опубликовано 07.11.80. Бюллетень № 41 (53) УДК 629.7.058.82 (088.8) по делам изобретений н открытий (45) Дата опубликования описания 07.11.80 (72) Авторы изобретения Е. М. Родионов, Л. А. Трофимюк, Б. С. Мигунов и В. И. Пикунов (71) Заявитель

Московский авиационный технологический институт имени К. Э. Циолковского (54) СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО

ОСЕВОГО НАТЯГА ШАРИКОПОДШИПНИКОВ

ГИ РОД В И ГАТЕЛ Я

Изобретение относится к приборостроению, в частности к способам испытания шарикоподшипников гиродвигателей, Известен способ контроля осевого натяга подшипников качения ротора гиродвигателя (1). Контроль натяга производят в собранном гиродвигателе, при этом ротор закрепляют в корпусе приспособления. Со стороны одной из крышек к статору подводят индикатор и устанавливают его по «О».

Другую крышку деформируют в сторону уменьшения натяга до величины разгрузки.

Подводят к статору со стороны, противоположной индикатору, динамометр и создают им такое осевое усилие, чтобы индикатор показал «О».

Показания динамометра при этом равны усилию натяга.

Точность определения этим способом осевого натяга из-за трудности измерения малых деформаций невысокая.

Известен также способ определения предварительного осевого натяга подшипников путем приложения внешней осевой нагрузки на гиродвигатель и измерения ее величины, при которой разгружается один из шарикоподшипников (2).

В данном способе фиксируется величина максимального мгновенного значения перегрузки внешней осевой вибрации, приводящей к полной разгрузке одного из подшипников. Момент разгрузки или отрыва подшипников определяют по искажению синусоидальной формы сигнала вибродатчика, 5 закрепленного на двигателе.

Однако известный способ не обладаетдостаточной точностью из-за погрешностей при определении искажения синусоидальной формы сигнала вибродатчиков. Боль10 шая погрешность в измерении предварительного осевого натяга отрицательно сказывается на точности и долговечности гиродвигателя, так как большой натяг вызывает интенсивный износ опор, а малый при15 водит к недопустимому смещению цеитра тяжести.

Целью изобретения является повышение точности определения предварительного осевого натяга шарикоподшипников гиро20 двигателя.

Достигается это за счет того, что создают два значения внешней осевой нагрузки на гиродвигатель, заведомо превышающих величину нагрузки, при которой разгружа25 ется один из шарикоподшипников, и производят при этих значениях нагрузки и без нее измерение моментов трения вращению ротора гиродвигателя с последующим вычислением предварительного осевого на30 тяга.

777430 следовательно

А= А,— (А,— А)

Положительный эффект применения предложенного способа состоит в возможности более точного контроля правильности

15 выставки предварительного осевого натяга шарикоподшипников гиродвигателя, что позволит повысить точность и долговечность гироприборов.

M 2У o A

Ы д

Однако использование указанной зависимости для определения предварительного осевого натяга подшипников путем измерения момента трения Мо" приводит к низкой точности измерения, так как коэффи- 25 циент трения качения колеблется от 0,003 до 0,03 мм. Поэтому предлагается производить измерение момента трения при имеющемся в гиродвигателе усилии предварительного осевого натяга и при двух различ- 30 ных осевых нагрузках, превышающих усилие разгрузки шарикоподшипников. Увеличение осевой силы, воздействующей, например, на статор увеличивает нагрузку в одном подшипнике и уменьшает в другом.Мо- 35 мент трения в одном подшипнике возрастает, а в другом уменьшается, однако, суммарный средний момент трения в подшипниках остается постоянным до тех пор, пока один из подшипников не окажется разгруженным. В этом случае момент трения начнет возрастать пропорционально осевой нагрузке, как показано на чертеже.

Как видно из чертежа, усилие разгрузки определяется выражением 45

А =А, — А,— А,(А= А,— (А,— А) где Ар — усилие разгрузки;

Аь А — осевые нагрузки, превышающие 50 усилие разгрузки;

М>, М вЂ” моменты трения при осевых нагрузках А, А> соответственно;

Mo р — момент трения при осевых нагрузках меньше усилия разгруз- 55 ки, В основе способа используется известная зависимость момента трения в упорном шарикоподшипнике от осевой нагрузки.

М, =-/ А, ш где f — коэффициент трения качения в подшипниках при нормальном режиме работы;

В, — диаметр центров шаров;

d — диаметр шарика;

А — осевая нагрузка.

Шарикоподшипники в гиродвигателе нагружены одинаковым усилием предварительного осевого натяга, следовательно момент трения в гиродвигателе определяется выражением

Как известно, усилие предварительного осевого натяга подшипников связано с усилием разгрузки выражением

А = Ар

2,83

Формула изобретения

Способ определения предварительного осевого натяга шарикоподшипников гиродвигателя путем приложения внешней осевой нагрузки на гиродвигатель и измерения ее величины, при которой разгружается один из шарикоподшипников, о т л и ч а ющийся тем, что, с целью повышения его точности, создают два значения внешней осевой нагрузки на гиродвигатель, заведомо превышающих величину нагрузки, при которой разгружается один из шарикоподшипников, и производят при этих значениях нагрузки и без нее измерение моментов трения вращению ротора гиродвигателя с последующим вычислением предварительного осевого натяга по формуле где Ai, А — значения внешней осевой нагрузки;

Мь M> — соответствующие им моменты трения;

Mo — момент трения при отсутствии внешней нагрузки.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР

Мр 629466, кл. G 01М 13/04, 1978.

2. Авторское свидетельство СССР

М 202531, кл. G 01С 19/06, 1966 (прототип).

Редактор Е. Гончар

Составитель В. Делекторский

Техред А. Камышиикова Корректор Л. Орлова

Заказ 2528/14 Изд. № 578 Тираж 810 Подписное

НПО «Поиск» Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, 5К-35, Раушская наб., д. 4/5

Типография, пр. Сапунова, 2

Способ определения предварительного осевого натяга шарикоподшипников гиродвигателя Способ определения предварительного осевого натяга шарикоподшипников гиродвигателя Способ определения предварительного осевого натяга шарикоподшипников гиродвигателя 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к приборостроению, в частности, может быть использовано при создании испытательных стендов для исследования систем автоматического управления летательных аппаратов путем определения их частотных характеристик

Изобретение относится к точному приборостроению и может быть использовано, например, для обследования нефтяных, газовых и геофизических скважин путем движения скважинного прибора в скважине в непрерывном или точечном режиме, при определении азимута и зенитного угла скважины

Изобретение относится к гироскопическому инклинометру и способу определения угловой ориентации скважин, предназначеных для исследования траекторий нефтяных, газовых, геотермальных, железорудных и других скважин

Изобретение относится к горной промышленности, конкретно к устройствам, позволяющим определять значение азимутальных и зенитных углов в глубоких скважинах при наклонно-направленном бурении нефтяных, газовых, геологоразведочных скважинах, а также при аттестации имеющихся обсаженных скважин

Изобретение относится к авиационной технике, к системам нашлемного целеуказания, индикации, к единой системе целеуказания и индикации (НСЦИ), комплексирующихся с обзорно-прицельными и индикационными системами (телевизионными, тепловизионными, радиолокационными), и может найти применение при отработке на стендах, тренажерах, а также в игровых центрах коммерческого назначения, моделирующих боевую, естественно-научную или игровую обстановку

Изобретение относится к годроскопии и может быть использовано в системах инерциального управления подвижных объектов

Изобретение относится к нефтегазовой промышленности и к геофизике, а более конкретно - к устройствам, позволяющим измерять значения азимутального и зенитного углов при исследовании траекторий нефтяных, газовых, геофизических и других скважин

Изобретение относится к геофизическому приборостроению и предназначено для геофизических исследований

Изобретение относится к геофизическому приборостроению и предназначено для геофизических исследований
Наверх