Балансирный динамометр для измерения вращающего момента

 

(i1177750 6

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Социалистических

Республик (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 25.01.79 (21) 2717624/18-10 с присоединением заявки №вЂ” (23) Приоритет (43) Опубликовано 07.11.80. Бюллетень № 41 (45) Дата опубликования описания 07.11.80 (51) М.К .

G 01L 3/16

Государственный комитет (53) УДК 531.781 (088.8) ло делам изобретений и открытий (72) Авторы изобретения

И. Ф. Скакун, Е. И. Бедов и Т. М. Макурина (71) Заявитель (54) БАЛА Н С И Р Н Ц! Й Д И НАМ ОМЕТР ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ

ВРА1ЦАЮЩЕГО МОМЕНТА

Изобретение относится к области силоизмерительной техники и может быть использовано при стендовых испытаниях компрессоров, вентиляторов, насосов и других лопаточных машин.

Известный редукторный динамометр с балансирным корпусом для измерения вращающего момента не обеспечивает требуемой точности измерения (1).

Наиболее близким по технической сущности к данному изобретению является балансирный динамометр для измерения вращающего момента, содержащий станину с расположенным на ней шестеренчатым редуктором, ось вращения ведущей шестерни которого размещена на рычаге, связанном одним концом через ось качания с опорой, установленной на станине, а другим — с силоизмерительным устройством (2).

Недостатком такого динамометра также является низкая точность измерения, обусловленная нестабильностью нулевых показаний из-за наличия больших сил трения покоя в зубчатых зацеплениях и подшипниках редуктора.

Целью изобретения является повышение точности измерения.

Указанная цель достигается за счет того, что в него введен механизм радиального смещения опоры, выполненный в виде поршневого реверсивного привода, корпус цилиндра которого установлен на станине, а поршень связан с ползуном с установленной на нем опорой и снабжен ограничи5 телями крайних положений.

На фиг. 1 изображен динамометр, общий вид; на фиг. 2 — 3 — сечение А — А и Б — Б на фиг. 1.

Балансирный динамометр для измерения

10 вращающего момента (фиг. 1) содержит станину 1, на которой в подшипниках скольжения 2 и 3 размещен шестеренчатый редуктор 4 с качающимся в вертикальной плоскости рычагом 5, несущим ведущую

15 шестерню 6 редуктора 4. Ведущая шестерня 6 жестко закреплена на валу 7 (фиг. 3) и, вращаясь вместе с ним в подшипниках скольжения 3 качающегося рычага 5, стремится тангенциально обкатить ведомую

20 шестерню 8, тем самым создавая вертикальное усилие на качающемся рычаге 8, воспринимаемое силоизмерительным устройством 9. Качающийся рычаг 5 соединен одним концом с опорой 10 посредством оси

25 качания 11 (фиг. 2), а другим — с силоизмерительным устройством 9. Опора 10 качающегося рычага 5 оснащена механизмом 12 радиального смещения опоры, обеспечивающим возможность горизонтального

З0 перемещения качающегося рычага 5 в ра777506

З0

50

55 диальном направлении на величину Х, достаточную для того, чтобы вывести ведущую шестерню 6 из зацепления с ведомой шестерней 8 и тем самым исключить воздействие на ведущую шестерню 6 сил покоя, возникающих в подшипниках валов и зубчатом зацеплении редуктора и вызывающих уход нулевых показаний балансирного динамометра.

Механизм радиального смещения опоры выполнен в виде расположенного в горизонтальном канале 13 Т-образного ползуна 14, на котором установлена опора 10, и поршневого реверсивного привода, связанного с трехходовым краном 15, через который давление рабочей жидкости от источника питания (на схеме не показан) поступает либо в левую 16, либо в правую 17 полости цилиндра 18, корпус которого установлен на станине. Поршень 19 реверсивного привода связан с ползуном 14. Для ограничения хода поршня и ползуна служат ограничители крайних положений 20 и 21, в качестве которых могут быть использованы поверхность «В» цилиндра 18 и поверхность «Г» опоры 22 ведомой шестерни 8.

Балансирный динамометр работает следующим образом.

При испытании изделия (например, ком" прессорр а ) ведущая шестерня 6 "находится в зацеплении с ведомой шестерней 8. Мощность от привода редуктора балансирного динамометра через вал 7 передается на ведущую шестерню 6 и через ведомую шестерню 8 к валу испытываемого изделия (привод редуктора балансирного динамометра и испытываемое изделие на схеме не показаны), Ведущая шестерня 6, обкатывая ведомую шестерню 8, создает на качающемся рычаге 5 вертикальное усилие, пропорциональное развиваемому приводом вращающему моменту. Это усилие передается силоизмерительному устройству 9, имеющему градуировочную характеристику в единицах вращающего момента, получаемую путем градуировки балансирного динамометра с помощью специального градуировочного устройства, например, рычажно-грузового типа.

Так как после выключения (останова) привода балансирного динамометра шестерни редуктора из-за наличия сил трения в зацеплении и подшипниках могут остановиться в любом положении, в частности и в таком, когда ведущая б и ведомая 8 шестерни окажутся тангенциально нагружен4 ными (распертыми), возникает и наблюдается уход «нулевых» показаний силоизмерительного устройства 9, вызванный вышеуказанными силами трения покоя в зубчатом зацеплении и подшипниках редуктора

4. Для исключения влияния этих сил на показания устройства 9 перемещают качающийся рычаг 5 вместе с ведущей шестерней б в горизонтальной плоскости в радиальном направлении. на величину Х с помощью механизма 12 радиального смещения опоры и тем самым выводят ведущую шестерню б из зацепления с шестерней 8. После этого отсчитывают «нулевые» показания силоизмерительного устройства и выполняют в обычном порядке статическую градуировку балансирного динамометра.

При этом редуктор 4 балансирного динамометра оказывается в отсоединенном состоянии от ведущей шестерни 6 и возникающие в нем силы трения не влияют на результаты градуировки.

После завершения градуировки ведущая шестерня 6 вновь вводится в зацепление с ведомой шестерней 8 редуктора 4 путем перемещения поршня 19 вправо.

Формула изобретения

Балансирный динамометр для измерения вращающего момента, содержащий станину с расположенным на ней шестеренчатым редуктором, ось вращения ведущей шестерни которого размещена на рычаге, связанном одним концом через ось качания с опорой, установленной на станине, а другим — с силоизмерительным устройством, отличающийся тем, что, с целью повышения точности измерения, в него введен механизм радиального смещения опоры, выполненный в виде поршневого реверсивного привода, корпус цилиндра которого установлен на станине, а поршень связан с ползуном с установленной на нем опорой и снабжен ограничителями крайних положений.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Кац С. М. Балансирные динамометры для измерения вращающего момента. М,,—

Л., «Госэнергоиздат», 1962, с. 6.

2. Юдин В. А. Механизмы приборов.

Справочник. «Машгиз», 1952, с. 264 — 265 (прототип) .

777506! д рабоче жидисвг

Фиг. !

Редактор О. Филиппова

Заказ 2421/2 Изд. № 559 Тираж 1033 Подписное

НПО «Поиск» Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Типография, пр. Сапунова, 2

Составитель Г. Целибеев

Техред А. Камышникова

Корректоры: Л. Корогод и О. Данишева

Балансирный динамометр для измерения вращающего момента Балансирный динамометр для измерения вращающего момента Балансирный динамометр для измерения вращающего момента 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для нагружения различных двигателей и приводов

Изобретение относится к приборостроению и может быть использовано для измерения моментов сопротивления вращению вала специальных изделий ,в частности, токосъемников

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в стендах для промышленных испытаний червячных редукторов общего назначения

Изобретение относится к измерительной технике и позволяет расширить диапазон измерения моментов при сохранении высокой чувствительности

Изобретение относится к измерительной технике
Наверх